Современное общество движется в сторону постепенного улучшения.
Люди, смотрящие на проблемы современной цивилизации и делающие
вывод, что они - признак "последнего времени", страдают
от интеллектуальной близорукости. Их идеи о прошлом слишком
туманны и идеализированы - только поэтому они утверждают, что
оно было лучше настоящего.
"Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?",
потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом" (Екклезиаст 7:10).
Вот что пишет на эту тему М. Скотт Пек:
"Представление о том, что уровень духовного развития
человечества постоянно поднимается, вряд ли разделяет
поколение, разочарованное в своих идеалах прогресса.
Повсюду войны, коррупция, загрязнение. Как тут можно
всерьез полагать, что род человеческий духовно развивается?
И все же именно это я предполагаю. Само наше чувство
разочарования возникает из того, что мы от себя ожидаем
больше, чем ожидали наши предки. Человеческое поведение,
которое мы сегодня считаем отвратительным и
недопустимым, воспринималось вчера как обычное".
Как мы уже отмечали, Бог является направляющей силой
эволюционного процесса. Вслед за эволюцией живого мира,
с появлением человека начинается следующий этап -
духовная эволюция. Согласно Скотту Пеку, важнейшую
роль в ней играет любовь:
"Любовью мы себя выращиваем. Любовью к другим людям мы
помогаем им взращивать себя. Любовь, расширение себя,
есть самый настоящий акт эволюции. Это эволюция в
движении. Эволюционная сила, присутствующая во всякой
жизни, проявляет себя в человеческой жизни как человеческая
любовь. Любовь среди рода человеческого есть та чудесная
сила, которая бросает вызов естественному закону энтропии".
"Бог есть любовь", - и это логично, что развитие человечества,
его обожествление, предполагает возрастание в любви. Открывая
для себя новые грани любви, мы не можем не изменить отношения
к религиозным взглядам прошлого, которые были часто проникнуты
духом вражды, мстительности и нетерпимости.
Теория эволюции и теория реинкарнации прекрасно дополняют
друг друга, многое объясняя в человеческом опыте. Конечно
же, можно верить в реинкарнацию - и не верить в прогресс.
Подобное мышление было свойственно древним грекам и индусам.
В их понимании, время было цикличным. Можно верить в прогресс -
и не верить в реинкарнацию. Эти взгляды характерны для
современных людей с "научным" мировоззрением. Но между
данными теориями нет неразрешимого противоречия.
Почему некоторые люди так яростно отвергают эволюцию? Она
кажется им слепой и даже жестокой силой, заставляющей
жертвовать настоящим ради будущего. Эти люди не хотят
быть удобрением для почвы, на которой когда-нибудь будет
построено царство вселенской гармонии. Они не желают страдать,
чтобы ценой этих страданий купить счастье для далеких
потомков, которые даже не вспомнят о них. Конечно, таких
людей можно - и вполне справедливо - упрекнуть в эгоизме.
Тем не менее, их возражения требуют достойного ответа.
Теория реинкарнации помогает разрешить эту кажущуюся
несправедливость. Созидая будущее, мы созидаем его не для
чуждых нам потомков, а для самих себя. Перевоплотившись, мы
еще раз придем в мир на новой стадии его развития. И если,
по какой-то причине мы не смогли насладиться всеми
заслуженными нами благами - это произойдет в следующей
жизни. Конечно, перед повзрослевшим человечеством встанут
новые вызовы и новые задачи - и мы сможем принять участие
в их решении. Бог, направляющий процесс эволюции, никогда
не перестанет показывать людям направления для роста.
"Развитие мира, и особенно мира человеческого, не есть
конкуренция с Богом и напрасная трата дарованных Им сил.
Чем более великим будет человек, тем большего единства,
сознательности и власти над своими силами достигнет
человечество - и тем прекраснее станет творение, а
поклонение - совершеннее... Зачем же, о маловерные,
бояться развития мира или сердиться на него? Зачем
безрассудно множить предостережения и запреты:
"Не ходите... не пытайтесь... все известно; Земля пуста
и стара, на ней больше нечего искать..." Напротив, все
предпринимать ради Христа! На все надеяться ради Христа!
Вот истинная христианская позиция. Обожить - это
не разрушить, а пересоздать. Мы никогда не узнаем всего
того, что еще ждет Воплощение от сил мира".
Тейяр де Шарден