Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 79 (11 сентября 2005 г.)


Бог и эволюция

Критикуя реинкарнацию, о. Иоанн Шаховской говорит следующие примечательные слова: "Да, это учение очень ободряющее всех верующих в самоулучшение. Удобное для многих, надеющихся не на Творца, а на самоулучшение".

Зададимся вопросом: действительно ли существует глубокое противоречие между упованием на Творца и стремлением к самоулучшению, или же перед нами - пример словесной эквилибристики? Можно ли допустить, что живая вера в Творца есть сила, способствующая нашему личностному росту? Мы еще вернемся к этой теме, но прежде я хочу поговорить о взаимоотношении христианства и теории эволюции.

Многие ортодоксальные верующие придерживаются теории, что мир в целом находится в процессе деградации, постоянного ухудшения. Перемены к лучшему могут быть только временными. В конечном итоге, единственной надеждой человечества является второе пришествие Иисуса Христа во плоти, который уничтожит "антихриста", совершит Суд и установит Свое правление. Детали этих апокалиптических видений могут отличаться, но общая схема выглядит именно так. Единственная надежда этих христиан - на то, что Бог прервет естественный ход земной истории, положив ей конец, как некоему неудачному эксперименту. Легко заметить, что в рамках этой теории нет места для эволюции.

Помогают ли такие взгляды жить? Вдохновляют ли они на активную деятельность по улучшению и преобразованию мира? Нет. Конечно, мне могут возразить и привести пример вполне ортодоксальных христиан, успешных в мирских делах. Но если мы подробнее рассмотрим их взгляды, мы увидим, что апокалиптические теории находятся у таких людей на периферии сознания. Они живут так, как если бы слова о конце мира и Страшном Суде относились далекому и неопределенному будущему, а не к нашей эпохе. И, с моей точки зрения, это правильно. Жить с ожиданием неминуемой и скорой вселенской катастрофы и оставаться при этом душевно здоровым - очень сложно.

Не так давно Ватикан официально признал справедливость теории эволюции. Хотя для этого и потребовалось около ста пятидесяти лет, это было неизбежно - учитывая то, что данные естественных наук неопровержимо свидетельствуют о постепенном развитии вселенной и жизни на земле. Исследователи могут спорить о конкретных путях, законах и механизмах эволюции, но сам ее факт уже не ставится под сомнение. Так называемый "научный креационизм", распространенный среди протестантов Запада и представляющий собой попытки научно доказать, что Земля и все живое возникло "в готовом виде" около шести тысяч лет назад - не более чем попытки выдать желаемое за действительное.

Один из видных ученых и богословов XX столетия, Тейяр де Шарден, учил об эволюции как о творческой силе, направляемой Богом. Он выразил свои основные мысли в следующих словах:

Я верую, что Вселенная есть Эволюция.
Я верую, что Эволюция движется к Духу.
Я верую, что Дух завершается в личности.
Я верую, что высшая личность есть Всемирный Христос.

Теорию эволюции часто путали с банальным и прямолинейным эволюционизмом, который порой оказывался орудием в руках жестоких и человеконенавистнических идеологий, таких как фашизм, коммунизм и расизм. Кроме того, урон ее репутации нанесли легковесные оптимисты, которые обещали слишком легкий путь в царство всеобщей гармонии. Но, даже зная обо всех этих ошибках, мы не вправе вместе с водой выплескивать и ребенка. Эволюция существует. А если кого-то раздражает само слово "эволюция", вместо него вполне можно использовать слово "развитие". Смысл останется тем же.

Иисус учил об универсальности законов развития, используя для этого примеры, понятные каждому простому крестьянину в Галилее и Иудее. Это развитие идет от простого - к сложному, от малого - к великому.

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
Марка 4:26-28

Царство Божие - это универсальный закон. Таким образом, принцип раскрытия и движения от простых форм к более сложным является всеобщим. Ничто в природе не возникает в готовом виде. Все существующее - как об этом свидетельствуют наши наблюдения - проходит через поэтапное развитие. (продолжение следует)


Рекомендуемая книга:
Феномен человека. Пьер Тейяр де Шарден

Предыдущие статьи:

Всеобъемлющая любовь   |   Любовь и справедливость   |   Любовь и страх   |   О пользе сомнений   |   Возражения против реинкранации   |   Перевоплощение в антропософии

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

"Путь Единства"

Пишите ведущему рассылки по адресу:
pczine@yandex.ru

Подписывайтесь на рассылку:
"Беседы об Истине"

Рассылки Subscribe.Ru
Беседы об Истине
Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2005, Андрей Яшурин.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.universalist
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное