Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Пинхас


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ПИНХАС * פינחס

Текст главы


В предыдущей главе рассказывается о том, как Пинхас, внук Аарона, возревновав за Всевышнего, убивает Зимри (главу колена Шимона) и Косби (мидьянскую принцессу). В этой главе говорится о награде, которую получает Пинхас: Б‑г заключает с ним союз мира и дарует ему священство.

После очередного исчисления еврейский народ насчитывает 601 730 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Моше получает указания о том, как Святая Земля должна быть разделена по жребию между коленами и семействами Израиля.

Пять дочерей Цлофхада просят Моше дать им удел их отца, который умер, не оставив после себя сыновей. Б‑г принимает их просьбу и даёт законы о наследовании, включающие в том числе и ситуацию с дочерьми Цлофхада.

Моше назначает Йеошуа своим преемником, который должен будет привести евреев в Землю Израиля.

Глава завершается подробным описанием ежедневных жертвоприношений и дополнительных жертв, приносимых в Шабат, Рош-Ходеш (новомесячье), Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот, Шмини-Ацерет.


Эта глава начинается с рассказа о том, какую награду получил Пинхас, не потерпевший осквернения имени Всевышнего, рисковавший своей жизнью ради освящения Его имени.

Когда Зимри, глава колена Шимона, публично привёл в свой шатёр мидьянитянку, увидевший это внук Аарона Пинхас «взял копьё в руку свою, и пошёл за израильтянином в шатёр, и пронзил их обоих.» Всевышний, даруя ему награду, сказал: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них…»

Раши объясняет столь подробное перечисление предков Пинхаса: «О нём говорили неуважительно: "Посмотрите на этого внука Пути! Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам (его отец женился на дочери Путиэля, он же Итро), и он убил предводителя одного из колен Израиля!" Поэтому Писание указывает на его происхождение от Аарона».

Чем было вызвано такое отношение евреев к Пинхасу? Ведь они были свидетелями поступка Зимри, плакали при этом. Более того, они убедились в том, что после смерти Зимри в лагере Израиля прекратился мор, начавшийся из-за грехопадения евреев. И это благодаря Пинхасу! Непонятно также, почему, желая унизить Пинхаса, они упоминали о том, что его дед «выращивал тельцов для жертвоприношений идолам». Не логичнее ли было вспомнить, что священник Итро в свое время сам был идолопоклонником?

Претензия евреев к Пинхасу заключалась в том, что именно он, единственный, поднялся и «возревновал» за Б‑га, в то время как Зимри совершил грех в присутствии всей общины Израиля, её вождей и самого Моше. Оппоненты Пинхаса уверяли, что его поступок объясняется не только «ревностью» за Б‑га, но и жестокостью, присущей ему по природе. Они упоминают, что его дед «выращивал тельцов для идолопоклонства», а это и являлось проявлением крайней жестокости: несчастное животное откармливали самой лучшей едой, имея в виду затем зарезать, принести в жертву идолу. И Пинхас, по их мнению, должен был унаследовать это качество жестокости.

Поэтому Всевышний в своих словах подчёркивает: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна», опровергая тем самым доводы о жестокости Пинхаса, якобы послужившей причиной его поступка. Наоборот, именно будучи внуком Аарона и унаследовав от него главное качество – «стремящийся к миру и распространяющий любовь между спорящими», Пинхас совершил свой поступок, чтобы установить мир между народом Израиля и Б‑гом – «отвратил гнев Мой от сынов Израиля».

Таким образом Тора сообщает нам, что ревностный и суровый поступок Пинхаса был продиктован именно его любовью и стремлением к миру. Именно его любовь к своему народу и к Творцу побудила его «возревновать за Б‑га» и устранить тем самым обвинителя Свыше, угрожавшего евреям из-за их греха.

Из этой истории можно извлечь урок. Когда в народе Израиля свирепствует духовный мор и находится еврей, «возревновавший за Б‑га», противостоящий тем, кто попирает Тору – не нужно приуменьшать значимость его поступков, искать им сторонние обоснования. Нам не дано знать, чем на самом деле движим человек. Но если мы видим действия правильные и справедливые – их нужно поддержать. Ведь именно решительная «ревность за Б‑га» приносит настоящий мир, как сказано: «вот Я заключаю с ним Мой союз мира».


В избранное