Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Матот


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА МАТОТ * מטות

Текст главы


Моше объясняет законы обетов и клятв применительно к женщине: когда отец или муж женщины имеет право отменить её клятву и когда не имеет.

Начинается война против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч человек (по тысяче от каждого колена) побеждает врага.

Военачальники сообщают Моше, что среди ополченцев нет потерь. В благодарность Б‑гу и во искупление своих душ они приносят в Шатёр откровения золотые изделия.

Колена Гада и Реувена просят разрешения остаться за Иорданом, где есть обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказывает им, боясь повторения греха разведчиков. Тогда они обещают Моше, что вступят в Землю Израиля, будут участвовать в войнах с хананеями и лишь потом вернутся на восточный берег Иордана. Моше соглашается.


В начале главы сказано: «Если кто даст обет Г‑споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать».

Что такое обет перед Б‑гом? Это принятие на себя человеком ограничений в разрешённых Торой вещах. Произнося обет, человек присваивает вещи статус священной жертвы, тем самым принимая на себя запрет.

Мудрецы относятся к обетам двойственно. С одной стороны, они признают положительное влияние обета, считают его «оградой благочестию» (т. е. обет помогает сохранить благочестие). С другой стороны, мудрецы порицают принявшего на себя обет: «Мало тебе того, что запретила Тора, ты ещё хочешь ввести дополнительные запреты?!»

Здесь нет противоречия. Есть люди, для которых обеты являются положительной вещью, но есть и те, кому не следует принимать на себя обеты, и кто даже в силах освобождать других людей от обетов.

Человеку, не поднявшемуся пока на достаточно высокую ступень служения Всевышнему, нужно ограждать себя и в разрешённом, так как без ограничений оно может привести его к духовному упадку. Но тот, кто находится на более высокой ступени и кому разрешённые Б‑гом материальные ценности этого мира не могут причинить вреда, не должен сторониться «мирского». Наоборот, он должен взаимодействовать с материальностью этого мира и тем самым освящать её. (Повторим, речь идёт о разрешённом, о том, что соответствует заповедями Торы.)

В идее обетов можно увидеть очень важный принцип. Еврей, добровольно отказывающийся от некоторых излишеств или радостей этого мира, не подчёркивает их негативную сторону. Наоборот, он присваивает этим вещам священный статус жертвы. Он делает их запрещёнными себе в силу святости этих вещей.

Этот принцип согласуется с правилом учения хасидизма: исполнение указания Торы «Сторонись зла!» достигается не размышлением о зле, не постижением всей его нечистоты, а через усердие в исполнении симметричного указания «Твори добро!»

Свет обладает таким свойством, что даже малое его количество разгоняет тьму. Оказывая положительное влияние на мир, мы автоматически уничтожаем зло. Иначе говоря, чтобы бороться со злом, надо творить добро, и тогда зло самоустранится.

Из этого можно извлечь важный урок, применимый в наших отношениях с другими людьми. Обозревая мир вокруг себя, общаясь с окружающими, мы не должны искать негативное. Мы можем видеть отрицательные качества у своего ближнего, но не надо забывать, что он, как и мы, – обладатель Б‑жественной души, «частицы Самого Б‑га». Не надо порицать человека и запугивать наказанием за грехи. Человеку нужно объяснить, что в нём таятся великие сокровища его души. Их нужно лишь очистить и раскрыть.


В избранное