В первый день месяца шват, за 37 дней до своей смерти, Моше начинает повторять Тору собравшимся сынам Израиля. Он вспоминает случившиеся события и те законы, которые были даны Б-гом в течение их сорокалетних странствий. Моше упрекает евреев за их грехи и призывает их хранить Тору и соблюдать её заповеди на земле, которую Б‑г даёт им в вечное владение. Туда они придут после смерти Моше.
Моше вспоминает, как он назначил судей и смотрителей, чтобы облегчить своё бремя – вершить суд и учить народ Торе; вспоминает путешествие от Синая через пустыню; вспоминает поход разведчиков, отказ народа от Земли Обетованной, в результате чего Всевышний постановил, что всё поколение Исхода умрёт в пустыне. «Также и на меня, – говорит Моше, – прогневался Г‑сподь из-за вас, сказав: "И ты не придешь туда"».
Моше вспоминает и недавние события: отказ народов Моава и Амона позволить евреям пройти через свои земли; войны с эморейскими царями Сихоном и Огом и расселение на их землях колен Реувена, Гада и части колена Менаше; напутствие своего преемника Йеошуа, который приведёт народ в Святую Землю и возглавит её завоевание: «Не страшитесь их, ибо Г‑сподь, Б‑г ваш, Сам ведёт за вас битву!»
Эту главу читают в субботу перед 9 Ава, и в ней много намёков на события этого дня. Глава начинается с обличительной речи Моше – он напоминает евреям о тех местах, где они гневили Б‑га. Среди прочих проступков, совершённых евреями, Моше напоминает им грех разведчиков.
Известно, что история с возвращением разведчиков и напрасными переживаниями евреев произошла в ночь 9 Ава. В связи с этим 9 Ава превратился в день подлинного траура. Упрекая евреев за этот грех, Моше говорит: «И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: "По ненависти Б‑га к нам вывел Он нас из страны Египетской"». В память о том, что евреи несправедливо упрекали Всевышнего в ненависти к ним, в ночь 9 Ава традиция установила чтение свитка Эйха («Плач Иеремии»). Свиток
начинается словами, первые буквы которых образуют слово «ненависть».
В первом рассказе о разведчиках в книге «Бемидбар» рассказывается, как народ плакал и сетовал на то, что Всевышний привел их в страну, в борьбе за которую им суждено погибнуть. Таким образом, они проявили недостаток веры в могущество Б‑га.
Здесь же, в книге «Дварим», Моше упрекает евреев ещё и за то, что они полагали, будто Всевышний ненавидит их.
Моше говорит о том, что евреи «возроптали в шатрах своих». Это значит, что кроме открытых претензий, которые они высказали ему, Моше, они еще и скрытно высказывали недовольство между собой в своих шатрах. Что имеется в виду?
Раши цитирует Мидраш. Евреи были недовольны самим фактом исхода из Египта, «поливного поля, которое орошается поднимающимся Нилом» и предстоящим приходом в Землю Израиля, зависящую от дождей.
Оба обвинения – и то, что Б‑г ненавидит евреев, и то, что Египет лучше Израиля, – абсолютно ложны.
Во-первых, очевидна бесконечная любовь Творца к Своему народу, ради которого Он сотворил великие чудеса во время исхода из Египта и в пустыне.
Во-вторых, очевидно, что земля Израиля, которую Он обещал благословить дождями, лучше Египта, где для орошения полей водами Нила нужно было строить специальные сооружения.
Евреи не смели предъявлять свои претензии открыто, а лишь «роптали в шатрах». Это верный признак лживости обвинений.
Но при всём при этом, как подчёркивает Раши, «Он любит вас!» И напоминание об этом звучит в субботу перед 9 Ава, чтобы укрепить и поддержать евреев во время траура, напомнить им о том, что несчастье и горе временны, и что Всевышний непременно утешит Свой народ и выведет его из изгнания.