Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Информационный Канал Subscribe.Ru

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 53 (13 марта 2005 г.)


Библия, церковь и реинкарнация
Джеймс Дилетт Фримен

Часть IV
(из книги "Реинкарнация")

Первым известным исследователем реинкарнации был священник по имени Ориген, живший в начале третьего века. Ученые, изучающие церковную историю, считают одним из наиболее важных философов и толкователей Библии в ранней христианской церкви.

Вот что, например, пишет об Оригене Виллистон Уолкер в своей книге "История христианской церкви", которая является учебным пособием во многих богословских семинариях: "Среди представителей ранней церкви сложно найти человека более чистого духа и более благородных целей... Богословская система Оригена является величайшим достижением богословской мысли раннего христианства". По словам Уолкера, Ориген "дал христианству научное основание, предоставил объяснение его учения для тех, кто хотел добавить к вере знание".

Ориген был прославляем ранними христианскими учителями, которые следовали за ним как за "величайшим после апостолов учителем в церкви, подлинным князем христианского образования". Другим величайшим философом того времени, равно как и одним из выдающихся мыслителей в истории человечества, был Плотин - не христианин, а неоплатоник. В молодости, Плотин и Ориген были последователями необычного учителя из Александрии, Аммония Сакса. Порфирий, который был студентом и биографом Плотина, писал, что когда Ориген посещал его занятия, Плотин очень смущался и не мог продолжать речь. Он объяснял это так: "Всякое рвение пропадает, когда оратор думает, что слушатели ничему не могут научиться от него".

Ориген был необычным индивидуумом. Будучи ревностным христианином, он хотел, подобно своему отцу, умереть смертью мученика, но мать убедила его в том, что он должен жить и поддерживать семью. Она спрятала всю его одежду, чтобы он не мог выбежать из дома и предать себя в руки властей. К тому времени, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он уже был известным ученым. Большие группы студентов приходили отовсюду на его занятия - сначала в Александрии, затем в Кесарии. Для того, чтобы избежать сплетен о сексуальных связях со своими учениками, он буквально исполнил слова Иисуса и "сделал себя евнухом ради Царствия Небесного". По некоторым данным, Ориген написал около шести тысяч книг.

Святой Иероним, который был автором Вульгаты (перевода Библии на латынь), писал о том, что невозможно прочесть все книги Оригена, поскольку их слишком много. Большая часть работ Оригена были утрачены. Когда, сотни лет спустя, церковь осудила его и объявила еретиком, многие из его работ были уничтожены или искажены. Исследователи сходятся во мнении, что его часто неправильно цитировали и интерпретировали.

Нет никаких сомнений в том, что Ориген был одним из наиболее выдающихся умов своего времени. Возможно, он был слишком выдающимся. Его мышление намного опережало эпоху, в которую он жил. Он не мог принимать многие из суеверий своего времени, а также логические неувязки, которые он находил в учении и практике ранней церкви. Он учил, что многие из библейских историй являются легендами. Так думают многие современные исследователи Библии - но в прошлом все было иначе. Ориген учил аллегорическому истолкованию Библии - так же, как этому учит Единство. По его мнению, Иегова из Ветхого Завета слишком жесток, чтобы мы верили в Него буквально. Он также не мог допустить мысль о том, что Бог сотворил людей лишь для того, чтобы осудить их на вечные мучения. Он проповедовал универсальное спасение. Он был убежден в предсуществовании душ, а также в том, что нам дается возможность работать над нашей духовной эволюцией через процесс перерождения и реинкарнации. Этот блестящий мыслитель, полный силы и сострадания, повлиял на многочисленных христианских богословов, которые жили после него.

Однако, учение о реинкарнации было осуждено в 533 году на соборе, созванном в Константинополе императором Юстинианом. Был осужден и сам Ориген. Юстиниан также является интересным персонажем. Возможно, он был одним из самых успешных императоров в истории. Начав свою жизнь крестьянином, он смог не только подняться до императорского трона, но и восстановить Римскую империю, которая в то время разваливалась на части, вернув ей часть былой славы. Отвоевав Рим у варваров, он воссоединил восточную и западную части империи. Его величайшим достижением было объединение всех законов Римской империи в один упорядоченный кодекс, что в значительной степени повлияло на юридическую мысль.

Его жена, императрица Феодора, была такой же интересной личностью, как и он сам. До того, как Юстиниан сделал ее императрицей, она была проституткой и цирковой актрисой. Прокопий, который был официальным историком Юстиниана, написал про них тайную книгу. Хотя эта книга была весьма нелестной, она упоминает поразительную красоту Феодоры. Должно быть, это было действительно так, потому что Юстиниан был страстно влюблен в свою жену. По всей видимости, Феодора была не только красивой, но и очень способной. Эта пара была полна уверенности, что им надлежит навести порядок не только в делах этого мира, но и в делах грядущего мира. Они взяли на себя роль арбитров, решающих, какова должна быть официальная христианская доктрина.

Авторитет собора под руководством Юстиниана, на котором была осуждена реинкарнация, неоднократно оспаривался. Приглашение на этот собор получили только восточные епископы, которые были полностью подвластны императору. Папа Вигилий отказался посещать этот собор, несмотря на то, что был узником Юстиниана. Император взял его в плен и привез из Рима.

Я сомневаюсь в том, что единственной целью Юстиниана, созвавшего собор, было осуждение реинкарнации. Что более вероятно, он просто пытался объединить свою империю, а объединение церкви вокруг единого учения было частью этой задачи. Различные взгляды приводили к разделениям. Вот почему Юстиниан собрал всех епископов, над которыми у него была власть, и оказал на них все возможное давление для того, чтобы они анафематствовали некоторые из наиболее противоречивых учений. Он надеялся, что это поможет ему с большим успехом управлять единой империей.

Всего, на соборе было принято пятнадцать анафем против различных учителей и их последователей. Ориген и реинкарнация не были названы прямо - осуждалось учение о предсуществовании душ, которое неразрывно связывалось с ними.

Каковы бы ни были намерения Юстиниана, после Пятого Вселенского собора в 553 году, известного также как Второй Константинопольский собор, реинкарнацию стали повсюду считать ересью.

Но не думайте, что только одно это привело к исчезновению веры в реинкарнацию. Нет, оставались люди, разделяющие ее.

(продолжение следует)

Примечание ведущего

У Оригена тоже было тайное учение. В отличие от Климента он не утверждал, будто получил его через апостолов, но говорил, что оно вкраплено в Писания, что для его раскрытия необходимы вдохновение, знания и благодать.

Но это не означает, что он открывал это учение всем. По словам Оригена, человек, обретший сокровенный смысл Писаний, хранит его в тайне: "Человек, придя на поле... находит сокровище мудрости... И найдя, он прячет его, думая о том, что небезопасно открывать всякому тайный смысл Писаний или сокровища мудрости и знание во Христе".

Каково содержание этого тайного учения? В книге "О началах" Ориген дает намек. В список самых важных для изучения доктрин он включает "рассуждение о различии душ, и откуда произошли эти различия". Исследователь Хансон пришел к заключению, что этот список доктрин явно представляет "статьи, содержащие тайное учение Оригена". А если его занимал вопрос, почему души имеют прирожденные различия, логично сделать вывод, что не обошлось без предсуществования и реинкарнации.

Если Ориген учил о реинкарнации, почему он считал это важным? Потому что это непосредственно связано с двумя его излюбленными темами: Бог справедлив, а человеческие существа обладают свободной волей. Справедливость Бога будет неоспорима, если только, как утверждал Ориген, каждый человек в самом себе "имеет причины того, что... [он] находится в том или ином порядке жизни". Таким образом, мы можем поверить в то, что Бог справедлив, лишь считая свои действия в каких-то прошлых жизнях причиной нынешней судьбы. Если мы несчастны, то можем либо обвинять в этом Бога, либо рассматривать свои неудачи как результат собственных действий в прошлом - и тогда предпринять что-либо для изменения своей жизни.

Мысль о том, что мы несем ответственность за свою судьбу, ведет непосредственно к другому ключевому понятию в учении Оригена: свободной воле. Именно за эту идею, как ни за какую другую, его книги были преданы огню. Концепция свободной воли была неудобна для ортодоксии, ибо подразумевала, что кто-либо, уже обретший спасение, может однажды снова пасть, а нищий или продажная женщина способны подняться до уровня ангелов.

Ориген считал, что Бог создал Землю как место, предназначенное для испытания свободной воли человеческих существ. Для Оригена не было большого смысла в религии, где Бог предопределил судьбу каждого, хотя бы предопределенное было спасением.

Реинкарнация связана с представлением о том, что душа, с Божьей помощью, в ответе за обретение спасения. Перевоплощение предоставляет ей новые возможности - жизнь за жизнью вершить собственное спасение.

Для Оригена свобода равняется возможности. Если есть лишь одна возможность, - да и та зачастую урезается, - значит, свободы нет. Он также верил, что свобода является частью Божественного плана. Разве не написано Павлом: "Где Дух Господень, там свобода"?

(Отрывки из книги Элизабет Клэр Профет и Эрин Профет "Реинкарнация: Утерянное звено в христианстве")


Предыдущие статьи:

Библия, церковь и реинкарнация, Часть III. Джеймс Дилетт Фримен   |   Библия, церковь и реинкарнация, Часть II. Джеймс Дилетт Фримен   |   Библия, церковь и реинкарнация, Часть I. Джеймс Дилетт Фримен   |   Жизнь после смерти, Часть V. Джеймс Дилетт Фримен   |   Жизнь после смерти, Часть IV. Джеймс Дилетт Фримен   |   Жизнь после смерти, Часть III. Джеймс Дилетт Фримен

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

"Путь Единства"

Пишите ведущему рассылки по адресу:
pczine@yandex.ru

Подписывайтесь на рассылку:
"Беседы об Истине"

Рассылки Subscribe.Ru
Беседы об Истине

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он цитирует.

(c) 2005, Андрей Яшурин.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.universalist
Отписаться

В избранное