Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и Пинхас


 Шалом дорогие братья и сестры! Шабат шалом, мир субботе!
Как обычно высылаю вам недельную главу Торы - ПИНХАС в МЕССИАНСКОМ и ОРТОДОКСАЛЬНОМ исполнении.
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Езра, Израиль

Изучаем иудаизм.
Об основах мироздания, книга Дерех Ашем - Путь Творца
Часть 2
О провидении Творца
Глава 2
События, происходящие с людьми в этом мире
[1] Мы уже говорили, что цель творения человеческого рода состоит в том, чтобы он удостоился и достиг истинного блага - приобщения к Б-гу - в Будущем мире. Таким образом, конец всех странствований человека - покой в Будущем мире.
Но Высшая Мудрость постановила, что следует и подобает, чтобы сначала человек пребыл в этом мире, будучи связанным и ограниченным природными законами этого мира. И это будет настоящим и достойным приготовлением к достижению желанной цели. И согласно этому принципу установила Высшая Мудрость все аспекты этого мира, чтобы они служили подготовкой к тому, что будет потом в мире, являющемся целью - Будущем мире.

[2] Это приготовление вращается вокруг двух полюсов: один - индивидуальный и второй - общий. Индивидуальный - это вопрос приобретения человеком совершенства своими деяниями, а общий - подготовка всего рода человеческого в целом к Будущему миру.
И объяснение этого вопроса таково. Поскольку человеческий род был создан с добрым началом и злым началом и свободой выбора, то не исключена возможность, что какие-то индивидуумы будут хорошими, а какие-то -плохими. И в конце концов, плохие должны быть отвергнуты, а хорошие собраны вместе, и будет сделана из них одна общность, которой предназначен Будущий мир и постигаемое в нем истинное благо.

[3] Закон свободы воли вынуждает возможность того, что какие-то части человеческого рода будут хорошими, а какие-то - плохими. Этот же самый закон вынуждает ту же возможность также и в действиях каждого отдельного человека. Возможно, что все деяния индивидуума будут хорошими, или все плохими, а может быть, что часть их будет хорошими, а часть - плохими. И это одна из причин, задерживающих вышеупомянутое собирание совершенных. Ибо в одном и том же человеке могут быть хорошие и плохие стороны; принять же во внимание только часть их, а остальные отбросить, даже если принятые во внимание составят большинство, было бы неправедным судом. Ведь, согласно правосудию, за все действия должно быть воздано, за большие и за маленькие, много их или мало.

Поэтому постановила Высшая Мудрость разделить воздаяние - как награду, так и наказание - на два периода и на два места, то есть, что все деяния будут разделены на большинство и меньшинство. И большинство будет судиться отдельно, в месте и во время, подобающие ему, а меньшинство - отдельно, в месте и во время, подобающие ему.
Однако истинное воздаяние и основная его часть будет в Будущем мире, и наградой будет оставление удостоившегося человека вечным для приобщения к Благословенному навеки, а наказанием - отвержение его от истинного блага и исчезновение.

И Суд об этом будет согласно большинству деяний. Но для добрых дел злодея и для нехороших дел праведника, в качестве меньшинства, существует этот мир с его успехами и бедами. В нем получит злодей воздаяние за меньшинство заслуг, которые у него есть, в виде успехов в этом мире; а праведник - наказание за свои грехи в виде страданий. Таким образом суд приобретет общую цельность, и останется для Будущего мира то, что подобает этому совершенному состоянию. А именно, что останутся только праведники без примеси злодеев среди них, и в них (праведниках) самих не будет препятствий (т.е. грехов) для будущего наслаждения; а злодеи будут отвергнуты и исчезнут без того, чтобы остались у них какие-либо претензии.

[4] И еще постановил Благословенный в Своей доброте умножить шансы сынов человеческих достигнуть цели: чтобы существовал еще один вид очищения для тех, кому возможно очищение, то есть, для тех, в ком зло весьма усилилось, но не настолько, чтобы их приговор был -совершенное истребление. Это очищение - совокупность наказаний, наиболее известным из которых является суд в аду (геиноме). Имеется в виду наказать грешника по его грехам таким образом, что после получения наказания не будет на нем более «долга» за плохие деяния, которые совершил, и он сможет после этого получить истинное воздаяние за свои остальные, добрые дела.
Получается, что, благодаря этим наказаниям, реально истребляемых будет очень мало, ибо это будут только те, в ком зло усилилось в такой большой степени, что невозможно никоим образом найти им место остаться при истинном воздаянии и вечном наслаждении.

Таким образом суд разделяется на три части. Основная его часть - в мире после воскресения, как мы упомянули; но деяния, за которые следует воздать ранее, - есть из них такие, воздаяние за которые будет получено в этом мире, а есть - в мире душ. Детали же этого суда известны одному лишь Истинному Судье, ибо Он знает истинную сущность деяний человека и их следствий во всех их аспектах и частностях; Он знает, за какое из них следует воздать в одно время и одним путем, а за какое - в другое время и другим путем. Мы же знаем только пути этого управления в общих чертах: на чем оно основано и вокруг чего обращается. Как мы объяснили, цель всего этого - собрать Собрание совершенных, которые будут достойны вечного приобщения к Б-гу, да будет Он благословен; и чтобы это было заключено как следует - понадобились все эти предварительные вещи, чтобы подготовить завершение, как мы упомянули.

[5] Если углубиться еще более в этот вопрос, то будет видно, что кроме определения (наказания за грехи) законом и правосудием, как мы упоминали, оно имеет основание еще и в сущности человека.
Мы уже объяснили, что добрые дела усиливают в душе и теле человека совершенство и превосходство. С другой стороны, плохие деяния усиливают в человеке мутность и ущербность - все это в точной мере соответствует самим деяниям: не больше и не меньше.
Праведник преумножает в себе в большой мере сияние и превосходство. Но, с другой стороны, в нем может быть какая-то примесь тьмы и мути из-за его плохих поступков. И все время, что есть в нем эта примесь, не готов он и не достоин приобщаться к Б-гу.
И поэтому Он в Своей Высшей доброте постановил, чтобы существовало для человека очищение: страдания. Свойство страданий - устранять в человеке эту мутность, чтобы он остался чистым и ясным, готовым к получению блага в подобающее время. Количество страданий, необходимых для очищения человека, зависит от меры мутности, которую человек заполучил своими деяниями. И возможно, что одни лишь телесные страдания не смогут устранить муть от человека, и понадобятся ему душевные страдания. Во всем этом есть много деталей, и невозможно человеческому разуму объять их все.

[6] Законченные же злодеи - это те, в которых в результате их злых дел укрепилась столь большая муть и столь великая тьма, что действительно разрушились они душой и телом и сделались недостойными никоим образом прилепляться к Благословенному.
И возможно, что найдется в их руках немного добрых дел. Однако это дела, которые, будучи положенные на чашу весов справедливости Всевышнего, не могут склонить эти весы в сторону истинного блага для тех, кто их совершил, ни по их количеству, ни по их качеству. Ведь, если бы они перевешивали, то эти люди уже не считались бы законченными злодеями, а находились среди очищающихся до состояния готовности к благу.
Но для того, чтобы не было ущербности в правосудии, если эти (добрые) дела останутся без воздаяния, было установлено, что будет дана награда за них в этом мире, как мы упомянули. И получается, что заслуга эта иссякает и оказывается не в состоянии укрепить в злодее какое-либо истинное достоинство
.
[7] Но есть еще одна очень важная деталь в этом вопросе. В будущем Собрании совершенных, о котором мы говорили, не имеется в виду, что все будут на одной ступени и постигнут одно и то же. Но дело в том, что отмерила Высшая Мудрость, докуда может доходить последний край, то есть, самая меньшая мера в приобщении к Благословенному и наслаждении Его совершенством. И соответственно этому установлено, что всякий, чьи деяния достигнут этой минимальной меры, сможет числиться среди этого Собрания и окажется среди остающихся навечно получать наслаждение от Него. Но тот, кто даже этого не достигнет, будет совершенно отвергнут и истреблен. И чем больше заслуги человека, тем более велик и возвышен будет он в этом Собрании.

Глубина замысла Творца состоит в том, что человек сам будет полным владельцем своего блага, как в общем, так и в частном. То есть, не только, что удостоится блага лишь после того, как достигнет его своим трудом, но даже та частная доля, которая будет дана ему, будет в точности соответствовать его деяниям.
Получается, что человек займет именно ту ступень, которую избрал и на которую поставил себя. И будут в этом Собрании высшие и низшие, великие и малые, но только сам человек явится причиной своего возвышения или принижения, так что у него вообще не будет никаких претензий к другому.

[8] Относительно этого корня существует еще один важный аспект суда над действиями (человека): следует рассудить, порождением каких из них будет возвышение человека в вышеупомянутом Собрании совершенных, и необходимо определить меру этого возвышения. Ибо существуют действия, которые согласно Высшему точному и праведному закону не доставят человеку возвышения в Будущем мире, а будут отплачены в этом мире. И тогда останется такой человек среди приниженных в вечности, среди малых в том Собрании. Они немного напоминают упомянутых выше (злодеев), которые получают свою награду в этом мире и уничтожаются в Будущем мире, но отличаются от них большим различием. Это различие заключается в том, что у законченных злодеев вся сила их добрых дел воплощается в награде этого мира, и они вовсе не достигают вечности. Этих же их действия приводят к вечности, и, даже если им придется пройти через очень большое духовное очищение, во всяком случае, есть у них доля в Будущем мире. Но из-за испорченности их деяний исполненные ими заповеди делают возможным для них получение малой доли, о которой мы сказали, и многие их заслуги воздаются в этом мире. И если бы по закону выходило, что им воздавалось бы за эти заслуги в Будущем, а не в этом мире, то эти люди находились бы на одной из высоких ступеней в Собрании совершенных.

[9] Все, сказанное до сих пор, проясняет проблему страданий праведников и безмятежности нечестивцев в этом мире. Мы видим также, что наказание душ является частью приготовления к истинному воздаянию в Будущем мире. Однако добро, получаемое праведниками в этом мире, имеет другое происхождение, что мы объясним, с Б-жьей помощью, далее.
Все, что мы объяснили, соответствует второму, общему полюсу приготовления, (то есть, приготовлению всего человечества в целом к Будущему миру). Но приготовление каждого человека в отдельности происходит по отличному от этого пути, который мы объясним, с Б-жьей помощью, сейчас в отдельной главе.
 

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ комментарии
Недельная глава - Пинхас

Список Чтений Этой Недели:
БаМидбар / Числа 25:10-30:1
Иермияху / Иеремия 1:1-2:3
Иоханан / Иоан 2:13-22

Тора + Откровение = Эмуна (Вера)

Бамидбар(Числа)(25:10-13) И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Исраэйля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Исраэйля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира; И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного, за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сынов Исраэйля.

Бамидбар ( 26:63-65) Это исчисленные Моше и Элазаром, священником, которые исчисляли сынов Исраэйля в степях Моавитских у Ярдэйна Йырихонского. А среди них не было ни одного человека из исчисленных Моше и Аароном, священником, которые исчисляли сынов Исраэйля в пустыне Синайской. Ибо Г-сподь сказал о них: умрут они в пустыне; и не осталось из них ни одного, кроме Калэйва, сына Йыфунэ, и Йыошуи, сына Нуна.
 
Оба этих отрывка взяты мною из одной и той недельной главы Торы – Пинхас, но все-таки отличаются друг от друга как день от ночи. Именно в этой главе мы видим обещания благословений, которые наступят вместе с послушанием, рвением и преданностью Г-споду по соседству с обещанием последствий сопротивления, роптания и неподчинения Г-споду. Как вы думаете, желает ли этим Ха Шем (Б-г) сказать нам что-то?
 
Пинхас был преданным слугой Г-спода. И по его поступкам мы можем судить, что он был ревностным блюстителем Торы. Так, мы узнаем, о неприкрытом блудодействе одного из сынов Исраэйля с женщиной-мадиянитянкой перед лицом лидеров общины Исраэйля. И на этот раз все происходило не тайно и не в каком-то уединенном месте, но это был вопиющий акт неповиновения, неуважения и мятежа в стане, где все могли видеть это. Сынов Исраэйля вовлекли в неповиновение, которое и вызвало наказание, посланное Г-сподом на всю общину; эта пара еще усугубила нанесенное оскорбление.

Бамидбар (25:6) И вот некто из сынов Исраэйля пришел и подвел к братьям своим Мидьянитянку пред глазами Моше и пред глазами всей общины сынов Исраэйля, а они плакали у входа Шатра Соборного.

Какое отношение имеет этот отрывок к Торе? Во-первых, сыны Исраэйля впали в язычество, участвуя в распутном, диком поклонении, в типичном поклонении языческим богам. И это было нарушением Первой Заповеди!
Во-вторых, сыны Исраэйля прелюбодействовали с иноплеменными женщинами, не говоря уже о тех двоих, что выставляли напоказ свои отношения. И это было нарушением Торы.
 
Пинхас ревностно относился к Г-споду, ревностно соблюдая Тору, и в своем рвении он исполнил Тору.
Более двух человек стали свидетелями того, как Зимри и Хазва вошли в жилище для вступления во внебрачную связь. Эта незаконная связь стала результатом участия Зимри, сына Исраэйля, в языческих оргиях. Наказание Торы за идолопоклонство - это смерть через побивание камнями. Тем не менее, Пинхас в своей ревности к Торе, казнил обоих прелюбодеев. Этим Пинхас остановил поражение сынов Исраэйлевых, из них умерло всего лишь двадцать четыре тысячи человек, хотя все могло закончиться значительно хуже!
 Как результат этого поступка, Пинхасу был дана должность Когена на вечные времена самими Г-сподом. Послушание Пинхаса принесло ему благословения!

Противопоставьте это со вторым отрывком из Писания, которое я привел сегодня. Целое поколение Исраэйля оставило свои мертвые тела в пустыне за время своего сорокалетнего странствия. Это стало результатом их полного неуважения Торы, включавшее в себя идолопоклонство, неверие, ропот и болтовню, возмущение и неуважение к власти, и еще раз возмущение! Здесь мною упомянуто далеко не все. И какова же была их награда?
Никто из них вступил на Землю Обетованную, все они умерли в пустыне!
Что это нам говорит?
Об этом я постоянно говорю: послушание Торе приносит благословения, в то время как непослушание – смертельные последствия!
Я хотел бы обратить внимание тех, кто не соблюдает сегодня Тору и кто дерзко заявляет, что Она устарела, на что-то очень важное:
Ха Шем (Б-г) не лишил права непокорное поколение после того, как они сбились с пути, и не на второй раз, и не на третий и даже не на четвертый….
И все же наступил момент, когда воспылал гнев Б-га, и с тех пор им было уготовано удобрить своими мертвыми телами пустыню, и не позволено было войти им в Землю. Не позвольте, чтобы это же самое случилось и с вами. Ха Шем дал нам неслыханные обещания; так давайте же не будем отбрасывать их от себя из-за нашего непослушания Его Слову.
Не через Тору вы получите спасение, но через соблюдение Торы вы освятитесь и получите благословения!!

Тегиллим / Псалмы 119 Алеф: Счастливы те, чей путь непорочен, следующие Торе Г-сподней.

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ комментарии
Недельная глава - Пинхас

Наша недельная глава начинается с похвалы Пинхаса, внука Аарона, за его доблестное
поведение и в порядке исключения он становится коэном (еврейским священником). Следующий
эпизод главы – приказ о войне с Мидьяном – страной, сумевшей развратить еврейский народ,
которому разврат чужд по своей природе, и который сумел в свое время противостоять вопиющей половой распущенности Египта. Затем следует приказ о пересчете мужчин, оставшихся в живых после эпидемии, остановленной Пинхасом и сам по себе пересчет. Глава завершается очередными заповедями о жертвоприношениях.

Итак, наша глава начинается с похвалы Всевышним поведения Пинхаса, своим смелым и решительным поступком в одну секунду прекратившего серьезнейшую эпидемию, унесшую жизнь 24000 евреев (для сравнения – за грех золотого тельца погибло 3000 евреев). И все-таки, такое "крайнее проявление религиозного фанатизма" не может не пугать прогрессивного, современного человека, взращенного на лозунгах типа "Ребята, давайте жить дружно!"

Что ж, и во времена Пинхаса нашлось немало стороннков данного призыва. Строго говоря,именно с этих слов и начался "фестиваль разврата", так плачевно закончившийся для 24000 евреев. Именно это "безграничное добро" и обернулось, в конце концов, столь необратимым злом.

Если бы категории добра и зла лежали на поверхности, насколько легче было бы нам жить!
Мы уже говорили, что зло надо уметь разглядеть! Разглядеть всю его нагую правду под всеми внешне приличными покровами и личинами!

Тут стоит еще раз напомнить, что зло, с точки зрения иудаизма, есть ничто иное, как то, что занимает место упущенного нами добра, т.е. является продуктом нашего личного поведения, а не плодом сугубо-внешних факторов .
И все колдовства Балака и попытки проклятия Билама не принесли никакого результата, тогда как поведение самих евреев,добровольно бросившихся в объятия разврата, закончилось для них столь трагически.

Но и это еще не самое страшное. Проблема, что и с "обратной" категорией "добра" дела обстоят нелегче. Любая мать знает, что абсолютное потакание прихотям детей не приведет ни к чему хорошему, и для того, чтобы воспитать ребенка будущим настоящим человеком, порой необходимо оставаться глухим к его нытью, мольбе и плачу. Те же родители, которые "из жалости к ребенку" откровенно пренебрегают элементарными принципами дисциплины, скорее всего сами будут плакать, пожиная в будущем плоды своего воспитания.

Когда же зло достигает своего апогея, то и бороться с ним приходится со всей силой и беспощадностью, и исправить результаты позорного действия можно исключительно действием.
Что и делает Пинхас.

И что удивительно, сразу вслед за этим, Тора возводит родословную Пинхаса к его деду Аарону, чьей характернейшей чертой было активное стремление к миру. Поведение Пинхаса, внешне кардинально противоположное принципам Аарона, по своей сути являлось той самой обратной стороной монеты тех самых принципов.
И лучшим доказательством этого явился наглядный результат его действий – моментальное прекращение эпидемии!

Жемчужины еврейского комментария.

«А имя еврейского лидера, пораженного с мидьянкой – Зимри, сын Салу, один из глав колена Шимона. А имя пораженной мидьянки – Козби, дочь Цура, главы общин Мидьяна» (Пинхас 25:14-15)
Комментатор Ор-А-Хайим удивляется: зачем Тора вновь возвращается к паре грешников и называет их имена? Если их имена имеют какой-либо вес, их стоило упомянуть в начале, а если нет – есть ли вообще смысл их упомянать?

Не столько имена, сколько общественный статус еврейского лидера Зимри и мидьянской принцессы Козби, играют огромную роль в развитии событий: разврат достиг своего апогея и даже влиятельнейшие представители мира сего не стесняются дать волю своей распущенности на глазах всего народа.

Но Тора нас учит, насколько необходимо дорожить честью каждого человека, даже самолично решившего опозорить себя своим бесстыдным поведением. И когда нет особой надобности упомянать имена преступников и грешников, Тора их опускает.
Но если это умалчивания умаляет достоинства другого, то увольте! Пинхас не побоялся открыто противостоять сильнейшим мира сего и потому, когда Тора превозносит его поведение, все имена и титулы возвращаются на свое место.

Женский уголок

Евреи всегда и везде отличались особым отношением к рыбе. (Достаточно вспомнить все ту
же «гефильте-фиш») И опять же даже в этом кулинарном пристрастие евреев прослеживается
теснейшая связь и с алахическими законами, и с глубокими аллегорическими объяснениями.
для евреев рыба является практически универсальным продуктом.

А с аллегорической точки зрения, прежде всего, следует упомянуть следующее устное предание – в конце дней, после окончательного приговора, праведники удостоятся участвовать в особой трапезе в шкуре гигантской рыбы Левьятан, а ее мясо послужит основным блюдом этой трапезы. И несмотря на то, что еврейские предания нельзя понимать буквально (как сказано «толкующий Тору буквально – злодей!»), евреи, всегда отличавшиеся оптимизмом, стараются хотя бы в шабат, хотя бы на одну трапезу отведать хотя бы кусочек рыбы и этим продемонстрировать свою надежду разделить удел наших праотцов, Моше-рабэйну, Аарона, царя Давида и других праведников в грядущем мире.
Можно продолжать и продолжать показывать различные аллегории и аналогии (а, между прочим, рыбы - один из символов еврейского народа), но все-таки стоит перейти к практической стороне «рыбного вопроса» и ознакомиться с новым рецептом.

Рулеты из камбалы.

Обмажьте филе камбалы специями (я предпочитаю сочетание соли, перца, паприки, куркума, кари и бульонного кубика). Размелите содержимое пакета бислей с 2-3 зубчиками чеснока и зеленью. Нафаршируйте этой смесью филе камбалы, заверните филе рулетиком, закрепите зубочисткой и зажаривайте 10 мин. в гриле.


В избранное