Парадоксально, но рассуждения многих богословов полны
двойных стандартов. Они осуждают своих "идеологических
противников" в точности за то, что оправдывают сами.
Мы уже обращали внимание на то, что о. Иоанн Шаховской
призывает не доверять своему "маленькому разуму, полному
всякой несостоятельности", а также внутреннему чувству
справедливости. Но вот мы видим, как он атакует "теософа"
за то, что ему якобы недостает чувства Божественной любви:
"Почему вы называете Отца Небесного "Божеством"? Это так
холодно... И молиться можно только Богу Живому, а не "Божеству".
Но почему бы не предположить - если следовать логике его
рассуждений - что человеческие представления о любви
не вполне соответствуют подлинному характеру Божественной любви?
Только поверхностные и предвзятые наблюдатели могут делать
вывод, что религии Востока и теософия, органически впитавшая
в себя многие их положения, не знают чувства Божьей любви.
В индуизме существует влиятельная традиция Бхакти-Йоги, или
любовного почитания Всевышнего. "Бхакти-Йога - самое естественное
и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся
и кончающееся в любви. Одно мгновение безумия пламенной любви
к Богу приносит вечную свободу", - пишет Свами Вивеканда.
"Господи, я не хочу ни богатства, ни друзей, ни красоты,
ни учености, ни даже свободы; пусть я буду рождаться вновь
и вновь, и будь Ты вечно моей любовью", - восклицает Шри
Чайтанья. Воистину слепым нужно быть, чтобы не замечать
такой любви!
Важнейшее отличие Божественной любви от человеческой -
в том, что она является всеобъемлющей и универсальной.
Иисус учил о том, что Господь "повелевает солнцу Своему
восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных
и неправедных" (Матфея 5:45). Любовь Бога беспристрастна,
она в равной мере обращена ко всем. Но так ли беспристрастна
любовь, о которой говорит традиционное христианское учение?
"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой,
люди, взятые в удел" (1 Петра 2:9), - утверждает апостол.
Идея избранничества, в том или ином виде, присутствует во
всех посланиях Нового Завета. Несомненно, она находила -
и продолжает находить - множество сторонников. Чувство
избранности льстит человеческому "эго" и заставляет
его ощутить собственное превосходство, особенно в тех случаях,
когда никаких видимых оснований для этого превосходства нет.
"Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное
мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира
и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы
упразднить значащее" (1 Коринфянам 1:27,28).
Апостол Павел утверждает, что христиане "будут судить
ангелов" - настолько высок их статус. Единственное, что
требуется для того, чтобы занять такое привилегированное
положение в глазах Бога - это уверовать и креститься. Лишь
у немногих людей, соприкасающихся с данным учением, возникает
вопрос: а не идет ли эта элитарность вразрез с универсализмом
Божьей любви?
Авторы Нового Завета были такими же людьми, как и мы -
и не стоит судить их строго. Испытав озарение Божественного
света, они пытались передать его грубым и несовершенным языком,
порой добавляя к зернам Истины свои собственные взгляды и
суждения. Они спроецировали ветхозаветные идеи об "избранном
народе" на церковь, которая в их глазах стала "новым
Израилем", единственным очагом света среди всеобщей тьмы.
Сейчас мы можем признать, что им попросту не хватило
духовной проницательности. Они не смогли в полной мере
осознать, что свет Божий "просвещает всякого человека,
приходящего в мир" (Иоанна 1:9), и что никто не лишен Божьей
благодати и любви.