Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Шмини


Ешива «Томхей Тмимим Любавич», Санкт‑Петербург
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33


ГЛАВА ШМИНИ * שמיני I
(31.03.2013 – 06.04.2013)

Текст главы


После семи дней посвящения, на восьмой день Аарон и его сыновья начали службу в Святилище. Огонь снизошёл от Б‑га и поглотил приношение, возложенное на жертвенник. Б‑жественное Присутствие наполнило Святилище.

Два старших сына Аарона, Надав и Авиу, принесли на жертвенник «чуждый огонь перед Б‑гом, который Он приносить не велел» и погибли. Аарон, потрясённый трагедией, безмолвствовал.

Всевышний дал законы о разрешённых в пищу (кошерных) и запрещённых в пищу (некошерных) животных.
  • Из наземных животных разрешены только жвачные животные с раздвоенными копытами.
  • Кошерные рыбы – те, у которых есть чешуя и плавники.
  • Перечислены виды некошерных птиц.
  • Перечислены виды кошерных насекомых – четыре вида саранчи.

В конце главы даются некоторые законы ритуальной чистоты, включая закон об очищающей силе миквы (это водоём, отвечающий определенным критериям) и источника. Народу Израиля предписывается «отличать нечистое от чистого».


Каждая идея, высказанная Торой, – это наставление и указание пути для человека. В главе «Шмини» указаны те признаки, по которым человек может отличить кошерное животное от некошерного. Разумеется, эти признаки легли в основу законов кашрута – законов о пище еврея. Но кроме буквального смысла, у этих признаков есть и духовный смысл.

Какое указание и наставление для нас несут следующие слова: «Всякое с раздвоенными, расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть»?

Тора указывает нам два признака:
  1. чистое животное должно обладать раздвоенными копытами;
  2. оно должно быть жвачным.
Что означают понятия «копыто» и «жвачка» в душе еврея?

Из всех творений человек – единственное существо, у которого голова всегда выше ног. Конечно, есть и среди животных те, которые ходят «с высоко поднятой головой», однако им приходится нагибать голову к ногам, чтобы поесть или напиться. А у человека голова выше ног и тогда, когда он ест или пьёт. Но даже у животных между головой и ногами есть принципиальное отличие, ведь при ходьбе соприкасаются с землёй лишь их ноги, но не голова.

Это означает, что высокие силы, пусть даже и животной души, недопустимо вкладывать в грубую материальность – «в землю». Хасиды рассказывают, что одному еврею, который был одарённым человеком, но с увлечением занялся торговлей галошами, Ребе Рашаб однажды сказал: «Видел я многих, у кого в галошах ноги, но впервые вижу человека, у которого в галошах… голова!»

Дистанция должна быть не только между «головой» и «ногами», но и между «ногами» и «землёй». Этим изолятором является «копыто», символизирующее элемент стойкости и твёрдости в отношениях с материальным миром, умение не обращать внимания на его воздействие.

Однако Тора учит, что копыто кошерного животного должно быть расщеплённым. Несмотря на то, что необходима дистанция между нашей духовностью и материальностью этого мира, обязательно должен оставаться просвет, позволяющий свету души проникать в мир. А если материальное полностью оторвано от духовного, и человек не воспринимает физические вещи как инструмент служения Творцу, то это вовсе не кошерный признак.

Более того, «копыто» должно быть «раздвоенным». Это означает, что «хождение по земле» – взаимодействие с земным – должно включать в себя два направления. Об этом сказано в Талмуде: «правая приближает, а левая – отталкивает».

Есть люди, которые придерживаются лишь принципа «правая приближает» без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что ради приближения евреев к Торе стоит внести послабления в принципы иудаизма и даже переделать, не дай Б‑г, саму Тору «в соответствии с духом времени».

Действительно, надо приближать всех евреев к Торе. Но делать это нужно в соответствии со словами Мишны: «…любящий творения и приближающий их к Торе». Даже тех, у кого нет никаких иных достоинств, кроме того, что они – творения Всевышнего, необходимо приближать к Торе. Но следует приближать их к Торе, а не «тащить» к ним Тору, перекраивая её под них. Качество «отталкивать левой», которое проявляется в бескомпромиссности, не менее важно, чем свойство «приближать правой». В этом как раз и заключается «расщеплённость копыт надвое».

Однако одного признака «раздвоенного копыта» недостаточно. Должен быть второй признак – «жвачность». Каждое действие, которое еврей собирается совершить, должно быть как следует «разжёванным» – обдуманным. Но и после этого полезно повторно «пережевать ситуацию» – проверить снова и снова, надо ли это делать, и если да, то как мы – евреи – должны поступать в этом случае согласно Торе, а лишь затем совершить задуманное.

Когда оба «признака кошерности» будут присутствовать в нашей животной душе, тогда мы будем считаться «чистыми животными» – такими, которых Всевышний сможет впустить в Свой Храм.


В избранное