Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и Матот - Колена


 Шалом друзья ! Шабат шалом, мир субботе!
Высылаю вам недельную главу Торы - Матот в МЕССИАНСКОМ и ОРТОДОКСАЛЬНОМ исполнении.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2    http://tikvaisrael.com   или в рассылке http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Будьте благословенны!
Езра


Изучаем иудаизм.
Об основах мироздания, книга Дерех Ашем - Путь Творца
Часть 2
О провидении Творца
Глава 3
Об индивидуальном провидении

[1] Мы уже говорили о том, что порученное человеку служение зависит от того, что в мире сотворены добро и зло, и человек помещен между ними, чтобы выбрать добро.
Но категории добра, как и категории зла, весьма многочисленны. Ведь всякое хорошее качество относится к добру, и наоборот - плохое. Например, гордость - из категорий зла, а скромность - добра; милосердие - из категорий добра и в противоположность ей - жестокость; умеренность и довольство своим уделом - из категорий добра, и обратное этому качество - из категорий зла; и так во всех остальных деталях качеств.

Высшая Мудрость отмерила все детали качеств, которым следует быть возможными в природе человека согласно основной Цели, произвела все эти качества во всех их аспектах, их причины и следствия и все, что их сопровождает, и установила их возможность в человеке.
Однако, чтобы все эти вещи имели место, были необходимы различные состояния людей, служащие для них испытанием. Эти состояния должны создать пространство для проявления всех деталей категорий зла, и преодоления их человеком, чтобы держаться хороших качеств.

Например, если не будет богатых и бедных, то в человеке не будет места ни для милосердия, ни для жестокости. Но сейчас, поскольку они есть, будет испытываться богатый своим богатством: проявит ли он жестокость к бедному, нуждающемуся в нем, или же пожалеет его; и также будет испытан бедный: будет ли довольствоваться тем, что у него есть, и возблагодарит Всевышнего, или наоборот. И еще будет богатство испытанием для богатого: возгордится ли из-за него, потянется ли за суетами мира, оставив служение Творцу, да будет Он благословен, или со всем своим богатством он будет скромен и покорен и презреет суету этого мира, избрав Тору и служение. И так во всех других частностях.

Высшая Мудрость разделила все эти аспекты между представителями рода человеческого, как посчитала в глубине своего замысла подходящим и достойным. Получается, что у каждого человека есть особая доля в испытании и войне со злым началом, и это - его назначение и его ноша в этом мире. Он же должен выстоять в этом испытании, как оно есть. Его деяния будут судимы правосудием Всевышнего, согласно ноше, которая была на самом деле дана человеку во всех ее аспектах, с предельной точностью.

Это подобно слугам царя, которые все находятся в его подчинении, и все они вместе должны исполнить службу его царства: он дает каждому из них какую-то часть работы, так что общими усилиями будут завершены все необходимые ему части. И на каждом из слуг лежит исполнение той части службы, которая передана ему, и по тому, как он исполнит порученное дело, воздаст ему царь.
Но мера этого разделения и его пути выше нашего постижения. Только Высшая Мудрость, вознесенная над всяким разумом, отмерила их и установила их самым совершенным образом.

[2] Все объекты этого мира притягиваются и проецируются по цепочке: от их существования в трансцендентных силах до их существования в материальности, как мы объяснили выше в части 1, гл. 5. Поэтому корень всех деталей испытания человека находится в трансцендентных силах, согласно соответствующим им реалиям исправности и порчи, как мы писали выше. И по их состоянию там они судятся и определяются, чтобы распространиться и реализоваться в материальности в соответствующих им объектах. И это разделение охватывает все детали бытия по их уровням.
Высшая Мудрость приняла во внимание все эти детали испытания и согласно их истинной сущности установила то, что наиболее подходяще и достойно, и это ясно согласно основам, о которых мы говорили.

[3] Согласно этому принципу, удачи этого мира и его беды существуют для того, чтобы человек был испытан определенной долей испытаний, которую Высшая Мудрость посчитала подходящей для данного человека.

[4] Но существует еще и другая причина удач и бед, основанная на суде и воздаянии. Высший Судия постановил, что одним из следствий деяния самого человека станет помощь от Благословенного - облегчить ему достижение совершенства и спасти его от преткновений, как сказано (1 Шмуэль 2:9): «Шаги благочестивых Своих будет хранить».

Но, конечно, в этом также есть множество ступеней. Ибо может быть такой человек, что, согласно деяниям, которые он уже совершил, ему будет полагаться по закону небольшая помощь от Творца, и другой, относительно которого постановят, что Он премного поможет ему и весьма облегчит ему достижение совершенства, и третий, который удостоится наибольшей помощи.

И так же - наоборот: может быть такой, которому по закону не полагается помощь с Небес, но ему будет нетрудно достичь совершенства, и другой, кому по приговору умножатся препятствия, и понадобятся ему большие усилия и великое усердие, чтобы достигнуть совершенства, и третий - законченный злодей, перед которым будут запирать все двери исправления, и в своем злодействе он будет отторгнут. И есть во всем этом весьма многочисленные детали и детали деталей.

Получается, что, может быть, удостоится человек и постановят ему удачу в этом мире, чтобы помочь ему в его служении, чтобы ему было легко достичь искомого совершенства, не преодолевая препятствий.
А может быть, что будут постановлены ему по его деяниям убытки и беды, которые встанут перед ним как стена, и отделят его от совершенства, так что потребуются от него большие усилия и большой труд, чтобы преодолеть эту преграду, укрепиться при всех своих заботах и все-таки достичь совершенства.

И обратно этому - злодей. Возможно, что постановят ему удачу, чтобы открыть перед ним врата гибели, в которые он будет повергнут; а возможно, что постановят ему беды, чтобы воспрепятствовать совершению злодейства, которое он замышляет. Это может случится, когда сочтет Высший Правитель, что по какой-то причине этому злодейству не следует исполниться. Об этом молился Давид {Теилим 140:9): «Не дай, Ашем, сбыться желаниям нечестивца, осуществиться его злым замыслам!»

Все это Творец делает в Своей чудесной мудрости, согласно тому, что следует для блага всех Его творений, и Он судит все творения по их состояниям, каковы они поистине. То есть, к примеру, не подобно положение того, кто не испытывает затруднений, и, тем не менее, безалаберно относится к своим обязанностям, положению того, кто не исполняет порученного ему дела, будучи в стеснении и испытывая давление. Их приговор не будет одинаков, но каждый будет судим, согласно тому, что он собой представляет на самом деле: по ошибке он делает или злонамеренно, принужден или действует по своей воле. И Он знает истинное положение всего, действий и мыслей, и судит их по правде.

[5] Из этого принципа проистекает еще одно следствие в области страданий. Ибо возможно еще существование праведника, за которым числятся грехи, или среднего человека (бейнони), имеющего равную долю грехов и добрых дел, и будет постановлено пробудить их к раскаянию. Тогда пошлют им с Небес страдания, чтобы обратили внимание на свои поступки и проанализировали их. Но эти страдания - не страдания искупления, которые мы упомянули выше, цель которых искупить грехи в этом мире, а страдания пробуждения, чтобы пробудить сердце к раскаянию. Ибо наказания созданы только для случая, когда отсутствует раскаяние; но Всевышний желает, чтобы человек не грешил, а если согрешит -раскается, а если не раскаялся - очистится наказаниями, чтобы не пропал. И поэтому придут сначала страдания для пробуждения, и если не пробудится ими человек, тогда будет наказываться страданиями очищения, и об этом сказал Элиу (Ийов 36:10): «И откроет их уши для наставления, и скажет, чтобы возвратились от зла».

[6] И необходимо знать, что дан предел злодействующему, до каких пор позволят ему злодействовать в его дурном выборе. И когда достигнет он этой границы -не будут медлить с ним совсем, и сгинет с лица земли. Наши Мудрецы, благословенна их память, назвали это «переполнением чаши» (Сота 9а). И об этом сказало Писание (Ийов 20:22): «Когда наполнится его достаток, станет ему тесно».

И до того времени возможно, что злодей будет постоянно преуспевать по причине, указанной выше: открыть ему врата гибели. И об этом сказали наши благословенной памяти Мудрецы (Йома 38б): «Приходящему оскверниться -открывают». Но когда он дойдет до этого предела - уже достиг гибели и сгинет, и тогда возгорится гнев Всевышнего, и падет на злодея пагуба, в которой будет уничтожен.
(продолжение следует)


Недельная глава Торы: "Матот".
(Числа 30:2-32:42)
Дополнительное чтение:
Ирмеягу 1:1 -2:3 (Иеремия),
Филипп.3:12-16 , Иаков 4:1-12

«И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь». (Числа 30:2)
Так начинается Недельное чтение «Матот». В Библии слово - матот переведено с иврита, как колена. На самом деле слово - колено или племя на иврите – шевет, или шивтей Исраэль. Буквально слово - матот переводится, как структурная единица, а в древнем иврите оно могло означать еще военную единицу. (Сейчас есть такие понятия как дивизия, батальон, полк и т.д.).
Таким образом, матот – это структурная единица народа, созданная для того, чтобы было легче управлять Израилем.
Здесь мы видим момент, когда деление на Шивтей, т.е. племен Израиля (Рувима, Симеона, Левия и т.д.) уже не представлялось таким важным.

В предыдущем недельном чтении, мы видели, что Бог повелевает Моше (Моисею) сделать перепись населения и дать людям фамилии. «[исчислите всех] от двадцати лет и выше, как повелел Господь Моисею и сынам Израилевым, которые вышли из земли Египетской:
Рувим, первенец Израиля. Сыны Рувима: от Ханоха поколение Ханохово, от Фаллу поколение Фаллуево…» (Числа 26:4,5)
В этом месте Писания слово «поколение» лучше перевести как «семья». То есть мы видим зарождение первых фамилий, и на иврите они звучат как Ханохи, Фалаи, Хецрони и т.д.

Писание показывает, как из племенного социального строя Израильтян, Бог начал формировать единый народ, который для удобства в управлении был разделен на матот. Главам же матот (подразделений) было дано повеление следить за здоровьем народа, которое обусловливалось чистыми устами!

И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто
даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать
слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. (Числа 30:2,3)

В древнем мире клятва воспринималась как нечто непреложное. Была очень серьезная ответственность за нарушение обещания или завета. Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев слова ничего не стоят и многие вместо слов составляют и подписывают различные контракты (договоры). Они не берут во внимание, что в духовном смысле, каждое наше слово имеет вес, и за каждое из них мы понесем ответственность. Люди, пережившие сверхъестественное откровение небес или общение с небесными существами, говорили подобно Павлу: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». (2-е Коринфянам 12:2-4)

В грядущем веке именно слова будут иметь огромную силу, и понесут в себе массу информации.
В книге Брешит (Бытие) мы читаем, что именно Словом Божьим были устроены все веки. Псалом Давида говорит, что больше всякого своего имени Бог возвеличил свое Слово. Новый Завет поясняет, что Словом Бога является Его Сын – Машиах, Иешуа из Нацерета (Назарета), Тот в которого мы веруем. Слово – это то, что должно совершать большие дела, присущие Творцу, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (Лук.1:37)
Бумага может выдержать все, на ней можно много написать, но именно слово, команда, повеление может определить содержание, настроение, суть. Мы созданы по образу и подобию Божьему и через искупление в Иешуа в нас обновлен дух, который призывает к Божественному (ответственному) отношению к словам. Он учит нас быть утешающими, ободряющими, стимулирующими веру и святость в других.

Иешуа сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (От Матфея 12:36,37)
К сожалению, сегодня даже в среде верующих процветает «словоблудие». Многие с легкостью могут что-то пообещать, и потом также легко, сказав «прости», не выполнить обещание или отказаться от своих слов. Могут занять деньги, и потом долгое время не отдавать. Или в «праведном гневе» могут такое пожелать своему ближнему, что не каждый враг пожелает.

Но Писание говорит, что за каждое праздное слово мы дадим отчет, поэтому не нужно удивляться, что у нас возникает так много проблем.
Я вижу, что текст этого недельного чтения Писаний учит нас следить за своим языком. Молиться, чтобы и слова и дела соответствовали Духу Мессии.
Чтобы наше свидетельство подкреплялось исполнением того, о чем мы говорим.
Тогда наш свет будет виден другим людям. Тогда мы будем успешны.


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава – Матот

Глава Матот повествует о войне с Мидьяном и получении территорий западного берега реки Иордана (сегодняшней Иордании) в наследный удел колен Реувена, Гада и половины колена Менаше. В главе Масэй перечисляются все остановки евреев в пустыне. Глава завершается подробным изложением законов о нечаянном и умышленном убийствах и наказаниях за них.

Для начала давайте решим одну небольшую грамматическо-математическую задачу. Применим ли закон "от  перемены мест слагаемых сумма не изменяется" к порядку слов в предложении?. Казалось бы, действительно, какая разница, как сказать: "я очень люблю мороженое" или "мороженое – я очень люблю"? Конечно, нет правил без исключений, и предложение "я не очень люблю мороженое" несколько отличается от "я очень не люблю мороженое", точно также как справедливо утверждение о том, что "Хорошо когда собака-друг ,но плохо когда друг-собака!" Но все это - лишь мелкие частности.

Тора учит нас не только думать над каждым словом, заставляя нас «семь раз отмерить» в уме то, что мы собираемся «отрезать» на языке. (Поэтому-то наша глава и начинается подробны обзором темы «клятвы».)
Даже порядок слов в предложении может пролить глубокий смысл на то, что происходит у нас на душе.
Типичный пример – в нашей главе.

Представители колен Гада и Реувена подходят к Моше-рабейну с просьбой предоставить им в наследный удел вместо положенной им части Земли Обетованной плодоносную землю западного берега Иордана, где они уже реально находятся. С практической точки зрения тут нет никаких проблем: эта благодатная местность досталась евреям после победы над царями Огом и Сихоном, которые отказались мирно пропустить евреев через свою территорию в Землю Израиля и вместо этого пытались подготовить евреям кровавую засаду и встретить уцелевших в открытом бою.

Ради того, чтобы заслужить эту свою долю, мужчины двух колен обязуются идти в самом авангарде войска до последней капли крови и до завоевания ее последнего клочка. А на сегодня «мы построим здесь загоны для наших овец и города для наших детей».

На этом вроде бы и порешили, но Моше-рабейну не был бы Моше-рабейну, если бы не заметил корня проблемы в самой постановке вопроса. Без лишних укоров и упреков он, прежде всего, дает дельные указания: «постройте себе города для детей и загоны для скота». Мы уже говорили, что в этом завуалированном упреке – ключ к пониманию еврейского мировозрения. Загоны для скота? Какие могут быть проблемы? Пожалуйста, строй!
Но лишь после того, как есть надежные города и оплоты морали у твоих собственных детей!

Иудаизм – не религия монахов и аскетов. Загоны для скота – как символ материальных благ - вещь достаточно нужная и даже в меру необходимая. Отрицать пользу имущества и земных благ еврейству абсолютно несвойственно.
Вопрос лишь в том, какое место все это занимает в твоей жизни. Если в первую очередь ты строишь «загоны для наших овец» и только затем (пусть с минимальным промежутком времени) заботишься о «городах для детей», о том, какие ценности ты прививаешь своим детям (прежде всего - своим личным примером), то ты также далек от сути еврейства.

Второй, быть может, не менее важный урок Моше-рабейну, заключенный в этой простой и короткой фразе: порой не менее важно знать не только, что говорить, но и как именно это сказать. Ведь язык, наряду с одеждой и именем – отличительные черты человека от животного. И не случайно говорит еврейская традиция, что именно в заслугу того, что, живя в Египте, евреи не изменяли свои имена, одежду и язык, они удостоились выйти оттуда. Почему бы и каждому из нас не последовать их примеру, что выйти каждый из своего «духовного рабства»?

Жемчужины еврейского комментария.
«Моше послал их на войну по тысячи от каждого колена и Пинхаса...» (Бамидбар 31:6)
Комментатор Бааль А-Турим замечает, что хотя на войну с Мидьяном Моше-рабейну послал только праведников, он почему-то не включил в войско глав колен. Дело в том, что Моше-рабейну не хотел позорить колено Шимона, чьим главой до последнего времени был погибший наглец и развратник Зимри бен Салу. И пусть тот вероятно действовал с попустительства своего колена, и пусть они сами заслужили потерю своего лидера, недопустимо пренебрегать чувствами людей и их честью, когда этого вполне можно избежать.


Женский уголок
Творожное сердце с клубникой.
Пол-кило творога смешать со стаканом сметаны, стаканом сливок и пол-чайной ложки соли. Завернуть на ночь
в марлю и повесить для стекания жидкости. Утром добавить две трети стакана сахара.
Сформировать на большом блюде в виде сердца.
Пол-кило клубнии раздавить с четвертью стакана сахара. Окантовать творожное «сердце».

Мороженное из авокадо.
В блендере смешать 2 авокадо с двумя стаканами взбитых сливок, щепоткой соли, пол-стаканом сахара,
лимонной цедрой и пол-стаканом миндаля.



В избранное