Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Теце


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ТЕЦЕ * תצא

Текст главы


74 из 613 заповедей Торы содержатся в главе «Теце». Они включают в себя следующее:
  • «закон о красивой пленнице»;
  • закон о наследственных правах первенца;
  • закон о «восставшем сыне»;
  • закон о погребении умершего;
  • закон о возвращении пропажи;
  • запрет забирать птенцов из гнезда в присутствии их матери;
  • заповедь о возведении ограды вокруг крыши дома;
  • запрет различных форм килаим (смешения растительных или животных видов).

Описываются судебные процедуры и наказания за прелюбодеяние, изнасилование, соблазнение незамужней девушки, за ложное обвинение мужем своей жены в супружеской неверности.

Определенным категориям евреев запрещено вступать в брак с евреями по крови:
  • мамзерам (рожденным от запрещенной связи);
  • мужчинам-прозелитам из народов Моава и Аммона и их потомкам мужского пола;
  • прозелитам из народов Эдома и Египта и их детям (т. е. лишь до второго поколения).
Такие евреи могут вступать в брак только с прозелитами.

Глава также содержит:
  • законы о чистоте военного лагеря;
  • запрет возвращать раба, бежавшего в Землю Израиля из другой страны;
  • обязанность платить поденному работнику вовремя;
  • обязанность позволять и людям, и животным есть во время уборочных работ;
  • предписания об обращении с должником;
  • запрет взимать процент с займа;
  • законы о разводе (из них выводятся многие законы о браке);
  • процедура йибум (левиратный брак) c вдовой бездетного брата или халица («разувание») – в случае, если брат покойного не хочет на ней жениться.

Глава завершается повелением: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта.».


Первая фраза главы «Теце» говорит о войне: «Когда выйдешь ты войной на врагов твоих, и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой в руки твои». На первый взгляд, кажется, что в предложении допущена грамматическая ошибка: вначале сказано о врагах во множественном числе – «врагов твоих», а затем в единственном – «отдаст его».

В Торе каждая деталь выверена с абсолютной точностью. Каждая деталь имеет и свой скрытый смысл, находящийся за пределами простого понимания текста. Приведённый отрывок в прямом смысле говорит об обычной войне, но также содержит намёк на войну, происходящую в душе человека.

Враги тела и души

У еврея есть враги двух видов: те, которые воюют против самого существования еврея – против его тела; те, которые покушаются на особую святость еврея – его душу. Тора объединяет оба эти вида в словах «врагов твоих», поскольку тело и душа еврея едины – они вместе служат Творцу. Поэтому враги тела еврея являются и врагами его души; враги души еврея – они же и враги его тела.

Тора учит нас, как надо воевать с этими врагами. Прежде всего – «когда выйдешь на войну» – до того, как встретишь врага, необходимо наполниться чувством веры в Творца. Надо выходить войной «на врагов твоих», а не «против врагов». То есть еврей изначально должен чувствовать своё превосходство над врагами, так как Сам Всевышний идёт с ним и помогает победить.

Чувство превосходства

Если еврей выходит на войну с таким чувством – он обязательно победит. Это будет победой не только над врагами, стоящими перед нашими глазами, но и над первоисточником всех врагов – дурным началом. Ведь именно о нём, о дурном побуждении, сказано в Талмуде: «Это сатана (враг души), и это ангел смерти (враг тела)».

Чувство непоколебимой уверенности в том, что нет в мире силы, способной противостоять добру и святости, позволяет победить не только внешние проявления зла, но и его духовный корень. Об этом говорят слова «и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой, в руки твои». Сказано в единственном числе: речь идет о дурном начале – корне и источнике всех врагов.

Выкуп пленных

Тора продолжает: «и возьмёшь у них пленных». Случается, что еврей не уберёгся от дурного побуждения, попал в зависимость от него и передал в его власть высшие силы, предназначенные для служения Творцу. Теперь эти силы находятся в плену у дурного начала. Тора обещает нам, что еврей сможет отнять у дурного побуждения эти силы («пленных»). И об этом сказали наши мудрецы, что настоящее раскаяние, возвращение на пути Торы превращает совершенные проступки в заслуги.

Эта война приведёт также истинное Избавление, когда совсем будет уничтожено дурное начало. Это будет полной и окончательной победой в войне.


В избранное