Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Ваэтханан


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ВАЭТХАНАН * ואתחנן

Текст главы


Моше рассказывает народу Израиля, как он умолял Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю, но Б‑г ему отказал, велев вместо этого взойти на гору и взглянуть на Землю Израиля.

Моше говорит об исходе из Египта и о Даровании Торы: «Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б‑га, говорящего из среды огня… и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г‑сподь есть Б‑г, нет другого, кроме Него!»

Моше предсказывает, что в будущих поколениях народ отвернётся от Б‑га, станет служить идолам и будет изгнан из своей земли и рассеян среди других народов. Но там они будут искать Б‑га и вернутся к соблюдению Его заповедей.

Глава включает повторение десяти заповедей; отрывок «Слушай, Израиль: Г‑сподь – Б‑г наш, Г‑сподь один!», провозглашающий главный принцип иудаизма – единство Б‑га; заповедь любви к Творцу; повеление изучать Тору; заповеди о тфилине и о мезузе.


В этой главе Моше напоминает еврейскому народу о Даровании Торы на горе Синай, о Б‑жественном Откровении. Голос Творца, звучавший с горы Синай, Моше описывает, как «голос великий и непрерывный». Мидраш приводит несколько толкований слова «непрерывный». По одному объяснению, голос Б‑га не прервался, а продолжает открываться в любую эпоху через пророков и мудрецов в каждом поколении, этот голос – источник всех пророчеств. По другому объяснению, голос Б‑га «разделился на семь голосов, а они разделились на семьдесят языков».

Как известно, все рассказы Торы несут в себе поучение, необходимое нам для служения Творцу. В чём же урок того, что голос, звучавший при Даровании Торы, был «великим и непрерывным»?

Дарование Торы на горе Синай было Б‑жественным Откровением высшей ступени. Десять заповедей начинаются словами Анохи Ашем («Я – Б‑г»). Слово Анохи («Я»), по объяснению Талмуда, – это аббревиатура слов Ана нафши кетавит йеавит («Я Себя Самого написал и дал»). То есть Всевышний «вручил Себя Самого» каждому еврею.

Можно предположить, что такой уровень раскрытия Б‑жественности был только во время Синайского Откровения; все же остальные уровни Торы, раскрытые позднее через пророков и мудрецов, не обладают силой Дарования Торы, не равнозначны воплощению Самого Всевышнего в слова Десяти Заповедей.

На это предположение отвечают слова Торы: «Голос великий и непрерывный». Те части Торы, которые раскрылись через пророков и мудрецов, являются продолжением «великого голоса». Во всех постановлениях мудрецов Торы во всех поколениях открывается Сам Всевышний. Так пожелал Б‑г, чтобы определённые постановления открылись именно в тот или иной период истории.

Кроме того, как объясняет Мидраш, «непрерывность» голоса Всевышнего подразумевает перевод Торы на семьдесят языков. Таким образом Тора даёт нам понять: её слова, относящиеся к народам мира (семь заповедей потомкам Ноаха, к соблюдению которых евреи должны призывать народы мира) не второстепенны, это тоже часть «великого голоса» Дарования Торы.

В этих словах также есть намёк на тот период времени, когда евреи рассеяны среди других народов мира и говорят на «семидесяти языках». Внутренний смысл этого рассеяния заключается в том, чтобы евреи освятили этот мир и собрали «искры святости», разбросанные в самых разных его уголках. Когда евреи пользуются этими языками в повседневной жизни (но во имя служения Всевышнему), то в этом есть та же сила, что и в «великом голосе», прозвучавшем на горе Синай.


Отрывок из книги раввина Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»

В этой главе повторяются десять заповедей, записанных на скрижалях Завета (в первый раз они приведены в главе «Итро» книги «Шмот», где рассказывается о получении евреями Торы).

Десятая заповедь требует: «И не домогайся жены твоего ближнего, и не желай ни дома твоего ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего» (5:17). О ней мы сейчас и поговорим.

Судя по тексту, заповедь запрещает определенное действие по отношению к жене ближнего и определенный замысел – по отношению к его имуществу. Какие это действие и замысел? И как они связаны между собой? Действительно ли первый запрет касается только жены, а второй – только имущества? Обратимся за разъяснениями к Рамбаму.

Рамбам указывает, что именно подразумевается под словами ло тахмод и ло титавэ, которые переведены здесь как "не домогайся" и "не желай". «Всякий, кто домогается раба или рабыни, принадлежащих другому, его дома или вещей, всего, что можно купить, подсылает к нему приятелей, уговаривает его и в конце концов приобретает эту вещь, – даже если он уплатил за нее большие деньги, нарушает запрет "не домогайся"… Человек, пожелавший дом ближнего, или его жену, или его вещи… с момента, когда начал размышлять о том, как приобрести желаемое, нарушает запрет "не желай"» (Законы о грабеже и пропаже, 1:9,10).

Вдумаемся в сказанное. Что называется желанием и домогательством, теперь нам понятно. Но нарушен ли запрет "не домогайся", если человек не достиг желаемого? Нет. Рамбам ясно говорит: «…и в конце концов приобретает эту вещь…» Значит, если приобрести ее не удалось, то есть человек спустя какое-то время прекратил свои попытки, этот запрет он не нарушил.

Объясняется сказанным и связь между "не желай" и "не домогайся": первое предшествует второму.

И, наконец, мы видим, что заповедь запрещает оба действия независимо от того, на что из перечисленного в ней они направлены.

Человек настойчиво советует кому-то как можно скорее продать, скажем, дом. Он убедительно доказывает, что дом находится далеко от места работы нынешнего владельца, что жаль времени на дорогу, что в доме масса неудобств, что за него можно получить недурные деньги и т. д. А за всеми его советами стоит намерение приобрести это жилье для себя или для родственника. Подобная тактика – дело нередкое, и многие считают ее вполне приемлемой. Добившись желаемого, эти люди успокаивают свою совесть: «Я ведь уплатил, и уплатил немало. Кто бы еще дал такие деньги?»

Это опасный путь. Начинается он с желания, переходит в домогательство, а кончиться может (крайность, конечно, но и такое, увы, бывает) грабежом или даже убийством.

Так случилось с царем десяти еврейских колен Ахавом. Он пожелал приобрести виноградник своего родственника Навота, поскольку участок находился вблизи царского дворца. Ахав предложил Навоту обменять его виноградник на другой, получше, или продать его. Но Навот ни за что не хотел расстаться с наследием предков. Желание Ахава было таким сильным, что он, получив отказ, «лег на постель свою, и отвернулся [к стене], и не ел хлеба». Изевель, жена Ахава, высмеяла мужа: «Царствовать не умеешь!», потом обвинила Навота в Б‑гохульстве и речах против трона, представила в суд двух лжесвидетелей и добилась казни обвиняемого. И все для того, чтобы Ахав мог унаследовать его виноградник (Млахим I, 21).

Почему так произошло? Потому что была нарушена заповедь Торы "не желай".

Тора предупреждает нас, что у домогательства, грабежа и даже убийства может быть один и тот же корень: сильное желание завладеть тем, что принадлежит другому. Поэтому Тора прежде всего требует, чтобы, предлагая владельцу расстаться с принадлежащей ему вещью, мы в своих доводах говорили только и исключительно правду. Во‑вторых, она запрещает нам быть настойчивыми, постоянно возобновлять свои просьбы, короче, «приставать», брать измором. В‑третьих, нам запрещено подсылать к владельцу его родственников и авторитетных для него людей, чтобы те на него повлияли.

Ибн‑Эзра говорит примерно следующее. Многие удивляются: как можно приказать сердцу не желать красивую вещь, красивую женщину только потому, что они принадлежат другому. Но представьте себе паренька из простой деревенской семьи, которого призвали в солдаты и поставили охранять царский дворец. Прекрасная принцесса, его ровесница, великолепные наряды царя – постоянно у него перед глазами. Вздумается ли ему жениться на принцессе или обзавестись царской одеждой? Если он человек нормальный, ему это и в голову не придет. Таким должно быть отношение ко всему чужому.


В избранное