Многие люди говорят: "Я не верю в реинкарнацию, потому что мы
не можем вспомнить наши прошлые жизни". Этот аргумент приводят
часто, и он достаточно разумен. Тем не менее, некоторые люди,
подобные генералу Паттону, утверждают, что они помнят их.
Моя жена, когда она была в возрасте двух или трех лет, сказала
своим родителям: "Мы с мамой утонули. Мы плыли на большом
корабле, корабль пошел ко дну, и мы утонули". По словам моей жены,
это было для нее живым воспоминанием, и поэтому она
продолжала возвращаться к нему снова и снова. Данный факт
очень раздражал ее родителей. Они строго приказали, чтобы
она перестала повторять подобную ерунду - потому что все это,
конечно же, было неправдой. И по мере того, как она становилась
старше, воспоминание все более и более тускнело. Все, что
она может вспомнить сейчас - это что она когда-то делалась со
своими родителями воспоминаниями о прошлой жизни.
Тысячи людей имеют похожие переживания. Они говорят, что
помнят свою прошлую жизнь, и иногда описывают эту жизнь самым
детальным образом. В начале книги, я привел вам удивительную
историю Шанти Дэви. Скептики склонны отмахиваться от этих
свидетельств, говоря: "Дело было в Индии, а индусы, как известно,
верят в реинкарнацию". В действительности, воспоминания о
прошлых жизнях встречаются во всех странах, но тот факт,
что в Индии на них обращают больше внимания, не должен нас
удивлять. Если бы моя жена была индуской, возможно, ее
родители с большим пониманием отнеслись бы к истории, которую
она им поведала. Хотя многие индусские родители также
не будут в восторге, когда их ребенок скажет: "Я - не ваш
ребенок, в действительности я принадлежу другим". Такие слова
неприятны для родителей вне зависимости от того, верят
они в реинкарнацию, или же нет.
В научных кругах хорошо известен доктор Ян Стивенсон из
университета Вирджинии. Многие годы он возглавлял отдел
психологии и неврологии, сейчас он занимает должность
профессора психиатрии. Всю свою жизнь он посвятил научному
анализу историй о реинкарнации. Он изучил 600 случаев, в
которых люди сообщали о том, что помнят свои прошлые жизни.
Штат ученых, работающих под его руководством, разъезжает
по всему миру, исследуя каждый случая, который кажется им
достойным внимания. Он изучал свидетельства людей из разных
стран, среди которых были Индия, Ливан, Цейлон, Бразилия
и Аляска. Интересно отметить, что многие эскимосы и
американские индейцы верят в то, что у них были прошлые
жизни, которые они могут вспомнить весьма отчетливо.
Стивенсон и его коллеги - ученые. Иными словами, они делают
все возможное для того, чтобы проверить подлинность слов
человека, который утверждает, что жил раньше. Они изучают все
его заявления и все описываемые им ситуации, чтобы убедиться
в том, не описывает ли он прошлую жизнь под влиянием чужих
слов, прочитанных книг, или же по какой-либо схожей
причине, исключающей воспоминание о подлинных событиях.
Исследования Стивенсона являются полностью научными. Сам
Стивенсон говорит, что не имеет абсолютно убедительного
доказательства того, что реинкарнация существует. Но он,
помимо многочисленных статей, написал книгу, озаглавленную
"Двенадцать историй о возможной реинкарнации". В ней он
перечислил те примеры, которые по его мнению являются
наиболее интересными. От себя могу сказать, что после
прочтения книг и статей Стивенсона сложно отрицать, что
воспоминания о прошлых жизнях возможны.
Во всех случаях, которые исследовал Стивенсон, есть
интересная особенность. Как правило, верящие в прошлые жизни
люди - те, чьи истории звучат наиболее убедительно -
являются детьми или подростками. По мере того, как они
становятся старше, воспоминания изглаживаются из их памяти,
как это было с моей женой. Иными словами, промежуток между
прошлой и нынешней жизнью должен быть незначительным -
обычно несколько лет. Кроме того, и в прошлой, и в
нынешней жизни человек имеет тот же пол. Это представляется
мне логичным. Разум с большей готовностью вспоминает события,
которые так или иначе связаны с текущими переживаниями.
Эти события легко узнаваемы.
Мы все более склонны помнить недавние события - по сравнению
с отдаленными. Мы более склонны помнить события, с которыми
нам легко отождествить себя. Наша память полагается на
принцип ассоциации.
Стивенсон пишет, что его исследования не являются
позитивным доказательством реинкарнации. Будучи ученым,
он желает сохранять за собой позицию беспристрастного
аналитика, имеющего дело с фактами. Но я не думаю, что
обнаруженные им в процессе исследования факты могут быть
убедительно объяснены иначе, чем с точки зрения реинкарнации.
Некоторые из наиболее сложных для объяснения случаев включают
в себя ксеноглоссию. В процессе ксеноглоссии человек говорит
или пишет на языке, который ему совершенно не знаком -
с которым он никогда не сталкивался ранее. Подобные
феномены встречаются нередко.
Один из наиболее экстраординарных случаев - это история
девочки, известной нам под именем Розмари. Ее свидетельство
приводится доктором Фредериком Вудом в книге "Тридцать
столетий спустя", а также в других работах. Розмари обратилась
к Вуду потому, что у нее начали появляться склонности к
автоматическому письму - и это беспокоило ее. Вуд провел
с ней много спиритических сеансов. Во время этих сеансов
Розмари утверждала, что она - египтянка по имени Телика,
которая была супругой Аменхотепа III (1412-1376 до Р.Х.).
Она часто говорила по-египетски. Доктор Вуд не знал
египетского языка, но он записал тысячи слов и фраз,
произнесенных Розмари, настолько фонетически точно,
насколько мог. Приглашенные им лингвисты подтвердили,
что это - действительно древнеегипетский язык. Можно
лишь удивляться, откуда девушка, которая могла знать
о древнем Египте только по статьям в популярных журналах,
получила возможность говорить на древнеегипетском языке.
В последние годы, для воспоминаний о предыдущих жизнях
стали часто применять гипнотическую регрессию. Широкую
известность этот метод получил после истории Бриди Мерфи,
о котором было написано множество популярных книг. Стивенсон,
однако, не обращается к гипнотической регрессии. Он использует
те факты, которые находит - и эти факты выглядят очень убедительно.
Другим человеком, чувствовавшим, что он имеет
убедительные свидетельства в пользу реинкарнации, был
Эдгар Кейси, основатель организации под названием
the Association for Research and Enlightenment. Подобно
Стивенсону, Кейси считал, что люди более склонны помнить
свои прошлые жизни в тех случаях, когда между смертью и
перерождением прошло незначительное время, и когда в обоих
жизнях люди имели один и тот же пол.