Давайте еще раз вернемся к характеристике, которую о. Иоанн
Шаховской дал учению о реинкарнации: "Да, это учение очень
ободряющее всех верующих в самоулучшение. Удобное для
многих, надеющихся не на Творца, а на самоулучшение".
Она еще раз показывает непостоянство аргументов
противников перевоплощения.
С одной стороны, приверженцев реинкарнации обвиняют в том,
что они поощряют лень и беспечность. Дескать, если в запасе
у человека множество жизней, то можно откладывать решение
о повороте на духовный путь до бесконечности; можно грешить,
поскольку в будущих воплощениях эти грехи все равно будут
искуплены. С другой стороны, в процитированном отрывке
о. Иоанн упрекает "теософа" в том, что тот проповедует
самоулучшение, исключающее Бога. Ни одно, ни другое возражение
не имеет под собой достаточных оснований.
Православные христиане признают, что спасение достигается
верой и делами. Снисходительно-высокомерно говоря о
самоулучшении, Шаховской, сам того не подозревая, начинает
звучать как радикальный протестант в духе Матрина Лютера,
отвергающий ценность человеческих дел в глазах Бога. Но вера
и дела - единое целое, и мы не вправе искуственно разделять
их. Всякое самоулучшение есть сотрудничество с Богом,
внутренне побуждающим человека двигаться к совершенству.
"Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас
и хотение и действие по Своему благоволению" (Филиппийцам
2:12,13), - призывает апостол Павел. Все желания расти,
развиваться и проявлять любовь вдохновлены Богом.
Возьмем для примера человека, занятого самоулучшением -
пусть даже и неверующего. Зададим вопрос: почему он куда-то
стремится? В чем причина его неудовлетворенности своим
нынешним состоянием? Что мотивирует его работать над своей
душой и своим характером? Сила, влекущая его вперед - это
Бог. Божий голос зовет его к совершенству, даже если он и
не понимает природы этого зова.
Большинство сторонников реинкарнации убеждены в том, что
каждый индивидуум обладает высшим, божественным началом -
Я ЕСМЬ. Божья искра в нас есть "путь, истина и жизнь". Она
есть точка света, где человек полностью един с Богом.
Божественное начало есть в каждом - а не только в
христианах, исповедующих определенную доктрину.
Сознательное сотрудничество с ним способствует нашему
духовному становлению. Мы "совершаем свое спасение",
следуя высшим побуждениям.
Существует ли опасность "откладывать спасение на потом",
оправдываясь тем, что впереди целая вечность? Ответ
не столь прямолинеен, как это может показаться. Да,
с точки зрения теории реинкарнации не существует ада,
ожидающего грешников, которые не успели вовремя покаяться.
Но подлинная любовь не может родиться из страха перед угрозой
адских мучений. А без любви, никакие добродетели не имеют
ценности для Бога (1 Коринфянам 13:1-3).
Лень, беспечность и нерассудительность коренятся в характере
человека, а не в его мировоззрении. Опыт показывает, что
люди порой находят тысячи причин, чтобы оправдать свое
нежелание меняться - вне зависимости от того, во что они верят.
Более полутора тысяч лет, традиционное христианство - с
его проповедями ада и вечных мучений для грешников -
безраздельно господствовало в Европе, огнем и мечом искореняя
всякое вольнодумство. Стала ли в результате этого Европа
святой? Ничуть. Смотря в историю, мы видим не небывалый
триумф любви и доброты, а пытки, казни, войны, погромы,
эксплуатацию и геноцид. Говорить, что церковь не одобряла
всего этого (учитывая ее колоссальное влияние на умы людей) -
либо наивность, либо лицемерие.
Впрочем, я не думаю, что дискуссии между сторонниками и
противниками церкви приносят ощутимую пользу. Очень важно
смотреть на вещи трезво и без иллюзий. Но мы перевоплощаемся
не как члены общины, а как индивидуумы. Мы несем личную
ответственность за то, как отвечаем на голос Бога, звучащий
в нашем сердце. Дурны или хороши церковные доктрины -
это имеет лишь второстепенное значение по сравнению
с внутренней работой, совершающейся в нашем сознании.
Мы сами "совершаем свое спасение".