Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Балак


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА БАЛАК * בלק

Текст главы


Балак, царь Моава, призывает к себе пророка Билама, чтобы тот проклял народ Израиля. В пути Билама порицает его ослица, которая видит ангела, по велению Б‑га преграждающего путь Биламу.

Трижды, с трёх разных мест Билам пытается произнести проклятия, но всякий раз вместо этого из его уст исходят благословения. Кроме того, Билам предрекает конец дней и приход Машиаха.

Евреи, прельщённые чарами дочерей Моава, поклоняются их идолу Пеору. Когда один из знатных евреев на глазах у всех приводит мидьянскую принцессу в свой шатер, Пинхас, сын Элазара, убивает их обоих, тем самым прекращая мор, начавшийся среди народа.


Период изгнания еврейского народа начался с разрушения первого Храма и закончится с приходом Машиаха. Уже времена второго Храма называются изгнанием. В период изгнания еврейский народ подвержен ненависти и притеснениям со стороны окружающих народов, которые, на первый взгляд, властвуют над евреями.

В главе «Балак» есть пророчество об этом времени: «Опустился он на колени, прилёг как лев – кто поднимет его?» Находясь в изгнании, народ Израиля «прилёг», «опустился на колени». Он не проявляет своей полной силы и мощи, а склонился и дремлет. В этих словах сущность изгнания.

Но и опустившийся на колени народ называется здесь «львом». Это означает, что его сила остаётся при нём, и «прилёг» он по собственной воле. Значит, даже во время изгнания у народов мира нет настоящей власти над народом Израиля.

Согласно еврейскому закону, нельзя быть хозяином льва. Есть мнение, что лев не поддаётся приручению, так как его природная мощь остается при нём, и ни у кого нет полной власти над ним. Так и еврейский народ: по воле Всевышнего он оказался на коленях, но в чём это проявляется? Только в материальной сфере. Что касается Торы и исполнения заповедей, то никакое изгнание не может оказать на это влияния, ничто на самом деле не может мешать еврейскому народу служить Всевышнему, исполняя Его волю.

Ребе Рашаб, пятый Любавический Ребе, после прихода большевиков к власти сказал: «Лишь тело еврея предано изгнанию и преследованию властей, но душа еврея не изгнана и властям не подчиняется. Мы должны провозгласить открыто, что во всём, касающемся веры, Торы, заповедей и еврейских обычаев, ни у каких внешних сил нет никакого влияния. И нет в мире такой силы, которая смогла бы это как-то изменить».

Иногда нам может казаться, что мир в состоянии подчинить «льва» – еврейский народ. Это ошибка, возможная в силу духовной тьмы изгнания. Но Всевышний время от времени раскрывает людям свет истины, показывая в явных чудесах своё могущество и силу избранного Им народа. И лежащий лев остаётся львом.


В избранное