Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Ваешев


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ВАЕШЕВ * וישב

Текст главы


Яаков вместе с двенадцатью сыновьями поселился в Хевроне. Любимцем Яакова стал Йосеф. Отец оказывал Йосефу предпочтение, например, подарил ему многоцветную рубашку. Старшие братья стали ему завидовать. Йосеф рассказал братьям два увиденных им сна, в которых предсказывалось, что в будущем он воцарится над ними. Это ещё больше распалило ненависть братьев к Йосефу.

Шимон и Леви решили убить Йосефа, но Реувен предложил бросить его в яму, собираясь позже вернуться и спасти его. Пока Йосеф сидел в яме, Йеуда посоветовал братьям не убивать Йосефа, а продать его проходящим мимо ишмаэльтянам. Те послушались. После этого братья испачкали рубашку Йосефа в крови козлёнка и показали её Яакову, чтобы тот поверил, будто бы его любимого сына сожрал дикий зверь.

Йеуда женился и у него родились три сына. Старший, Эр, умер молодым и бездетным; его брат Онан вступил в левиратный брак с его женой Тамар. Онан грешил, впустую изливая семя, и тоже умер. Йеуда не захотел, чтобы его младший сын женился на Тамар, и под благовидным предлогом отослал её. Но Тамар хотела, чтобы её дети обязательно были потомками Йеуды. Она переоделась блудницей и отдала себя Йеуде. Когда Йеуда узнал, что его невестка беременна, он распорядился, чтобы её казнили, так как она согрешила прелюбодеянием, будучи посвящённой его младшему сыну. Тогда Тамар предъявила вещи, которые Йеуда оставил ей как залог будущей платы. Йеуда понял, что она беременна от него, и публично это признал. Казнь отменили. Тамар родили двух сыновей – Переца (предка царя Давида) и Зераха.

Йосефа привели в Египет и продали Потифару, царедворцу фараона. Б‑г благославил Йосефа во всем, что он делал, и вскоре Йосеф стал управляющим в доме своего господина. Жена Потифара влюбилась в прекрасного юношу, но когда Йосеф отверг её домогательства, она сказала мужу, будто бы «раб-еврей» пытался ее изнасиловать. Йосефа бросили в тюрьму. Там он добился уважения и доверия со стороны главного тюремщика, и он сделал Йосефа управляющим в тюрьме.

В заточении Йосеф встретил двух царедворцев фараона – главного виночерпия и главного пекаря, которые попали в тюрьму за оскорбление господина. Каждому приснился сон. Они обратились к Йосефу, и тот истолковал сны: через три дня виночерпия освободят, а пекаря повесят. Йосеф попросил виночерпия замолвить за него слово перед фараоном. Толкования Йосефа сбылись. Виночерпий забыл про Йосефа.


ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ДУШИ

Из главы «Ваешев» мы узнаём о том, как жил Йосеф с момента, когда братья продали его в рабство, и до того времени, когда он стал вторым человеком в Египте. История жизни Йосефа воспроизводит этапы существования еврейской души и выражает основную идею её пребывания в этом мире.

У Йосефа было счастливое детство в доме отца, он был любимцем Яакова. Отец всё время обучал его Торе, пока братья пасли скот. Скорее всего, именно этот период жизни Йосефа был самым счастливым и в материальном, и в духовном смысле.

Это состояние можно сравнить с положением еврейской души до того, как она спустится в этот мир и облечётся в тело. Душа пребывает в самом высоком месте, у Престола Славы, в святости и чистоте; она погружена в Б‑жественный свет и наслаждается. Может ли быть большее счастье? И позже, когда плод созревает в чреве матери, душа пребывает в наслаждении, ведь ангелы обучают её всей Торе!

Но вот Йосеф продан в рабство, «спустился в Египет», заключён в тюрьму. И его духовное положение резко изменилось: юноша, вырванный из «шатра Торы», попадает в страну, именуемую «срам земной», в среду низких людей, в самое нечистое место на земле.

То же самое происходит с душой, когда она оказывается в этом мире. Она вдруг падает «с высокой крыши в глубокую яму» – спустившись с высот, наполненных Б‑жественным светом, душа попадает в материальное тело, в мир лжи. Здесь её ждут тяжёлые испытания, человеческие страсти и пороки. Здесь она будет тосковать по своему Небесному Отцу.

Но обстоятельства сложились так, что Йосеф стал знатным вельможей в Египте, добился высокого положения. И в духовном плане он поднялся на очень высокий уровень. Тора называет его «Йосеф-праведник», потому что он победил все испытания нечистой земли, сохранил свою цельность и праведность. Да, Йосеф «спустился в Египет», но именно благодаря этому испытанию он смог подняться на чрезвычайно высокий уровень.

Душа человека, преодолевая испытания в этом материальном мире и исполняя здесь свою миссию, способна благодаря этому достичь гораздо более высого уровня, чем тот уровень, с которого она пришла в этот мир.


В избранное