Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Корах


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА КОРАХ * קרח

Текст главы


Корах при содействии Датана и Авирама, давних врагов Моше, поднимает бунт, оспаривая лидерство Моше и первосвященство Аарона. К нему присоединяются 250 видных лидеров общины, которые приносят священное воскурение, чтобы подтвердить свою пригодность к священнослужению. Земля разверзается и поглощает бунтовщиков, а небесный огонь сжигает их воскурения.

Среди евреев вслед за этим начинается эпидемия, которую Аарону удается остановить принесением воскурений. Посох Ааарона расцветает и приносит плоды миндаля в качестве чудесного знака о том, что его первосвященство предопределено Свыше.

Даётся заповедь об отделении трумы («возношения») от урожая зерна, вина и масла, а также первенцев скота в пользу коэнов (священнослужителей).


Недовольство народа, вынужденного странствовать по пустыне, было весьма значительным. В главе «Корах» рассказывается о бунте, поднятом Корахом. Требования касались того, из‑за чего впоследствии начиналось большинство революций. Восставшие требовали справедливости и равенства. Корах, потомок второго сына Леви, Кегата, был недоволен назначением Элазара, сына Аарона, главой колена. По его мнению, раз Моше и Аарон, потомки первенца Леви, Амрама, заняли самые почетные должности, ему следовало бы отдать хотя бы второстепенную должность главы колена Леви. Он утверждал, что Моше устанавливает правила произвольно, как ему заблагорассудится. Очевидно, что недоверие Кораха к Моше было вызвано личной обидой и завистью.

Возникает вопрос. Ведь Б‑г обещал Моше: «И тебе будут верить вечно». Как же могло произойти, что один из того самого поколения, которое видело Б‑жественное откровение, стал оспаривать права Б‑жьего пророка? Более того, к Кораху присоединилась целая община, включавшая народных лидеров и праведников. Конечно, надо понимать, что восстание Кораха не было таким простым, как может показаться. Двести пятьдесят человек, праведники, уважаемые в своем народе люди, не верили, что Моше послан Б‑гом?!

Что же отвечает на эти претензии Моше? У нас есть только один Б‑г и один первосвященник, а вы, 250 человек, жаждете священничества? Но ведь и я хочу его.

Тем самым Моше говорит, что Всевышний избрал Аарона первосвященником. Такова воля Б‑га, и с этим ничего не поделать. Вот ведь и он, Моше, хотел бы быть первосвященником, но Б‑г решил иначе. И ему, Моше, не чуждо это желание, из чего следует, что в претензиях Кораха и его общины есть здравое зерно. Евреи знали, что Моше пророк Всевышнего, и у них не вызывало сомнений, что его слова — слова Б‑га. Но они полагали, что такую Б‑жью волю можно изменить. Им уже не раз приходилось видеть, что Моше удается изменить решения Всевышнего. Они были также свидетелями того, что священничество, в прошлом принадлежавшее всем первенцам, было передано коэнам, и посчитали, что положение можно изменить и сейчас, они смогут стать священнослужителями.

В самом этом желании, быть священнослужителем, коэном, нет ничего предосудительного. Более того, это положительное желание, ведь Моше сказал: «И я бы хотел…» Ошибка заключалась в том, что они думали, будто этого достаточно, чтобы изменить положение. Когда Моше предложил им совершить службу коэнов, они, зная, что это таит в себе смертельную опасность, были готовы пойти на это. Только бы хоть недолго побыть священнослужителями.

Чем объяснить такое желание? Ведь служба коэнов не так привлекательна, как кажется: они не могли заниматься предпринимательством, им не был положен удел в Земле Израиля; только духовная привилегия «воскурять воскурения» перед Всевышним выделяла их из всего народа. Корень этого желания следует искать в Б‑жественном откровении на горе Синай, когда все евреи находились на уровне первосвященников. Вкусив это однажды, община Кораха была готова пойти на восстание, чтобы вернуть себе это положение.

Из этой истории можно извлечь двойной урок. С одной стороны, надо стремиться стать «священнослужителем», быть ближе к Всевышнему, но с другой стороны, не следует восставать против порядка, который Он установил.


В избранное