"Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи
добрым, я вошел и в тело чистое" (Прем. 8:19-20), -
утверждает автор книги Премудрости Соломона. Данная книга,
причисленная христианской церковью к разряду второканонических,
была создана приблизительно в первом столетии до Рождества
Христова. Процитированный отрывок - одно из свидетельств того,
что идеи реинкарнации и предсуществования души были
широко распространены среди иудеев того времени (ср.
Иоанна 9:1-3).
Религия иудаизма, в том виде, в каком она предстает на
страницах Ветхого Завета, не столько дает ответы на
фундаментальные вопросы мироздания, сколько задает вопросы:
Почему существует зло? Каким образом справедливость Бога
сочетается с видимой несправедливостью того, что происходит
в мире? Мы неоднократно видим такие вопросы в книге Иова,
в Псалмах, в Екклезиасте, а также в пророческих книгах.
Одним из проявлений этого стремления к справедливости были
мессианские ожидания - вера в то, что приход Мессии истребит
зло на земле и утвердит Божье царство гармонии и мира. Однако
некоторые иудеи, подобно автору Премудрости Соломона, находили
решение в идее реинкарнации. Согласно их взглядам, нынешнее
неравенство вызвано тем, что жизнь человека не начинается
"с чистого листа". Рождаясь, люди приносят с собой то,
что было "накоплено" ими в предыдущей жизни, свои добрые
и злые дела - и, следовательно, вызванные ими благословения
и проклятия. Но даже если человек несет на себе унаследованный
груз зла - это не фатально. Любое проклятие может быть
обращено в благословение. Следуя Божьему закону и исполняя
свое уникальное призвание в мире, индивидуум может очиститься
и возвыситься из своего плачевного состояния. Таким образом,
исчезает всякое основание для разговоров о "несправедливости"
жизни - или Бога.
Некоторые верующие утверждают, что человеку не дано право
судить о Божьей справедливости, что категории человеческой
логики не годятся для анализа Его замыслов. Они охотно
цитируют Писание, говорящее, что "разум Его неисследим".
Но так ли это на самом деле?
Можно согласиться с тем, что нам не постичь всех глубин
Божьих. Его мудрость, создавшая и поддерживающая всю
Вселенную, безгранична и неисчерпаема. Но из этого отнюдь
не следует, что нам необходимо полностью отказаться от разума
и логики в размышлениях о Боге. Одна из заповедей гласит:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею"
(Марка 12:30). Подлинная любовь к Богу и пренебрежение
разумом - несовместимы.
Реинкарнация - это логически непротиворечивый ответ на извечные
вопросы о том, почему добрые люди страдают, а злые
пользуются незаслуженными благами.
Вера в реинкарнацию сохранялась в иудаизме на протяжении
многих столетий. Она - неотъемлемая часть каббалистических
учений. На это, в частности, указывает известный
исследователь еврейского мистицизма Гершом Шолем.
Э.К. Профет пишет:
"Самый ранний из известных каббалистических текстов
"Сефер ха-Бахир", изданный около 1180 года, трактует
реинкарнацию как данность. В нем приводится диалог о
реинкарнации для объяснения злой судьбы:
Вопрос: "Отчего благоденствуют злодеи, а праведные страдают
от зла?"
Ответ: "Оттого, что праведник был... злодеем в прошлом и сейчас
несет наказание".
Вопрос: "Значит, он несет наказание за поступки, совершенные
в детстве?"
Ответ: "Я не говорю о его нынешней жизни. Я говорю о том, кем
он уже был, раньше".
Другими словами, "Бахир" поведал нам о том, что плохое
случается с хорошими людьми потому, что они совершали дурные
поступки в прошлых жизнях".
Позвольте мне еще привести отрывок из книги "Роза о
тринадцати лепестках" раввина Адина Штайнзальца,
возглавляющего Израильский институт талмудических публикаций,
который более подробно раскрывает взгляды современного
иудаизма на реинкарнацию:
"Душа, выполнившая свою задачу и совершившая то, к чему
была призвана, преобразив и исправив окружающую ее часть
мира и реализовав таким образом свою сущность, после ухода
из сферы материального ожидает времени, когда весь мир
достигнет полного совершенства. Но далеко не каждой душе
выпадает подобная судьба; многие из них по тем или иным
причинам сбиваются с пути... Ей не удается завершить
работу над той частью реальности, которую лишь она могла
изменить, и поэтому после смерти человека она не обретает
покоя и возвращается в другое тело, чтобы еще раз попытаться
исполнить свою задачу и исправить вред, который она причинила
и миру, и самой себе в предыдущей жизни на земле. Последствия
грехов, совершенных человеком, не устраняются, пока душа
его не выполнит то, что ей было определено. В последних
поколениях, например, большинство душ не являются новыми,
они присутствуют в мире не впервые, и почти каждый человек
несет в себе наследство от предшествующих воплощений души...
Таким образом, судьба человека является не только плодом
его собственных действий; она определяется и тем, что
происходило с его душой в ее прошлых воплощениях. Все, чем
так богата человеческая жизнь, все ее события, радости и
печали, испытывает на себе влияние предшествующих существований
его души".