Согласно традиционной концепции, ад - это определенное
место, куда "грешники" отправляются после своей смерти.
Большинство из нас в детстве слышали, что если мы будем
достаточно хорошими, мы пойдем на небеса, но если мы
не будем соответствовать стандартам благости, мы пойдем
в ад - и целую вечность проведем в мучениях.
Интересно было бы выяснить, каким образом на свет появилось
учение об аде с "огнем и серою". В Ветхом Завете говорится,
что люди, не достойные неба, отправляются в место, названное
"шеол". Но шеол никоим образом не ассоциировался с огнем.
Согласно идеям того времени, он представлял собой сумеречное
место, мир теней, где отсутствовал Дух жизни. Во всех
упоминаниях шеола не используются слова "душа" и "дух".
Поскольку тело также не отправлялось в шеол, сложно
сказать, какая именно часть человека оказывалась в этом
месте. Согласно распространенным представлениям о шеоле,
его обитатели не были заняты никакой активностью, не могли
испытывать ни боли, ни удовольствия. Их существование было
похоже на сон.
Со временем, люди стали детально описывать шеол, и его
название заменили словом "ад". Широко распространились
взгляды, согласно которым грешники подвергались мучениям
в адском пламени. Это учение никак не соответствовало
изначальной концепции шеола, который был "предшественником" ада.
Дьявол считался правителем в огненном царстве ада. Авторы
Библии изображали его как хитрого и коварного обольстителя,
который стремился навлечь на людей всяческие беды.
Поскольку людям было давно известно, что земная кора
раскалена, они естественно сделали вывод, что центр земли -
это место расположения ада. Широко распространилась фраза
о том, что человек "спускается" в ад.
В Новом Завете, греческое слово "геенна" часто переводится как
"ад". Но оно совершенно не имеет отношения к аду, которым
испокон веку пугали верующих. Оно относится к долине Хинном -
глубокому оврагу вблизи Иерусалима, который использовался
в качестве свалки для мусора, а также трупов животных.
Для того, чтобы уничтожить все эти отбросы, в овраге
постоянно горел огонь. Вот почему его нередко называли
"вечным огнем".
Согласно свидетельствам историков, во времена Иисуса Христа,
когда гнет римской оккупации был особенно тяжел, некоторые
иудеи приносили человеческие жертвы. Для этого они обращались
к древней семитской религии поклонения Молоху. Культ Молоха
включал в себя жертвоприношение детей, преимущественно
перворожденных.
Статуя Молоха располагалась на гребне холма, возвышающегося
над Геенной. Детей клали на руки этой статуи, откуда их затем
бросали в огонь, в овраг. Слова Иисуса об "адском огне"
имеют отношение к этой запрещенной практике, а не к вечному
осуждению после смерти.
Таким образом, мы можем видеть, что все учение об аде после
смерти имеет весьма туманное содержание. У нас нет
по-настоящему серьезных оснований для принятия этой
доктрины. Она хорошо служила церкви, помогая запугивать
верующих и заставляя их выполнять требования священников.
Если достоверность традиционной концепции ада находится под
вопросом, то какова же возможная альтернатива? Это - идея,
согласно которой ад не есть место назначения. Ад - это
определенное жизненное переживание. Разве среди нас нет
людей, которые могли бы сказать, что на определенном этапе
жизни "прошли через ад"? Можно согласиться с Джеймсом
Фишером, сказавшим, что "мучения ада - не в центре земли,
но в самом центре жизни. Там же находятся и небеса. В центре
жизни находится и громадное чистилище между небесами
и адом. Оно населено людьми, которые не нашли ни потрясающих
мучений, ни глубокого удовлетворения. Потерянные души,
они бесцельно блуждают по жизни все время, что им отведено".
Да, ад есть состояние сознания. Когда мы позволяем нашим
мыслям и эмоциям деградировать, мы вынуждены страдать от
переживаний, которые кажутся деградирующими для нашей
подлинной духовной природы.
Бог благословил нас божественной целью и божественным
присутствием - благодаря Духу, который обитает во всех нас.
В этом Духе есть все качества, которые составляют подлинный
характер Бога. Когда мы допускаем мысли и чувства, противоположные
этим качествам, наша жизнь становится сущим адом.
В "Метафизическом Библейском словаре", Чарльз Филмор пишет
следующее: "Человеку не нужно умирать для того, чтобы отправиться
в ад, равно как ему не нужно умирать для того, чтобы
отправиться на небеса. Небеса и ад - состояния, которые люди
переживают как непосредственный результат своих мыслей,
верований, слов и дел. Если ментальные процессы человека
протекают в дисгармонии с законом человеческого бытия,
это неминуемо вызывает страдания и скорби. Как ментальное,
так и телесное мучение охватывает его, и его жизнь превращается
в ад".
В детстве нас учили, что через наше поведение мы выбираем,
где мы окажемся - на небесах или в аду. В этих словах есть
определенная истина. Однако, она имеет отношение к жизни
в данный момент, а не после смерти. Если кто-либо окажется
в аду, мы можем быть уверены в том, что этот ад будет во
время земной жизни.
Когда авторы Ветхого Завета говорили о шеоле, они имели
в виду могилу, а не вечное место назначения. Точно таким
же образом, когда мы переживаем ад сейчас, это означает,
что мы погребли себя под гнетом проблем. Мы отрезали себя
от света и красоты жизни. Так или иначе, мы сделали выбор
не выражать Божественные качества. В результате, мы оказались
в могиле негативизма.
Мы имеем право поступать подобным образом, поскольку Бог
дал нам свободную волю. Но у нас также есть право вести
себя иначе. Благодаря божественному наследию, мы можем
быть открытыми и свободными каналами для проявления красоты
Духа. Мы можем отвергнуть ад на земле. Такова наша
захватывающая альтернатива.