Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Экев


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ЭКЕВ * עקב

Текст главы


Моше продолжает своё последнее обращение к еврейскому народу. Он обещает евреям, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждёт процветание в Земле Израиля.

Моше упрекает евреев за совершённые грехи. Он напоминает им о золотом тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б‑га в Тавэйре, в Масе и в Киврот-Атаава. «Строптивы были вы пред Г-сподом с того дня, как я узнал вас». Но Моше говорит и о прощении Всевышним их грехов и о вторых скрижалях, которые Б‑г даровал им после их раскаяния. (Первые скижали разбил Моше, увидев золотого тельца).

Сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б‑г питал евреев маном, должны были научить их, что «не хлебом одним живёт человек, а всем тем, что исходит из уст Г‑спода, живёт человек».

Моше прославляет Землю Израиля, куда евреям предстоит войти:
  • это земля «текущая молоком и мёдом»;
  • она особо благословенна семью видами плодов: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки, финики;
  • эта земля находится в центре Б‑жественного Провидения.

Моше велит разрушить идолы тех народов, которые раньше жили на Земле Израиля.

Моше предостерегает евреев от гордыни: «Берегись, чтобы ты не забыл Г‑спода, Б‑га твоего… Когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много… И скажешь ты в сердце своём: "сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это"».

Эта глава включает отрывок «И вот, если послушаетесь заповедей Моих…». Это вторая часть молитвы «Шма» («Слушай, Израиль!»). Здесь повторяются заповеди, перечисленные в первой части (в главе «Ваэтханан»); говорится о награде за исполнение воли Всевышнего и о наказании (голод, изгнание) за пренебрежение ею.


После трёх траурных недель (связанных как с разрушением Первого и Второго Храмов, так и с темой изгнания и отверженности) следуют «семь недель утешения».

Говоря об изгнании и освобождении, следует помнить талмудический принцип: правильный диагноз – половина исцеления. Если человек не знает, что он болен, его шансы на исцеление малы.

Чтобы победить изгнание, надо осознать своё положение и понять его причины. Если народ не чувствует, что он в изгнании, ему трудно надеяться на освобождение.

Прежде, чем наши предки удостоились войти в Святую Землю, они сорок лет скитались по пустыне. В главе «Экев» – второй из семи недельных глав Торы, посвященных будущему Избавлению – пустыня именуется «великой и страшной, где жалящие змеи и скорпионы, где жажда и нет воды». Каждое слово этой фразы описывает как пустыню, так и изгнание. В поисках пути к Избавлению, идя по пустыне изгнания, мы нуждаемся в опыте наших предков, победивших пустыню.

«Великая пустыня» нашего поколения – это огромное безжизненное пространство современного цивилизованного мира, где, казалось бы, нет места Торе. Пустыня царит и в душе человека – в ней осталось совсем мало святого.

Прежде всего, надо перестать считать пустыню «великой». Если окружающий мир кажется великим и доминирующим, а еврейство выглядит второстепенным и «местечковым», то это первый шаг к падению в бездну духовного изгнания.

Затем, необходимо избавиться от страха перед пустыней. Если человек не просто считает внешний мир великим, но боится его, значит пустыня начинает проникать в его внутренний мир. Мы склонны придавать преувеличенное значение негативным явлениям, которые происходят вокруг нас. Надо помнить, что если еврей признает над собой власть Творца, над ним не будет никакой другой власти. И стихия пустыни не будет властвовать над ним.

Следующий рубеж изгнания  – «змеи». Яд змеи – «горячий», от него бросает в жар. Горячка страстей и соблазнов означает, что внешний мир не просто проникает во внутреннее пространство еврея, но перекраивает его на свой лад, заставляет еврейское сердце пламенеть чуждыми идеалами.

Ещё одно явление – «скорпион». Яд скорпиона – «холодный», от него лихорадит. Безразличие, холод безучастности и отчуждения опасней страсти и дурного энтузиазма. Человека горячего, активного, пусть и заражённого чуждой идеей, можно переубедить и направить его жар в нужное русло. Но на равнодушную безжизненность холодного «лежачего камня» словами трудно повлиять.

И последняя часть в описании ужасов пустыни – «жажда и нет воды». Это звучит тавтологией: если нет воды, есть жажда, если есть жажда, значит нет воды. Но в Торе нет ни одного лишнего слова.

Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда в еврее, оторванном от своих истоков, по милости Свыше просыпается духовная жажда, он, заплутавший в пустыне, может начать искать утоления жажды где угодно, но только не в Живом Источнике. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды. Порой достаточно просто подсказать ему: пей!

И самое главное – нужно помнить, что порабощение пустыней начинается со страха. Нельзя бояться пустыни, вовсе она не «великая».


В избранное