Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Шофтим


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
- Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ШОФТИМ * שפטים

Текст главы


Моше заповедует народу Израиля назначить судей и судебных исполнителей во всех городах. «К справедливости, к справедливости стремись!» – повелевает он им, предостерегая против взяточничества и лицеприятия. Все правонарушения должны быть тщательно расследованы. Показания свидетелей должны быть исследованы судом. Для обвинения и приговора необходимо как минимум два свидетеля.

В каждом поколении, говорит Моше, будут мудрецы, чьей обязанностью будет истолкование и разъяснение Закона: «По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Глава «Шофтим» также содержит запреты идолопоклонства и колдовства; законы, регулирующие назначение царя и его поведение; инструкции для создания городов-убежищ (это укрытия для совершивших неумышленное убийство). Даются многие законы ведения войны: освобождение от службы тому, кто только что женился, или построил дом, или посадил виноградник, или боится и «робок сердцем»; необходимость предлагать мирные условия перед нападением на город; запрет бессмысленно уничтожать ценности, например, нельзя срубать фруктовые деревья во время осады.

В конце главы приводится заповедь об эгла аруфа. Это особая процедура, которая совершается, когда обнаруживают в поле тело человека, убитого неизвестными. Старейшины города, ближайшего к месту убийства, в виде искупления берут тёлку и проламывают ей шею. Это подчеркивает ответственность общины и её лидеров не только за то, что они делают, но и за то, что, возможно, они могли предотвратить.


Слова из главы «Шофтим» «Человек – дерево полевое» часто приводятся в еврейских книгах. Тора сравнивает человека с деревом, именно поэтому Новый год деревьев (Ту‑Бишват) мы отмечаем как праздник (в отличие, скажем, от Нового года животных).

Какая связь между человеком и деревом? Ведь человек – венец Творения, а дерево, относящееся к царству растений, находится на низком уровне создания, даже ниже животного мира. Какое сущностное свойство дерева позволяет именно его уподобить человеку?

Уникальное свойство растения – это его привязанность к источнику своего существования, к земле. Люди и животные тоже получают пропитание от земли (и даже были сотворены из неё), однако им не нужно быть напрямую связанными со своим корнем, со стихией, их породившей. Растение же должно быть постоянно соединено с землей.

Особенно это относится к деревьям – самым долговечным представителям растительного мира. Испытывая на себе смену времён года, оно, тем не менее, плодоносят из года в год (в отличие от однолетних растений, которые гибнут по окончании своего сезона). Это указывает на чрезвычайно сильную связь деревьев с землёй, которую не могут поколебать даже сезонные изменения погодных условий.

В этом смысле человека можно сравнить с полевым деревом. И он в своей истинной сущности неотделим от своего источника. Душа человека нуждается в постоянной и непрерывной связи с корнем своей жизненной силы. Связь с источником жизни – это именно то свойство растения, которое человек должен в себе укреплять.

Источник жизни человека – это Тора, как сказано: «Они (слова Торы) – наша жизнь». Именно из Торы еврей черпает душевные силы. Однако реальность такова, что лишь для малой части еврейского народа изучение Торы является основным занятием. В большинстве же своем евреи должны, посвятив себя всецело изучению Торы на какое-то время в начале жизни, идти затем из «шатра учения» в мир, чтобы исполнять Б‑жественную миссию – «создать Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах».

Тем не менее, нужно помнить, что человек сравнивается с деревом: даже когда оно возвышается над землёй, своими корнями оно постоянно связано со своим источником. Так же и человеку необходимо, даже находясь на этапе жизненной «гонки», чувствовать связь с тем временем, когда он занимался лишь изучением Торы. И эта связь не должна ограничиваться только воспоминаниями, но должна быть прочной и явной настолько, чтобы человек ощущал, что Тора – это источник и его нынешней жизни. И точно так же то время, пусть и непродолжительное, утром и вечером, которое он устанавливает для ежедневного изучения, должно оказывать воздействие на всю его повседневную жизнь, чтобы весь его день был пронизан влиянием и духом Торы.


В избранное