Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе В дополнение к вопросу о сотворении мира


Дополнение к теме о сотворении мира

 

Темой наших последующих   занятий  станет  вторая  часть  "Таньи"  -  "Шаар  аИхуд вэоЭмуно" - "Врата единства и веры", где говорится о единстве Все-вышнего, процессе  Творения,  устройстве мироздания.  Для  того, чтобы служить Творцу,  человеку  необходимо  разобраться  в  том, кто Он, какую цель определил  человеку  в  Творении,  как устроен мир, с тем, чтобы потом приступить к реализации цели - совершенствованию мира в соответствии с волей  Творца

 

Одна  из  центральных  тем  раскрываемых  Иудаизмом - природа единства Все-вышнего, единства, которому не противоречит многообразие творений. На  вопрос:  "Как  из  единства,  не  нарушая  его,  может  возникнуть множественность?"  -  хасидизм  отвечает:  "...истинно единый способен сотворить [в том числе] множественность... [на что-то неспособен может быть  только]  единый  -  "один",  отделенной  границей  от  единого - "другого".  Все-вышний  же, будучи не ограничен ничем, вплоть до того, что  не  существует  отдельного  от  него существования - может все".

Единство   Б-га   -  единство  абсолютной,  непостижимой  природы,  не исключающее  многообразие  творений,  а  проявляющееся  в  нем в своей полноте, продолжающееся в этом многообразии.

 

В  какой  же форме, каким образом происходит Творение? Как практически совмещаются воедино Единство и Множественность?

 

Каббола  (тайная  Тора), в частности, Тора святого Ари ЗаЛ, на которой зиждется   Тора   хасидизма,   вводит  понятие  "цимцума"  -  сокрытия Б-жественности,  "дающего место" существованию миров. Объясняется, что цимцум  никаким  образом  не  влияет  на  Сущность Б-жественности, для которой  сокрытия не существует и которая находится в раскрытии везде.

Мы  же  (Творения)  не "видим" Ее лишь по той причине, что не являемся сосудами, неспособны воспринять подобное раскрытие. Б-жественность же, для  которой  мы  являемся  сосудом,  может  раскрываться  нам  только посредством цимцума.

 

Отсюда цимцум имеет две функции:

- с одной стороны, дает Творению возможность существования,

- с  другой  -  дает Творению  возможность восприятия Б-жественности в  доступной для него (Творения) форме.

 

Что   же   соединяет   созданные  творения  с  Сушностью  Все-вышнего, "оставшейся" после цимцума за пределами их восприятия? - Тора. (Нельзя не  добавить,  что в результате изучения и выполнения Торы, с приходом Мошиаха  раскроется  творениям  и  сама  Сущность  в том виде, как она существует выше цимцума, - такая, как Она есть).

 

______________________________________________________________________

 

 

ПОПЫТАЕМСЯ,  ХОТЯ  БЫ  ОТЧАСТИ, ПОНЯТЬ ТО, ЧТО СКАЗАНО В КНИГЕ "ЗОГАР" [основополагающая книга тайной Торы, объяснняющая смысл идей раскрытой Торы  на  тайном, скрытом, внутреннем уровне], ЧТО "СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ" - ЭТО  ЕДИНСТВО  ВЕРХНЕЕ, А "БЛАГОСЛОВЕННО ИМЯ СЛАВЫ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!" - НИЖНЕЕ ЕДИНСТВО.

 

 Комментируя  известный  стих Торы: "Слушай Израиль! Все-вышний - Б-г  наш!  Все-вышний  -  один!"  и  (следующую  за  ней в молитве) фразу "Благословенно   имя  Славы  Царства  Его  во  веки  веков!"  "Зоар" указывает на существование двух форм единства Все-вышнего:

 

  - Верхнее - "взгляд со стороны самого Все-вышнего" и

  - Нижнее - "взгляд снизу - с позиции творений".

 

 

______________________________________________________________________

 

             Глава первая. О НЕПРЕРЫВНОМ ТВОРЕНИИ МИРА.

 

 

"И ПОЗНАЙ СЕГОДНЯ, И ЗАТВЕРДИ СЕРДЦУ СВОЕМУ, ЧТО "АВАЙЕ [то проявление Все-вышнего, которое описывается четырехбуквенным именем] ЕСТЬ ЭЛЭЙКИМ [имя Все-вышнего, которым описывается его владычество над сотворенными мирами,  часто  переводящееся как "Всесильный"] В НЕБЕСАХ НАВЕРХУ И НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, НЕТ БОЛЕЕ [НИКОГО КРОМЕ НЕГО]".

 

Этот стих из Пятикнижия рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Мидраш, описывая происходившие события говорит: "Все-вышний разорвал  все  небеса,  и  евреи  увидели что нет никого, кроме Все-вышнего. В этот момент они получили приказ постичь то, что увидели и затвердить [это]  своему  сердцу,  чтобы не забыть того, что видели даже после, когда уже не будет видно", что Авайе, аспект б-жественности творящий мироздание,  и  Элэйким  - раскрытие б-жественности во множественном  мире,  - представляют из себя простое единство. Там же при даровании Торы  было  сказано:  "Не создай себе кумира... того, что в воде под Землей  (внизу)..  поднимешь глаза в Небеса (наверху)..." Необходимо  размышлять  и затвердить своему сердцу, что даже в "воде под Землей"  нет  никого кроме Него. (Т.е., в том числе, недостаточно увидеть это  глазами - без работы, - необходимо размышлять, заниматься работой по  постижению,  твердить  сердцу,  чтобы  оно  восприняло это. Истинное  постижение  Б-жественности  может  прийти только в результате личной  работы по постижению).

 

 

И  НУЖНО ПОНЯТЬ: НЕУЖЕЛИ МОЖЕТ ПРИЙТИ ТЕБЕ В ГОЛОВУ, ЧТО Б-Г ПРЕБЫВАЕТ В  ВОДЕ  ПОД  ЗЕМЛЕЙ,  И  НЕОБХОДИМО  СТОЛЬ НАСТОЙЧИВО ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ: "ЗАТВЕРДИ СЕРДЦУ СВОЕМУ?"

 

На первый взгляд вызывает непонимание совсем не это. Именно единство Авае и Элэйким, - позитивная идея, нуждающаяся в изучении ("тверди", чтобы  сердце  приняло)  требует  напряженной работы для того, чтобы понять   ее   и  принять,  а  не  отказ  от  ложного  представления, совершаемый без труда.

 

 

И  вот,  Алтер ребе начинает свое объяснение. Открывается оно стихом их книги "Тэиллим" ("Псалмов") в свете объяснения великими учителями Тайной Торы:

 

НАПИСАНО: "НАВЕКИ, Б-ЖЕ, СЛОВО ТВОЕ СТОИТ В НЕБЕСАХ".

 

То  же  можно  сказать  и  о  всех  остальных творениях, однако стих подчеркивает, что даже такое высокое творение, как небеса, нуждается в постоянном присутствии б-жественного речения.

 

 

БААЛ  ШЕМ  ТОВ, БЛАГОСЛОВЕННА ЕГО ПАМЯТЬ, ТАК КОММЕНТИРУЕТ ЭТО: "СЛОВА РЕЧЕНИЯ,  КОТОРЫЕ ПРОИЗНЕС ТЫ: "ДА БУДЕТ НЕБЕСНЫЙ СВОД ПОСРЕДИ ВОД..." -  ВЕЧНО  СТОЯТ  ВНУТРИ  НЕБОСВОДА  И  ОБЛЕЧЕНЫ  ВО ВСЕ СВОДЫ НЕБЕСНЫЕ НАВЕКИ,  ДЛЯ  ТОГО,  ЧТОБЫ  ОЖИВЛЯТЬ  ИХ,  КАК НАПИСАНО: "И СЛОВО Б-ГА НАШЕГО СТОЯТЬ БУДЕТ ВЕЧНО", то  есть вечно будет действовать, то же значение имеют и слова "живы и сущи навеки" в следующей фразе.

 

 

И  "СЛОВА  ЕГО  ЖИВЫ  И  СУЩИ  НАВЕКИ..."  ИБО,  ЕСЛИ  БЫ ЭТИ БУКВЫ НА МГНОВЕНИЕ   ОТДАЛИЛИСЬ,  СОХРАНИ  Б-Г,  И  ВОЗВРАТИЛИСЬ  БЫ  К  СВОЕМУ ИСТОЧНИКУ, НЕБЕСА ОБРАТИЛИСЬ БЫ В НИЧТО И В ПОЛНОЕ НЕБЫТИЕ, И СТАЛО БЫ ТАК,  КАК  ЕСЛИ  БЫ ОНИ ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ, СОВЕРШЕННО ТАК ЖЕ, КАК ЭТО БЫЛО ДО ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ: "ДА БУДЕТ ТВЕРДЬ НЕБЕСНАЯ..."

 

Б-жественное  слово - аспект б-жественности при помощи которого было осуществлено  Творение: "И _сказал_ Все-вышний: Да будет небосвод...  и стало так", - постоянно находится внутри сотворенного им предмета,  являясь его жизнью, давая ему существование.

 

"Буква",  "Слово",  "Речение"  Все-вышнего  -  так обозначаетТора аспекты Б-жественности раскрывающиеся в Творении мира.

 

Для  того,  чтобы  понять  смысл,  заложенный в этом, можно провести аналогию  между  упоминающимся  в  Торе речением Все-вышнего и речью человека,  служащей для раскрытия внутреннего мира - мыслей, чувств,  -  _другому_,  -  отдельному  [от  Меня].  Подобно  этому, раскрытие  Б-жественности в Творении, - раскрытие по отношению к "другому" - по  отношению  к Творению. - Оно требуется не самому Все-вышнему (у Него оно  есть  и  так),  а  Творению.  И посредством этого раскрытия оно  (Творение),  собственно,  и  существует.  Если  же  этот (внешний по  отношению к Все-вышнему) аспект вернется обратно к своему источнику, к  "Я" Все-вышнего, существование мира лишится жизненности, то есть,  попросту говоря, исчезнет, поскольку "Я" Все-вышнего не имеет к нему  отношения (как мысль одного человека к другому и много более того).

 

 

И  ТО ЖЕ В ОТНОШЕНИИ ВСЕГО СОЗДАННОГО ВО ВСЕХ МИРАХ, ВЕРХНИХ И НИЖНИХ, И  ДАЖЕ  В  ОТНОШЕНИИ  ЭТОЙ ВЕЩЕСТВЕННОЙ ЗЕМЛИ - «СФЕРЫ БЕЗМОЛВИЯ» (ТО ЕСТЬ  НЕОДУШЕВЛЕННОГО)  В  ПОЛНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, - ЕСЛИ БЫ НА МГНОВЕНИЕ ОТДАЛИЛИСЬ  ОТ  НЕЕ, ДА СОХРАНИТ ВСЕВЫШНИЙ, БУКВЫ ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЙ Б-ГА, КОТОРЫМИ  ЗЕМЛЯ  БЫЛА  СОТВОРЕНА  В  ШЕСТЬ  ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ, ОНА БЫЛА БЫ ОБРАЩЕНА  В  НИЧТО  И  ПОЛНОЕ  НЕБЫТИЕ, СОВЕРШЕННО ТАК ЖЕ, КАК БЫЛО ДО ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ.

 

И  СКАЗАЛ  ОБ  ЭТОМ  АРИ, БЛАГОСЛОВЕННА ЕГО ПАМЯТЬ, ЧТО И В СОВЕРШЕННО НЕОДУШЕВЛЕННЫК  ТЕЛАХ,  КАК  КАМНИ, ЗЕМЛЯ И ВОДА, ЕСТЬ ДУША И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ  СИЛА, И ЭТО - ОБЛЕЧЕННЫЕ В НИХ "БУКВЫ РЕЧИ" ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЙ, КОТОРЫЕ  СООБЩАЮТ  НЕОЖИВЛЕННОЙ МАТЕРИИ ЖИЗНЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ТАК, ЧТО ОНА  ВОЗНИКАЕТ  ИЗ  НИЧЕГО И ПОЛНОГО НЕБЫТИЯ, КАКОЕ БЫЛО ДО ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ.

 

Тора  выделяет  в мире 4 принципиально различных вида существования, отличающихся  друг  от  друга  степенью раскрытия в них б-жественной жизненности:

  - "молчащая" - минеральная природа;

  - "растущая" - растительная природа;

  - "живая" природа - животный мир и

  - "говорящая" природа - человек.

 

Жизненность   растительного   мира   проявляется,   в   основном,  в способности к росту; животный мир обладает помимо того эмоциональной сферой;  человек,  интелектом и речью. В чем же видит Ари ЗаЛ душу - жизненость "молчащей", неживой природы? - В самом том, что она есть, существует,   является   бытием,   происходящим   из   небытия.  Это свидетельствует о наличии начала, переводящего ее из состояния "нет" в  состояние  "да",  из  небытия  в  бытие.  Само ее существование - проявление заложенной в ней б-жественной жизненности.

 

 

И  ХОТЯ  В ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЯХ, ЗАПИСАНЫХ В ТОРЕ, СЛОВО "ЭВЕН (КАМЕНЬ)" НЕ УПОМИНАЕТСЯ,   ВСЕ  ЖЕ  ЖИЗНЕННАЯ  СИЛА  СООБЩАЕТСЯ  КАМНЮ  С  ПОМОЩЬЮ СОЧЕТАНИЙ  И  СМЕН БУКВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ ПЕРЕСТАНОВКАМ ПРИ "ПРОХОЖДЕНИИ 231  ВРАТ"  В ПРЯМОМ И ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, КАК ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ В КНИГЕ "СЕФЕР  АЕЦИРА",  ДО  ТЕХ  ПОР,  ПОКА ОНИ НЕ СПУСКАЮТСЯ ВНИЗ ИЗ ДЕСЯТИ РЕЧЕНИЙ,  ТАК  ЧТО  ИЗ  НИХ  ОБРАЗУЕТСЯ СЛОВО "ЭВЕН (КАМЕНЬ)", И ОНО - ЖИЗНЕННАЯ СИЛА [ВЕЩЕСТВЕННОГО] КАМНЯ.

 

ТО  ЖЕ  И  В  ОТНОШЕНИИ ВСЕХ ТВОРЕНИЙ В МИРЕ, ИХ НАЗВАНИЯ НА СВЯЩЕННОМ ЯЗЫКЕ  ПРЕДСТАВЛЯЮТ  СОБОЙ  "БУКВЫ  РЕЧИ", ПОСТУПЕННО СПУСТВИВШИЕСЯ ОТ ДЕСЯТИ  РЕЧЕНИЙ,  УПОМИНАЕМЫХ  В  ТОРЕ, ПОСРЕДСТВОМ СМЕН И ПОДСТАНОВОК БУКВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ 231 ВРАТ, ПОКА ОНИ НЕ ДОХОДЯТ ДО ЭТОГО ТВОРЕНИЯ И НЕ   ОБЛЕКАЮТСЯ   В  НЕГО,ЧТОБЫ  СООБЩИТЬ  ЕМУ  ЖИЗНЕННУЮ  СИЛУ.  [ЭТО ПОСТУПЕННОЕ  НИСХОЖДЕНИЕ  НЕОБХОДИМО], ИБО ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЕ ТВОРЕНИЯ НЕ МОГУТ  БЫТЬ  ОЖИВЛЕНЫ  НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЕСЯТЬЮ РЕЧЕНИЯМИ ТОРЫ, ТАК КАК ЖИЗНЕННАЯ  СИЛА,  ИСХОДЯЩАЯ  ОТ  САМИХ  РЕЧЕНИЙ,  СЛИШКОМ  ВЕЛИКА  ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ  ТВОРЕНИЙ,  И ОНИ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ЕЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЭТА  ЖИЗНЕННАЯ  СИЛА  НИСХОДИТ И СПУСКАЕТСЯ ОТ ОДНОЙ СТУПЕНИ К ДРУГОЙ, НИЖЕ  НЕЕ,  ПУТЕМ  СМЕН  И  ПОДСТАНОВОК  БУКВ  И  ГЕМАТРИЙ, ТО ЕСТЬ ИХ ЧИСЛОВЫХ ЭНАЧЕНИЙ, ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОНА НЕ СМОЖЕТ СЖАТЬСЯ И ОБЛЕЧЬСЯ В ЭТО ОТДЕЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ, СООБЩАЯ ЕМУ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

 

Тайная  Тора  представляет  алфавит, как множество взаимодействующих последовательностей.  Например,  пара  последовательностей:  алфавит  начинающийся с "алеф" и заканчивающийся "тов" и начинающийся с "тов"  и  заканчивающийся  "алеф". "Алеф" может быть заменен на "тов", что, если   продолжить  разговор  о  связи  между  буквами  и  Творениями означает,  что  в  "тов"  может  одеваться  не  соответствующий  его сущности  свет  "алефа"  таким  образом,  что прежний свет полностью скрывается, а новый светит, представая другой сущностью.

 

 

И  ЕГО  НАЗВАНИЕ  НА  СВЯЩЕННОМ  ЯЗЫКЕ  ЕСТЬ СОСУД ДЛЯ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ, СЖАТОЙ В БУКВАХ ЭТОГО НАЗВАНИЯ.

 

В  этом  заключается  коренное  отличие  иврита, называемого "святым  языком",  с  помощью которого был создан мир, от всех других языков,  возникших после разрушения вавилонской башни.

 

Первому  человека  Адаму Б-г поручил дать названия творениям. И Адам назвал  их  именами,  которыми  они  называются на иврите, поскольку видел   суть  каждого  из  творений,  видел  каким  сочетанием  букв выражается  аспект  Б-жественности,  их  именно создавший. (Название того же творения на любом другом языке не соответствует сути, а лишь дает  возможность носителям данного языка понимать о какой вещи идет речь).

 

Надо  понимать,  что  сказанное  не  противоречит тому, что имя вещи несравнимо   с   ее   сущностью,   как  имя  человека  и  его  суть.  Действительно,  буквы  слова,  произнесенного  нами  для определения  вещи, несравнимы с ее сущностью. Однако, буквы "речи" _Все-вышнего_,  о  которых говорится в стихе: "Вечно... слова Твои стоят в небесах", являются сущностью вещи, будучи ее источником.

 

 

СПУСТИВШЕГОСЯ   ИЗ   ДЕСЯТИ   РЕЧЕНИЙ   ТОРЫ,   ОБЛАДАЮЩИХ   СИЛОЙ   И ИВОТВОРНОСТЬЮ  ДЛЯ  СОТВОРЕНИЯ ИЗ НИЧЕГО И СООБЩЕНИЯ ЖИЗНИ, А "ТОРА И ВСЕВЫШНИЙ ЕДИНЫ".

 

Откуда  "Десять  речений"  (десять  предложений  из  Торы)  получают способность  творить  бытие  из  небытия,  что  под силу лишь одному Творцу?   -   Речения  -  часть  Торы,  Тора  едина  с  безграничным

б-жественным светом (так называет тайная Тора аспект распространения б-жественности  от  Творца),  -  сам Все-вышний облекается в "Десять речений",  давая им силу созидать бытие из небытия. (О единство Торы и Все-вышнего подробно говорится в первой части "Таньи" главу 2).

 

"Зоар" объясняет первое слово "Десяти заповедей" - "Онейхи (Я)", как аббревиатуру  слов:  "Я свою душу написал, вложил". Все-вышний может вложить  себя  в любую форму, поскольку для Него нет ограничений. Он захотел  вложить  себя  в  Тору,  и  она  не отдельна от Него, а как говорилось выше, Он Сам.


В избранное