Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Микец


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА МИКЕЦ * מקץ

Текст главы


Йосеф наконец вышел из заточения после того, как фараон увидел сны о семи тучных коровах, проглоченных семью тощими, и о семи тучных колосьях, проглоченных семью тощими колосьями, и Йосеф истолковал эти сны. Он сказал, что наступят семь лет изобилия, вслед за которыми придут семь лет голода, и посоветовал фараону сберегать хлеб на протяжении сытых лет. Фараон назначил Йосефа правителем Египта. Йосеф женился на Оснат, приёмной дочери царедворца Потифара, и у них родились двое сыновей: Менаше и Эфраим.

Голод охватил близлежащие земли и продовольствие осталось только в Египте. Десять братьев Йосефа прибыли в Египет, чтобы закупить хлеба. Самый младший, Биньямин, остался дома, потому что Яаков опасался за его безопасность. Йосеф узнал братьев, а они его нет. Он обвинил их в том, что они лазутчики, и потребовал, чтобы они привезли Биньямина из дома в подтверждение своих слов о себе. Шимон остался в качестве заложника.

Яаков согласился отпустить Биньямина только после того, как Йеуда принял на себя полную ответственность за него. На этот раз Йосеф принял братьев с радушием, выпустил Шимона и пригласил братьев на пир в свой дворец. Но затем он подбросил свой серебряный кубок в мешок Биньямина. Когда следующим утром братья отправились домой, их догнали и вернули назад. Йосеф «нашёл» кубок в мешке Биньямина. Он заявил, что отпустит домой всех, короме «виновника» Биньямина, который останется при нём рабом.


ДЕЛАТЬ И МОЛИТЬСЯ

Эта глава рассказывает о том, как братья Йосефа, гонимые голодом, отправились в Египет, как Шимон был взят там в заложники, как было обнаружено серебро в поклаже возвращающихся братьев и как им было приказано вернуться в Египет с Биньямином. Братья увидели в сложившейся ситуации наказание за продажу Йосефа в рабство: «Вот, наказаны мы за брата нашего, потому что видели его страдания, когда он умолял нас, а мы не послушали. За это и постигло нас это горе».

Яаков отказывался отпускать Биньямина: «Вы лишили меня детей! Йосефа нет, и Шимона нет, и Биньямина заберёте… Не пойдёт мой сын с вами». Но в конце концов он был вынужден согласиться и отпустил Биньямина с братьями в Египет.

Что должен делать человек в момент испытания? В первую очередь обратить свою мольбу к Б‑гу. Так и вёл себя Яаков в трудные периоды своей жизни раньше. Например, стремясь спастись от Эсава, он сначала помолился и только потом стал предпринимать необходимые действия.

На этот раз он повёл себя иначе. Сначала он повелел своим сыновьям запастись подарками и деньгами и только тогда сказал им: «Б‑г Всемогущий пусть даст вам милость у человека того…» Раши объясняет: «Теперь вам не хватает только молитвы, вот я молюсь за вас». Из этих слов может показаться, что молитва была лишь дополнительным средством после всех остальных. Почему именно так повёл себя Яаков?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что сыновья не открыли Яакову своих подозрений, что Б‑г наказал их за продажу Йосефа. Они всё объяснили отцу лишь «земными» причинами, которые можно легко преодолеть. «Если уж так, – сказал им Яаков, – то вот что сделайте…» Если всё так, как вы говорите, и это не Б‑жья кара, а обычные жизненные трудности, предпримите обычные действия. В то же время Яаков объяснил своим сыновьям, что даже тогда, когда необходимость в чудесах не очевидна, следует просить Б‑га о помощи. Он указал им, что надо предпринять для освобождения брата-заложника, и после этого сообщил им: «Вот я молюсь за вас».

Если сыновья Яакова видели в происходящем лишь свою частную сторону, то Яаков как один из трёх праотцев народа Израиля понимал, что всё это имеет особое значение для всех его потомков. Он твёрдо знал, что любая ситуация требует молитвы, просьбы о милосердии Небес.

Следует предпринимать всё зависящее от нас: «…и благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всём, что ты будешь делать». Но не надо забывать, что главное зависит от Небес: «Благословение Б‑га – оно обогащает».


В избранное