Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Ахарей


Ешива «Томхей Тмимим Любавич», Санкт‑Петербург
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33


ГЛАВА АХАРЕЙ * אחרי I
(14.04.2013 – 20.04.2013)
На этой неделе читают две главы – Ахарей и Кдошим.

Текст главы


После смерти Надава и Авиу, сыновей Аарона, Б‑г дал предостережение – не входить в Святилище без разрешения. Лишь одному человеку – первосвященнику и лишь раз в году – в Йом‑Кипур можно входить в Святая Святых, чтобы принести воскурения.

Ещё один закон, исполнявшийся в Йом‑Кипур: нужно было взять двух одинаковых козлов и бросить жребий, чтобы определить, какого из них принести в жертву Б‑гу, а какого отослать в пустыню.

Глава также содержит такие запреты:
  • совершать жертвоприношения где-либо, кроме Храма;
  • употреблять в пищу кровь;
  • запрет кровосмешения и других извращенных половых связей.


Эта глава начинается со слов: «И говорил Г‑сподь, обращаясь к Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Г‑подом и умерли». Что же произошло с сыновьями Аарона Надавом и Авиу? Они погибли, когда попытались принести воскурение в Святая Святых, куда разрешается входить лишь первосвященнику и только в Йом‑Кипур.

Надав и Авиу были истинными праведниками, не случайно Моше сказал о них Аарону: «Вижу я, что более велики они, чем я и ты». Однако они совершили ошибку – приблизились к чрезмерному уровню святости и погибли. Они выступили против воли Б‑га, который хочет, чтобы душа пребывала именно в этом мире и в нём исполняла свою миссию.

Сыновья Аарона символизируют «отрицательное» самопожертвование. При том, что они действительно совершили самопожертвование ради Всевышнего, попытались слиться с Б‑жественным Светом. Но когда это делается за счёт возможности исполнить свою миссию в этом мире, то очевидно, что человек должен отказаться от подвижничества, которое не соответствует воле Творца.

Талмуд рассказывает: «Четверо вошли в Пардес (сад познания)… Бен‑Азай взглянул и умер… Рабби Акива вошёл с миром и вышел с миром». Случившееся с Бен‑Азаем аналогично произошедшему с сыновьями Аарона: приближение оказалось для него чрезмерным, невыносимым. Он не смог выдержать своего огромного желания приблизиться к Б‑жественному свету и умер. А рабби Акива «вошёл с миром и вышел с миром». Последняя фраза может вызвать удивление: на первый взгляд все четверо «вошли с миром», только вышли по‑разному. Но на самом деле именно потому, что рабби Акива «вошёл с миром», ему удалось и выйти с миром. Входя в Пардес, он видел одну цель – исполнять Высшую волю. Им двигало вовсе не любопытство, не интерес, даже не жажда святости, не желание стать очевидцем Б‑жественного света. Он стремился лишь выполнить волю Творца. Благодаря этому, он смог, подойдя к опасной границе, за которой находилось уже недозволенное Всевышним, не перейти её, а «выйти с миром».

Но есть ещё более высокая ступень, чем та, на которой пребывал рабби Акива, – ступень нашего праотца Авраама. Рабби Акива, для которого единственной целью было исполнять волю Всевышнего, жаждал самопожертвования. Перед тем как умереть на костре римлян, он сказал своим ученикам: «Все дни свои я мучительно ожидал, когда же смогу исполнить это!»

Авраам же не искал возможности пожертвовать собой и не думал вообще ни об этой заслуге, ни о какой-либо другой. Он думал лишь о Б‑ге. И вся его жизнь была посвящена одной задаче: распространению знания о Нём среди людей. Если для этого требовалось самопожертвование, он не уклонялся от него, но и не искал его.

Такая позиция должна служить для нас образцом. Исполняя волю Творца, не следует искать для себя каких-либо выгод, даже самых праведных. Её надо исполнять – и всё! Это самодостаточный процесс. Все косвенные аспекты могут только помешать результату.


В избранное