Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Шлах


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА ШЛАХ * שלח

Текст главы


Моше посылает в Землю Кнаан (будущая Земля Израиля) двенадцать разведчиков. Сорок дней спустя они возвращаются, неся гигантскую виноградную гроздь, плоды граната и инжира как свидетельство изобилия и плодородности этой земли. Однако при этом десять разведчиков утверждают, что эта страна населена великанами, которых евреям никак не одолеть; только Калев и Йеошуа настаивают на том, что эта земля может с лёгкостью быть завоевана, как об этом повелел Б‑г.

Смущенный разведчиками народ рыдает: «…о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г‑сподь ведёт нас в землю эту… Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» Всевышний в гневе постановляет, что приход евреев в Святую Землю будет отсрочен на сорок лет, в течение которых все поколение Исхода умрёт в пустыне.

Далее в главе «Шлах» даются законы о мучных приношениях — менахот и заповедь об отделении халы (подношение Б‑гу при замесе теста).

Человек, собиравший дрова в нарушение законов Шаббата, был наказан смертной казнью.

Даётся заповедь прикреплять кисти (цицит) к углам четырехугольной одежды как знак, напоминающий о всех заповедях Торы.


В еврейской традиции существует понятие «миньян» — кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для совершения общественных молитв и некоторых ритуалов. Это понятие впервые вводится именно в главе «Шлах». Моше послал двенадцать разведчиков (по одному от каждого колена) «высмотреть» Землю Израиля. Десять из них, описав её небывалые достоинства, сказали, что эта земля населена могучими великанами, которых евреям ни за что не одолеть. И только Калев и Иеошуа призвали народ исполнить повеление Всевышнего и овладеть Святой Землёй.

Тора называет десятерых разведчиков, посланных в Землю Кнаан и оклеветавших её, — «община». Отсюда мы делаем вывод, что когда речь идет об общине, имеются в виду по крайней мере десять человек. Почему столь важное понятие выясняется именно из рассказа о разведчиках?

Известно, что разведчики были лучшими в своих коленах людьми, а следовательно, лучшими во всем народе. Поэтому их и послали «высмотреть» Землю Израиля. В чём же был их грех? Как объясняют наши комментаторы, они не хотели, чтобы еврейский народ входил в эту страну, они предпочитали остаться в пустыне. И в конечном итоге так и произошло: Всевышний выполнил их пожелание, и еврейскому народу суждено было странствовать по пустыне ещё сорок лет.

Почему же разведчики хотели предотвратить вступление евреев в Землю Израиля? В пустыне евреи не нуждались ни в пище, ни в воде — Всевышний обеспечивал их маном, с ними постоянно передвигался источник Мирьям; они не страдали ни от жаркого солнца, ни от дождей — «облака Славы» защищали их лагерь. А что ждало их в новой стране? Войны, тяжелый труд…

Совсем недавно евреи получили Тору, и разведчики понимали, что её изучение, исполнение заповедей будет гораздо легче обеспечить в условиях, когда у народа не будет никаких материальных забот.

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что понятие «община» связано с историей о разведчиках. Единственным желанием этих святых людей было находиться как можно ближе к Б‑гу. Но они не понимали, что вхождение в Землю Израиля являет собой более высокую ступень, чем даже полное соединение с Б‑жественностью.

Рамбам говорит, что служение Всевышнему состоит из трёх уровней. Первый, самый низкий, на котором находятся невежды и маленькие дети, только начинающие служить Всевышнему, — «служение из страха», когда человек исполняет волю Б‑га, боясь Его кары. Второй уровень — «служение из любви», когда человек служит Всевышнему, испытывая к Нему искреннюю любовь, желает исполнить Его волю, чтобы приблизиться к Нему, соединиться с Ним. На этом уровне и находились разведчики, они любили Творца и руководствовались лишь желанием быть к Нему как можно ближе, чтобы никакие материальные заботы не стали помехой для этой цели.

Этот уровень очень высок, но он не наивысший, и Всевышний оставляет евреев ещё на долгий срок в пустыне. Им предстоит ещё сорок лет странствовать по ней, чтобы подняться на более высокий уровень, знаком которого должно стать вхождение в Землю Израиля. Этот уровень означает: «идти путями истины, просто потому, что это — истина». То есть вовсе не думать о своих ощущениях, о плодах своего служения Б‑гу. Всё, что необходимо — это исполнить Его волю, потому что это Его воля и это истина. Именно на этом уровне находились двое из разведчиков, не вошедшие в «общину», Калев и Иеошуа, не испугавшиеся трудностей, которые ждали еврейский народ в Земле Израиля. Они точно так же, как и их товарищи, понимали, что трудности будут, но для них было важнее исполнить желание Всевышнего привести еврейский народ в Землю Израиля.


В избранное