Критикуя реинкарнацию, о. Иоанн Шаховской говорит
следующие примечательные слова: "Да, это учение очень ободряющее
всех верующих в самоулучшение. Удобное для многих, надеющихся
не на Творца, а на самоулучшение".
Зададимся вопросом: действительно ли существует глубокое
противоречие между упованием на Творца и стремлением к
самоулучшению, или же перед нами - пример словесной
эквилибристики? Можно ли допустить, что живая вера в Творца
есть сила, способствующая нашему личностному росту? Мы еще
вернемся к этой теме, но прежде я хочу поговорить о
взаимоотношении христианства и теории эволюции.
Многие ортодоксальные верующие придерживаются теории, что
мир в целом находится в процессе деградации, постоянного
ухудшения. Перемены к лучшему могут быть только временными.
В конечном итоге, единственной надеждой человечества является
второе пришествие Иисуса Христа во плоти, который
уничтожит "антихриста", совершит Суд и установит Свое правление.
Детали этих апокалиптических видений могут отличаться, но
общая схема выглядит именно так. Единственная надежда этих
христиан - на то, что Бог прервет естественный ход земной
истории, положив ей конец, как некоему неудачному эксперименту.
Легко заметить, что в рамках этой теории нет места для эволюции.
Помогают ли такие взгляды жить? Вдохновляют ли они на
активную деятельность по улучшению и преобразованию мира?
Нет. Конечно, мне могут возразить и привести пример
вполне ортодоксальных христиан, успешных в мирских делах.
Но если мы подробнее рассмотрим их взгляды, мы увидим,
что апокалиптические теории находятся у таких людей на
периферии сознания. Они живут так, как если бы слова о
конце мира и Страшном Суде относились далекому и
неопределенному будущему, а не к нашей эпохе. И, с моей
точки зрения, это правильно. Жить с ожиданием неминуемой
и скорой вселенской катастрофы и оставаться при этом душевно
здоровым - очень сложно.
Не так давно Ватикан официально признал справедливость теории
эволюции. Хотя для этого и потребовалось около ста пятидесяти
лет, это было неизбежно - учитывая то, что данные естественных
наук неопровержимо свидетельствуют о постепенном развитии
вселенной и жизни на земле. Исследователи могут спорить
о конкретных путях, законах и механизмах эволюции, но сам
ее факт уже не ставится под сомнение. Так называемый
"научный креационизм", распространенный среди протестантов
Запада и представляющий собой попытки научно доказать, что
Земля и все живое возникло "в готовом виде" около шести тысяч
лет назад - не более чем попытки выдать желаемое за действительное.
Один из видных ученых и богословов XX столетия, Тейяр де Шарден,
учил об эволюции как о творческой силе, направляемой Богом.
Он выразил свои основные мысли в следующих словах:
Я верую, что Вселенная есть Эволюция.
Я верую, что Эволюция движется к Духу.
Я верую, что Дух завершается в личности.
Я верую, что высшая личность есть Всемирный Христос.
Теорию эволюции часто путали с банальным и
прямолинейным эволюционизмом, который порой оказывался орудием
в руках жестоких и человеконенавистнических идеологий,
таких как фашизм, коммунизм и расизм. Кроме того, урон
ее репутации нанесли легковесные оптимисты, которые обещали
слишком легкий путь в царство всеобщей гармонии. Но, даже
зная обо всех этих ошибках, мы не вправе вместе с водой
выплескивать и ребенка. Эволюция существует. А если кого-то
раздражает само слово "эволюция", вместо него вполне можно
использовать слово "развитие". Смысл останется тем же.
Иисус учил об универсальности законов развития, используя
для этого примеры, понятные каждому простому крестьянину
в Галилее и Иудее. Это развитие идет от простого - к сложному,
от малого - к великому.
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя
в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет,
не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос,
потом полное зерно в колосе.
Марка 4:26-28
Царство Божие - это универсальный закон. Таким образом,
принцип раскрытия и движения от простых форм к более сложным
является всеобщим. Ничто в природе не возникает в готовом
виде. Все существующее - как об этом свидетельствуют наши
наблюдения - проходит через поэтапное развитие.
(продолжение следует)