Моше получает закон о «красной корове». Её пепел использовался для очищения тех, кто становился ритуально нечист из-за контакта с мёртвым телом.
После сорока лет странствий евреи приходят в пустыню Цин, где умирает Мирьям. Народ страдает от жажды и начинает роптать. Б‑г говорит Моше: «Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду…» Моше ударяет посохом по скале, вместо того, чтобы обратиться к скале. Из камня бьёт вода, но Всевышний говорит Моше, что ни он, ни Аарон не войдут в Землю Обетованную.
Аарон умирает на горе Ор-Аар и его сын Элазар принимает первосвященство.
Когда евреи вновь ропщут против Б‑га и Моше, на стан Израиля нападают ядовитые змеи. Всевышний велит Моше поместить медного змея на высокий шест: «…и будет, всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив».
Народ поёт песнь в честь чудесного источника, обеспечивавшего их водой в пустыне.
Эморейские цари Сихон и Ог не позволяют евреям пройти через их земли. Моше ведёт народ в битву с царями, разбивает их и овладевает их землёй, лежащей к востоку от Иордана.
Во время сорокалетних скитаний в пустыне евреев защищали «облака славы» в заслугу Аарона. У них была вода из чудесного источника, который сопровождал их в пустыне, в заслугу Мирьям.
В главе «Хукат» рассказывается о смерти Мирьям. Евреи остаются без воды. В очередной раз вспыхивает недовольство народа и перед Моше стоит задача противостоять толпе, утратившей веру во всемогущество Б‑га. В заслугу Моше источник возвращается к его народу.
Когда умер Аарон и евреев перестали защищать «облака славы», народ недовольства не выразил. На первый взгляд, это кажется непонятным. Ведь облака были столь же необходимы в пустыне, как и колодец: они охраняли евреев от палящего солнца и проливных дождей, от змей и скорпионов, они указывали дорогу. Почему же их исчезновение прошло совершенно спокойно?
Из комментариев наших мудрецов следует, что на самом деле евреев сопровождали облака двух типов. Одни охраняли людей и сглаживали им путь, а другие — «облака славы», назначение которых было показывать, что идёт народ, получивший Тору на горе Синай, заключивший союз с Б‑гом. После смерти Аарона исчезли облака только второго типа. И евреи не высказывали по этому поводу никакого недовольства, поскольку жизненно важные для них облака остались.
Мы знаем, что в заслугу Моше произошло возвращения источника. Почему исчезли и не вернулись «облака славы»? Разве заслуги Моше не было достаточно для их возвращения?
Здесь проявляется существенное отличие Моше от Аарона и Мирьям. То, что стало достоянием евреев благодаря Аарону и Мирьям, было дано в награду за их добрые дела. После их ухода из жизни исчезли и эти вещи. А Моше заботился о своём народе как «Верный Пастух». То, что евреи получали благодаря ему, приходило не ради его заслуг, а в силу необходимости.
В этом причина того, что источник вернулся, а облака нет. Вода была жизненно необходима евреям в пустыне. И Моше, будучи преданным руководителем народа, добился возвращения источника. В «облаках славы» такой нужды не было, они являлись лишь следствием заслуг Аарона. И после его смерти уже не оставалось оснований для того, чтобы облака сопровождали народ.
В этом выражается необыкновенное величие Моше как руководителя народа, присущее также главам еврейского народа во всех поколениях.
Рассказывается, что и после смерти Моше народ ещё 14 лет питался маном, оставленным этим великим вождём. В этом и состоит особенность главы поколения, — он заботится о материальном и духовном благополучии своего народа настолько, что и после его смерти это влияние продолжает распространяться.