Библия, церковь и реинкарнация
Джеймс Дилетт Фримен
Часть III
(из книги "Реинкарнация")
Размышляя о взаимоотношениях христианства и учения о
реинкарнации, мы должны помнить важный факт: христианство
не возникло "в готовом виде", но прошло долгий путь развития
со времени после смерти Иисуса. Взгляды первых христиан
во многом отличались от взглядов современной церкви.
Многие из доктрин, которые называются в наши дни
"христианскими", не были выражены Иисусом, который, как
известно, не написал ни одной книги. Не были выражены они
и позднее, в Евангелиях. Новый Завет - в том виде, как он
известен нам сейчас - представляет собой сборник различных
историй и эссе, записанных многие годы спустя после
Его смерти. Некоторые документы Нового Завета, по всей
видимости, были созданы столетие спустя после времени
Иисуса. Сотни разнообразных книг, каждая из которых
претендовала на то, что является истинным откровением
Его учения, писались и переписывались заново. Со временем,
некоторые из них стали признаваться авторитетными большинством
людей, называвших себя христианами. К разряду "канонических"
были причислены четыре Евангелия (хотя и были возражения
против Евангелия от Иоанна), послания апостола Павла и
книга Деяний.
Лишь после четырехсот лет яростных споров, епископы сошлись
на окончательном варианте канона, состоящем из двадцати
семи книг Нового Завета. Церковь провозгласила, что только
они должны приниматься в качестве истинных откровений.
Католическая Библия всегда включала в Ветхий Завет больше
книг, чем Библия протестантская. Во время Реформации,
шла жаркая дискуссия по поводу богодухновенности этих,
а также некоторых других книг. Так например, Мартин Лютер
отвергал послания Иакова, Иуды, к Евреям, а также книгу
Откровение.
Если вы принадлежите к какой-либо церкви, вы можете
обратиться к истории вашей собственной версии христианства
для того, чтобы убедиться, что христианство не появилось
внезапно и в законченном виде две тысячи лет тому назад,
на полях Палестины. Католической церкви потребовалось
много сотен лет яростных дебатов для того, чтобы сформировать
свою доктрину. Если вы - протестант, подумайте о том, насколько
стара ваша церковь. Даже если вы кальвинист или лютеранин,
ей не больше пятисот лет.
Долгое время после смерти Иисуса, официальной христианской
доктрины не существовало вовсе. Имели место самые различные
верования. Каждый верующий мог встать в церкви и сказать:
"У меня было откровение. Бог говорил со мной и повелел
передать вам весть". Вот почему в ранней церкви было такое
разнообразие учений и практик.
Однако, спустя несколько столетий, епископы решили положить
этому конец: "Все откровения будут даваться через нас,
церковное руководство". Вот почему поток откровений иссяк.
Судя по всему, епископы оказались не очень вдохновенными.
Однако, им удалось утвердить доктрины, которые простояли
многие столетия.
Я не хочу сказать, что христианство ничуть не изменило мир.
Напротив, оно внесло фундаментальные перемены в мышление
многих людей.
Так например, христианство упразднило жертвоприношения,
поскольку Сам Иисус, по учению церкви, стал жертвой.
Проповедуя Его этические учения, христианство призывало
людей жить по более высоким моральным стандартам чем те,
которыми они руководствовались прежде. Возможно, важнее
всего было то, что христианство поведало людям историю о
жизни Иисуса, о Его смерти и воскресении. Прежде, вера в
загробную жизнь подразумевала бессмысленное и
безрадостное существование в мире теней. Христианство
же давало людям надежду на то, что они также могут быть
воскрешены и иметь новую, лучшую жизнь. Первые христиане
ожидали, что конец света произойдет в течение их жизни.
По их мнению, Гавриил протрубит в трубу, и Иисус явится
на облаке во славе. Живые останутся жить вечно, а мертвые
обретут новые тела. Все верующие станут счастливыми и
блаженными жителями Нового Иерусалима - Царства Небесного
на земле. Старые враги христиан, конечно же, окажутся
в аду.
Я говорю об этом неоднократно и с большим сожалением, но
многим людям, по всей видимости, очень нравится идея об
адских мучениях. Ранние отцы церкви доходили до того,
что писали о радости, которую испытывают сидящие на
небесах, слыша вопли адских мучений. Тертуллиан, один
из наиболее известных из древних христианских авторов,
говорил так:
"Каким грандиозным зрелищем будет этот день! Я буду дивиться,
смеяться, радоваться и восклицать, видя, как многие цари,
ожидавшие быть принятыми на небесах, стонут в глубинах
бездны. Магистраты, которые гнали имя Иисуса, будут таять
в пламени - более яростном чем то, что они зажигали против
христиан. Мудрецы и философы устыдятся своих учеников,
вместе с которыми они будут осуждены гореть".
У большинства верующих сложилось впечатление, что
христианство изначально отвергало реинкарнацию. Но ничего
не может быть более далеким от истины. В ранний период
христианства, многие верующие принимали идею перевоплощения.
В учении Иисуса не было ничего, что исключало бы веру
в реинкарнацию. Тем не менее, не сложно увидеть, почему
церковь решила отказаться от учения о перевоплощении
в тот период, когда формировались ее догматы - с третьего
по шестое столетие от Рождества Христова. В первую очередь,
это было связано с развитием веры в то, что церковь
обладает властью определять судьбу человека после смерти.
Конечно же, такое учение было привлекательно для
священнослужителей. Кроме того, массовой веры в
перевоплощение не было. Задумайтесь над тем, какой трудной
была жизнь в то время. Мысль о необходимости снова рождаться
и жить на земле вряд ли радовала многих людей.
Римскую империю сотрясали бесконечные войны. Голод, бедность,
болезни, эпидемии - все это приводило к тому, что
средняя продолжительность жизни человека составляла
двадцать лет. Готы, вандалы, гунны, а порой и сами
римляне грабили города, убивая всех их жителей - или же
угоняя в рабство. Третья часть всех людей были рабами.
Помните о том, что значительную часть последователей
Христа составляли именно представители бедных классов
и низших слоев общества. Богатые и образованные люди были
более склонны увлекаться философией, язычеством и
скептицизмом. Кроме того, существовали
христиане-гностики, принадлежавшие к более богатой и
образованной части общества, которые принимали
идею реинкарнации.
Для большинства христиан, проповедь церкви о небесах,
или даже о чистилище, выглядела заманчивой перспективой.
Последнее, чего они хотели - это вернуться на землю
еще раз. И, несмотря на это, вера в реинкарнацию имела
многочисленных последователей. Учение о перевоплощении
обсуждалось более пятисот лет - прежде чем Вселенские
соборы приняли решение окончательно отвергнуть его как
ересь.
(продолжение следует)
Примечание ведущего
Проблема христианской концепции воскресения состоит
в том, что, согласно ей, у нас есть всего лишь одна
попытка. Если она окажется неудачной, - предположим, мы
слышали о христианском учении, но в силу различных причин
не приняли его, - спасения нам не видать. Эта мысль
доставляла много радости некоторым из ранних христиан.
Тертуллиан предвкушал "радость", которую получит от
созерцания страданий проклятых.
Позиция церкви по отношению к неверующим сейчас стала
немного мягче. Теперь нам говорят, что божественный план
спасения распространяется на всех, даже на евреев и
мусульман. Но тут же противоречиво утверждается, что
те, кто знал о церкви, но не присоединился к ней через
крещение, не получат спасения.
Евангелические церкви еще менее склонны к милосердию в
вопросе о том, что произойдет после воскресения.
По словам Роберта Лайтнера, профессора систематического
богословия в Духовной семинарии Далласа, "те, кто отверг
Иисуса Христа как своего личного Спасителя, отправятся
на вечную муку в место, которое Библия называет
"озером огня".
Сегодня многие либерально настроенные конфессии отходят
от традиционного сценария воскресения,который состоит из
небес, ада и суда. Но более консервативный взгляд на жизнь
после конца света, предусматривающий особые привилегии
(только для христиан, все остальные размещаются в подвале),
по-прежнему отталкивает многих от христианства.
Это напоминает мне историю об охотнике-эскимосе и
священнике-миссионере. Эскимос спрашивает священника:
"Если бы я не знал о Боге и грехе, попал бы я в ад?"
"Нет, - отвечает священник, - если бы не знал, то не попал".
"Тогда зачем, - искренне удивился эскимос, - ты мне об этом рассказал?"
Несмотря на все создаваемые этой доктриной проблемы,
церковь по-прежнему считает воскресение тела основополагающим
догматом веры. Почему? Может быть потому, что это укрепляет
власть церкви, от отношений с которой якобы зависит наша
вечная жизнь или вечное проклятие. Согласно церковному
определению, вы не сможете насладиться вечной жизнью,
если сначала не проживете жизнь и не умрете как добрый
христианин.
(Отрывки из книги Элизабет Клэр Профет и Эрин Профет
"Реинкарнация: Утерянное звено в христианстве")