Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Глава Брейшит - начало нового цикла изучения Торы


Недельная глава "Брейшис". Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе произнесенной в Субботу недельной главы "Брейшис", 5711 (1950) года).

- 1 -

Суббота [недельной главы] "Брейшис" является продолжением праздников месяца Тишрей, в целом, и Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, в особенности. По этой причине ребе [здесь: предыдущий ребе] пишет в своем письме, [датированном] завтрашним после Йом-Кипур днем, напечатанном в "Кунтрес Суккейс", что в Шабос [недельной главы] "Брейшис" [должно произойти] "подобие дополнения и прибавления 'света, который благ' к минувшим дням радости".

В этом своем письме ребе отмечает две идеи: дополнение и прибавление. Разница между дополнением и прибавлением понятна по простому смыслу [этих слов]:

- "Дополнение" [направлено на то, чтобы] дополнить недостающее до этого; - а "прибавление": несмотря на то, что человек [полностью] выполнил то, что было возложено на него, на нем лежит обязанность прибавить к этому.

В этом заключается смысл слов ребе "подобно дополнению и прибавлению":

1) Если недовыполнено все то, что надлежало сделать в течение месяца Тишрей, это возможно дополнить в Шабос [недельной главы] "Брейшис". 2) Также если [полностью] выполнено все, что надлежало сделать в [течение] месяца Тишрей, человек не должен думать, что теперешняя его задача [заключается лишь в том], чтобы дожидаться получения награды. Ему следует прибавить еще [более в том, что было начато в течение праздников месяца Тишрей].

- 2 -

Ребе не ограничивается этим, но дает дополнительное объяснение: "...добавление СВЕТА...": прибавление, требующееся [на этот момент,] - свет.

Несмотря на то, что [уже] были осуществлены [виды] Служения, [требовавшиеся] в Рейш о-Шоно - "принятие ига". [Позади] Служение Йом-Кипур - Тшуво [раскаяние]. [Уже миновали] четыре дня, разделявшие Йом-Кипур и Суккейс, в течение которых [евреи] занимались осуществлением заповедей, по причине чего [только] первый день Суккейс - первый день для отчета грехов. [Уже прошел праздник] Суккейс - время радости нашей, Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, про которые сказано: "Будут только тебе, а не чужим вместе с тобой", - а по этой причине ребе, нишмосей эйден [отец предыдущего ребе, ребе Рашаб] говорит, что во время Симхас-Тейро отсутствует идея суда. И несмотря на это, существует возможность, есть место для прибавления света.

Тип [этого] света, добавляет ребе [...], должен быть: "свет который благ". "Свет который благ" сказано [в Торе] про свет, созданный в первый день [Творения]. Святой, благословен Он, был тогда один в мире, по причине чего этот день [- первый день Творения -] называется "день один", [а не "день первый"].

- 3 -

В отношении этого света говорится в Геморе, что он "захоронен" для праведников на будущие времена, [то есть на времена Мошиаха]. Сказал Баал-Шем-Тов: "А где [Все-вышний] захоронил его? В Торе". То есть, также сегодня можно, при помощи Торы, достичь света "будущего времени".

Причина этого - того, что и сегодня можно достичь света "будущего времени", заключается в том, что "еврейский народ и Тора, и Святой, благословен Он, - все одно". Подобно тому, как для Все-вышнего прошлое, настоящее и будущее - едины, так и Тора, в которой уже сегодня "захоронено" будущее. И также в отношении праведников, в [существовании] которых аспект "все одно" со Все-вышним находится в раскрытии, - для них не существует ограничений времени, и также сейчас они обладают светом будущего.

- 4 -

В соответствии с вышесказанным, получит свое объяснение рассказ о зяте БеШТа, рабби Гершоне из Кутова, который написал БеШТу, что случай, о котором писал ему [БеШТ], действительно произошел, однако намного позднее времени [написания пресловутого] письма [БеШТа].

Смысл этого объясняется в [Торе] Хасидизма: в мире более высоком время является совокупным. БеШТ находился тогда в мире Ециро, пятнадцать лет в котором проходят одномоментно. По этой причине он заранее видел, что произойдет впоследствии. Однако, на первый взгляд, непонятно: ведь в соответствии с этим БеШТ должен был написать своему зятю, что [упомянутый] случай [должен] произойти в более позднее время.

Объяснение этому заключается в том, что праведники не представляют из себя существования самого по себе. Все их существование - Б-жественность. Это также объясняется в Торе Хасидизма в целом, и в частности, в "Майморим" предыдущего ребе, [в качестве] объяснения высказывания [книги] "Зеар": "Кто лицо Господина Все-вышнего? - [...] Рашби [раби Шим'он бар Йохаи]".

На первый взгляд, как можно сказать "[...] лицо Господина Все-вышнего" о сотворенном [существе]. Но Рашби был полностью "аннулирован" по отношению к Б-жественности и не представлял из себя существования самого по себе, и по этой причине про него можно сказать "Кто лицо Господина Все-вышнего..."

И подобно тому, как это относится, как бы, ко Святому, благословен Он, также и в праведниках почиет прошлое, настоящее и будущее как одно [целое]. Поэтому [в своем письме] зятю БеШТ не отметил, что [упомянутое] происшествие случится в более поздний срок, поскольку на его уровне оно уже свершилось на тот момент.

- 5 -

Поэтому также сегодня посредством Торы существует возможность достигнуть "света захороненного на будущее", поскольку цадиким, - с помощью внутренней Торы, посредством которой именно ([а она называется:] "'древо жизни', которое выше раскрытой Торы...") возможно [осуществление] идеи праведника на истинном уровне ("[праведника] основы мира", который выше [сфиры] "малхус"), - [достигают состояния, на котором] для них не существует ограничений времени.

И это - простой смысл высказывания: "...захоронил его для праведников на будущие времена": за счет "захоронил его", то есть посредством внутренней Торы [скрытой, спрятанной, захороненной под внешними уровнями смыслов Торы], возможно существование праведников, как идеи, - а за счет этого достижим свет будущего.

- 6 -

На каждую из идей, [что мы учим во внутренней Торе,] намекается в Торе раскрытой.

Намеком на вышесказанное в раскрытой [Торе] является закон: "Каждый, кто собирается стричь [т.е. собирать плоды финиковой пальмы] - подобен [уже] постригшему", в том случае, если у него [вообще] есть пальма. То есть, если в самом [человеке] нет ничего недостающего из того, что существенно [для достижения некоторой идеи, совершения некоторого поступка], то это как будто бы уже осуществлено. То, что [до фактического осуществления] недостает времени, не делает действие не свершившимся.

Более раскрытый намек на [...][упомянутые идеи] [мы находим] в высказывании Геморы: "Троим Святой, благословен Он, дал попробовать в этом мире [вкуса] будущего мира", - и Гемора перечисляет [наших] праотцов. Но ведь написано в [книге] "Тоно Двей Эльогу Рабо", что каждый еврей имеет право сказать: "Когда же деяния мои достигнут деяний отцов моих Авроома, Ицхока и Яаакова?!". Это значит, что каждый имеет возможность достигнуть этого.

Также, если ты скажешь, что книга "Тоно Двей Эльогу" не является книгой законодательных решений, есть в Геморе [место, где приводится] благословение раби Ами: "Мир твой увидишь в жизни твоей". Это законодательное решение, выносимое Вавилонским Талмудом, в отношении того, что "Мир твой" - раскрытия будущего времени - ты увидишь при жизни своей.

- 7 -

В этом [заключается] смысл слов ребе в письме, [датированном] завтрашним после Йом-аКипурим днем: "...подобно прибавлению и дополнению 'света который благ' в Субботу [недельной главы] 'Брейшис', идущей к нам на благо":

В Субботу [недельной главы] "Брейшис", идущей к нам на благо, существует возможность достичь "света который благ" - света, сотворенного в первый день [Творения], он же - свет будущего.

Данное письмо относится к 5689 [1928] году, но это ничего не меняет. Более того, это подобно старому вину, [соответствующему во внутренней Торе] пониманию и объяснению, которое, чем более старится, [- тем лучше, становясь] - знанием старца - того, кто приобрел мудрость [старец - зокен - зе шеконо хохмо]. Ему [вину] хорошо от того, [что оно состарилось].

То есть в Субботу [недельной главы "Брейшис"] возможно достичь света, светившего в первый день [Творения] - день, когда Святой, благословен Он, был один в мире Его, ведь также ангелы были сотворены позже, и также Небеса и Земля, которые были сотворены в первый день, существовали тогда образом более высоким, [нежели сегодня,] - [их существование было таким], что не было возможности утверждать, что существуют, как бы, два правления: [правление сверху и правление снизу]. Потому светил тогда свет будущего, и свет этот, пишет ребе, можно привлечь в Субботу [недельной главы "Брейшис"], идущей к нам на благо.

- 8 -

В случае, когда человек хочет достичь определенного места как можно быстрее, он отправляется поездом. В большинстве случаев [маршрут] поездки не лежит напрямую до места, которого следует достичь. В середине пути поезд останавливается для того, чтобы на него взошли дополнительные пассажиры, - для того, чтобы и они присоединились к пассажирам, находящимся уже в середине пути. Или же причиной [является то], что не каждый может выдержать скорость поездки.

В целом, существует два типа поездов: скорый поезд, который едет быстро и напрямую [движется в сторону] места назначения, и обычный поезд, совершающий остановки в середине пути, для того, чтобы на него взошли дополнительные пассажиры. Все, что существует в мире, существует в материальности потому, что существует на духовном уровне. Идея, [соответствующая чему-либо] на духовном уровне, является корнем и источником для вещи, [какой она представляется] в материальности. Так же в отношении вышесказанной идеи.

- 9 -

Идея вышесказанного на духовном уровне: есть аспект "беИта [в пору ее]". [Как известно, существуют два альтернативных варианта прихода Освобождения: так называемый "беИта" - "в срок его", - освобождение, которое должно прийти в срок, назначенный Все-вышним с шести дней творения] и аспект "ахишину [потороплю его]", [то есть, вариант наступления Освобождения, при котором срок его приближается за счет действий евреев].

То, что сказал Яааков Эйсаву: что, со своей стороны, он уже готов идти к горе Сеир [т.е. готов к Освобождению], но по причине [наличия у него] мелкого и крупного скота, то есть по причине тех, кто не способен быстро идти, "будут заставлять их бежать один день и умрут..." - вынужденным образом [также он должен] идти [следуя] порядку "беИта".

- 10 -

Порядок поездки на поезде таков:

Перед поездкой по громкоговорителю дают гудок для того, чтобы напомнить тем, кто занимается своими вещами, или тем, кто вовсе забыл, что ему надлежит отправляться, о том, что поезд уже близок к отправлению. Так дают гудок раз, два и три, и когда это не помогает, [поезд] слегка трогается с места, для того, чтобы убедить [стоящих на перроне] в том, что [гудок давался] всерьез. И только после этого [поезд] начинает двигаться быстро.

Высказанная идея на духовном уровне:

В месяце Элул [человека] побуждают к Тшуве. На самом деле, человек должен находиться в Тшуве все его дни, но в месяце Элул трубят [в шофар] и побуждают[его] к Тшуве, поскольку "затрубят в шофар в городе, и народ не затрепещет?". Дают человеку промежуток времени из сорока дней для [совершения] Тшувы. А если нет, тогда, подобно тому, как это было в [городе] Нинвей: если вернулся в Тшуве - хорошо, если нет - кто знает, что будет? (в стихе объясняется детально, что будет). В частности дают ему двенадцать дней: с восемнадцатого Элула по Рейш-оШоно, в течение которых он должен исправить все двенадцать прошедших месяцев года, день за месяц, как подробно описывается в беседе от восемнадцатого Элула от 5703 года. После месяца Элул наступает Рейш-оШоно, в течение которого [его] снова побуждают к Тшуве [трублением в шофар].

- 11 -

В месяце Элул трубление в шофар состоит из десяти звуков. Необходимо сказать, что они соответствуют десяти силам души. В Рейш-оШоно трубление [состоит] из ста звуков, для того, чтобы пробудить десять сил души в том виде, в котором каждая из них состоит из десяти. [Каждая из сил души содержит внутри себя "полный парцуф" - десять сил души]. В Рейш-оШоно необходимо побеспокоиться обо всем, как написано в отношении "никуд лехаим" и подобного этому.

Если бы трубление [в Рейш-оШоно включало в себя] только десять звуков, человек мог бы ошибиться и исправить десять сил своей души лишь общим образом, или десять частных сил своей души, то есть, одну из сил, в том виде, в каком она составлена из десяти. Другие девять сил остались бы неисправленными. Посему трубление [включает именно] сто звуков, в соответствии с десятью силами, каждая из которых составлена из всех остальных сил.

Это также [составляет] значение стиха: "Вы стоите сегодня, все вы: главы ваши колен ваших, старейшины ваши..." Стих перечисляет здесь десять уровней, каждый уровень [из которых] составлен из десяти уровней [частных]. То есть, возможно было бы ошибиться и взять десять частностей лишь с одного уровня, то есть, [например,] десять частностей, [относящихся] лишь к "главам вашим", а "дровосека" оставить [неисправленным]. Потому совершают сто трублений.

- 12 -

После Рейш-оШоно приходит Йом-аКипурим, в который привлекается, в соответствии со словами ребе, "макиф [свет окружающий]" Тшувы и прощения.

На первый взгляд, не ясно: ведь это не похоже на идею "макифим", которую он [предыдущий ребе] перечисляет перед этим - "макиф", [относящийся] к страху, любви и радости. Идея "макифа" Тшувы понятна, однако, [как понимать] "макиф мхило веслихо" ["макиф" прощения], который [относится] к вещам, не связанным со Служением человека. В чем же смысл того, что в Йом-аКипурим привлекается "макиф мхило веслихо"?

Истина заключается в том, что идея "мхило веслихо" [прощения] связана со Служением человека, поскольку, в то время, когда человек возвращается в Тшуве, как следует, он делается "хозяином над прощением", поскольку [...] не должен просить Святого, благословен Он, чтобы Он простил его, но [...] требует этого от Святого, благословен Он. Наподобие кеаним, которые говорят, [что] приводится в майморе ребе на восемнадцатое Элула: "Сделали мы то, что Ты приказал нам, сделай то, что Ты обязан сделать". Так же, за счет [совершения Тшувы,] человек делается "хозяином над прощением".

После Йом-аКипурим проходит четыре дня, отделяющие Йом-Кипур от Суккейс, в течение которых также привлекается Служение Тшувы.

Как рассказывает ребе, однажды, на исходе Йом-аКипурим, [его] отец, ребе нишмосей эйден, вошел и спросил:

- И что теперь?

Ответил ему отец его:

- Теперь, с нынешнего момента, необходимо заниматься Служением Тшувы.

- 13 -

После всех идей Тшувы, которые были перечислены выше, приходят дни праздника Суккейс, Шмини-Ацерес и Симхас-Тейро, - "время радости нашей", в течение которых Служение [заключается в] радости. И все те, кто еще не взобрались в вагон, на котором начертаны слова плача и горечи, могут забраться в вагон, на котором высечены слова радости и пляски, и присоединиться к путешествию в этом поезде.

Подобно тому, как на материальном уровне существуют вагоны для разных типов пассажиров, также для тех, кто любит плясать, прицепляют [к составу] вагон радости, - если будут плясать во имя Небес, появится и у них возможность присоединиться к поездке. Так говорит ребе: "Шмини-Ацерес по радости - та же идея, что Рейш-оШоно по горечи". И также они присоединяются, таким образом, к поездке в поезде, направляющемся ко встрече Мошиаха.

- 14 -

Великое достоинство этого поезда заключается в том, что [самой] целью творения человека является то, чтобы он находился в аспекте "меалейх [идущего, продвигающегося]".

Ангелы свыше называются "стоящими". И несмотря на то, что в любви и трепете они стоят в течение двух тысяч лет, и еще две тысячи лет и еще близко к двум тысячам лет, и это постоянное поднятие, они называются "стоящими", так как и их поднятия [подчинены] порядку и постепенности.

Также души перед нисхождением [их] вниз называются "стоящими": "Жив Все-вышний, пред Которым я стоял". Вместе со спусканием вниз именно, и "одеванием" в [материальное] тело, когда у них появляется нужда в изнурительном труде души и в изнурительном труде плоти, называются они "идущими", поскольку поднятие [происходящее] посредством тела, [то есть, в результате взаимодействия с материальным телом и работой с ним,] - это [поднятие, не подчиненное] постепенности, и [тогда] достигают сущности Бесконечного, благословен Он, подобно тому, как объясняется в нескольких местах в Торе Хасидизма.

И это хидуш того поезда [о котором говорилось:] то, что поездка в нем - [поездка] лишенная поступенчатости, [постепенности], - [отправившись на нем, можено] перейти от "сейдер ишталшелус [поступенчатого порядка нисхождения Б-жественного света, с помощью которого творится материальный мир]" к [тому, что] выше "сейдер ишталшелус", "прилепиться к телу царя", как известно, [в отношении] цели спускания души вниз.

- 15 -

По причине силы раскрытий "Йомин Нейроим [Рейш-оШоно, Йом-аКипурим и дней разделяющих их]", и "времени радости нашей", может человек стать погруженным в раскрытия и занятым ими, и когда придет он к Служению [остальных дней] года - к аспекту "И Яааков отправился в путь свой" (посредством которой привлекается сущность), он не будет осуществлять ее как следует.

В отношении этого [и] существует идея дополнения, [упоминанием о которой начиналась беседа,] в Субботу [недельной главы] "Брейшис". Те, кто недовыполнил свое Служение в месяц Тишрей, по той причине, что они были заняты раскрытиями, или по другой причине, могут дополнить это в Субботу [недельной главы] "Брейшис".

Это побуждение [обращено] к тем, кто был занят раскрытиями, наподобие слов ребе в майморим на Рейш-оШоно: Необходимо побудить души, занятые раскрытиями, поскольку сейчас "Святой, благословен Он, отправился забавляться с праведниками в райский сад".

Это похоже на то, как человек, идущий проведать царя, пройдя некоторую часть своего пути, входит во дворец царя и, узрев внешние покои, наполняется восторгом и забывает, - на самом деле, нельзя сказать "забывает" царя, не дай Б-г, но - не приходит к царю, забывает [о том, что надо] идти дальше, поскольку истинное благо, находящееся в этом месте, находится [именно] там, [где находится сам царь].

Есть люди, которые, войдя во внешние покои, моментально [останавливаются,] наполняются восторгом и не идут дальше. А есть люди, которые стоят рядом с внутренними покоями, есть также люди, которые проходят все залы [дворца] и входят также в комнату царя, но, видя раскрытие царя, не достигают царя самого. И потому есть необходимость в дополнении и прибавлении в Субботу [недельной главы] "Брейшис".

- 16 -

"Остатки" означает - меньше половины. Несмотря на это, мы видим, что действие "остатков" может быть более, чем [действие] "основного". [...] Также Шабос [недельной главы] "Брейшис" находится в аспекте "остатков" месяца Тишрей. Также, как и на материальном уровне, (все, что существует в материальном, таково, поскольку так на уровне духовном), порядок таков, что когда хозяйка дома готовит напитки и кушанья для праздника, она готовит больше, чем необходимо, из расчета на то, что если останется, тогда [съедят] это на кидуш Субботы [недельной главы] "Брейшис".

И несмотря на то, что Суббота [недельной главы] "Брейшис" относится к аспекту "остатков", в силах Субботы [недельной главы] Брейшис [произвести] воздействие больше, нежели месяц Тишрей.

- 17 -

Суббота [недельной главы] "Брейшис" не похожа на другие Субботы, даже Субботы, [в течение которых] благословляется [наступающий месяц]. В ней заложена особая идея, идея общая, как ребе говорит в его беседе от кануна праздника Суккейс. Свет и жизненность Субботы [недельной главы] "Брейшис" привлекаются на весь год. Так же говорит ребе "Цемах-Цедек": как человек ставит самого себя в Субботу [недельной главы] "Брейшис", так проходит весь год.

То, что, на первый взгляд, это больше относится к Рейш-оШоно, Йом-Кипур и Эйшано-Рабо, а не к Субботе [недельной главы] "Брейшис", и также в [книге] "Зеар" сказано, что Эйшано-Рабо и Шмини-Ацерес [каждому из евреев] выдают приговор, после чего ничего [уже] не [происходит, - ничего уже невозможно изменить в отношении наступающего года]. Разрешит вместе со всеми остальными вопросами, [пророк Эльогу], когда придет, пусть он наконец придет, - как сказал "Цемах-Цедек" (в отношении прихода пророка Элийогу накануне святой Субботы).

- 18 -

Далее ребе пишет в письме: "Также слабый скажет 'Богатырь я', поскольку каждый идущий вымощенной дорогой является богатырем [за счет заключенной в нем] мощи света заслуги отцов наших, наших святых ребе". Несмотря на то, что слаб он, как пишет о нем ребе, идя вымощенной дорогой, вымощенной [и проложенной] отцами нашими, святыми ребе, он может сказать: "Богатырь я", - по причине заслуги отцов наших, святых наших ребе. Несмотря на то, что это свет, а определение света, как говорит ребе в этом Эмшехе, что, чем больше он привлекается, [тем более] он уменьшается, - несмотря на это, слабый скажет: "Богатырь я". Поскольку, [несмотря на то, что] свет уменьшается, и в дополнение к этому, он сам слаб, однако все это со стороны его самого, а со стороны света заслуги отцов наших, наших святых ребе, он - богатырь.

"И ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И ХАОТИЧНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЙ, И ДУХ ВСЕ-ВЫШНЕГО ПОРХАЕТ НАД ВОДОЮ".

["Брейшис" 1:2].

"...дух Все-вышнего порхает над водою - это дух царя Мошиаха", - сказано в Мидраше. С начала Сотворения мира, еще до творения человека, тем более, до дарования Торы, - Тора говорит нам о том, что в мире присутствует Мошиах!

Так сегодня, еще не удостоившись первой стадии освобождения, когда будет снят с нас гнет народов, но в природе материального мира не произойдет изменений, мы обязаны вглядываться во вторую его стадию - период чудес, возвышающихся над природой, как, например, воскрешение из мертвых. Еще лишь приближаясь к Освобождению, мы должны стремиться к завершению его - "полноте дней" прихода Мошиаха.

* * *

Подобное этому относится не только к ожиданию Мошиаха, выражающемуся в сердечном переживании, но и к практическому Служению Все-вышнему материальным действием.

От того, что еврей ожидает первого периода дней Мошиаха - ощущает приближение дней, когда "не будет ни голода, ни войны", - у него прибавляется сил в Служении Все-вышнему уже сегодня, во время Изгнания, до такой степени, что в его Службе Б-гу перестают существовать какие бы то ни было преграды, так, как если бы Освобождение уже наступило.

Однако, ожидание второго периода Освобождения - времени "чудес из чудес" поднятых над природой, - могут позволить еврею достичь еще более высокой формы Служения - поднятого надо всеми ограничениями, берущими начало в материальной природе мира!

Творению предназначено существовать шесть тысяч лет, соответствующим шести дням Творения. На это намекается в книге псалмов царя Давида в стихе: "Ибо тысячи лет в глазах Твоих, как день вчерашний, ибо пройдет".

Это комментирует святой "Ор аХаим": "Подобно тому, как Шесть Дней Творения, - шесть суток, состоящих из ночи и дня: "И был вечер, и было утро..." Пятьсот первых лет тысячелетия ночь, пятьсот последних день. Получается, что "утро шестого тысячелетия" - его рассвет - начался в 5500 году от сотворения мира.

Изгнание сравнивается с ночью, а освобождение - с днем. Утро шестого тысячелетия - время, когда начинает сиять свет Освобождения, утро Освобождения.

Сегодня мы живем в период после 5750 года. Минуло более 5750 лет с Сотворения мира. Полдень шестого тысячелетия уже пройден. "Ор аХаим" назвал утром Освобождения 5500 год. Ясно, что сегодня, после полудня, мы должны видеть свет истинного и полного Освобождения.

Берейшит

«И завершены были небеса и земля»

 

С главы «Берейшит» первой книги Пятикнижия начинается годовой цикл чтения Торы в еврейских общинах. Тематика этой книги в большой степени отражена в ее названиях. Русскоязычному читателю она известна как Книга Бытия. «Бытие» – это буквальный перевод греческого слова «Генезис», означающего – происхождение, творение, возникновение. Таково название книги в древних греческих и латинских текстах, откуда оно перешло и в современные романские и германские языки. Сама Тора названий входящих в нее книг, как правило, не приводит. Однако в книге Йегошуа упоминается название «Сефер ха-Яшар», под которым, по мнению талмудического мудреца р. Йоханана, имеется в виду первая книга Библии. «Что это «Сефер ха-Яшар»? – говорит со слов р. Йоханана его ученик р. Хия бар-Абба. – Это книга об Аврааме, Ицхаке и Яакове, которые названы «йешарим» – «праведные» («Авода Зара» 25). Сходное с этим название получила книга в караимской литературе – «Книга праотцев». Известный комментатор р. Моше Бен-Нахман называет ее «Книгой Творения». Другой средневековый комментатор Писания дон Ицхак Абарбанел именует ее «Книгой о личностях» в отличие от следующей за ней «Книги о народе». Наибольшее распространение в еврейских кругах уже в древние времена получило название «Берейшит» по первому слову книги, выражающему довольно точно ее содержание – «В начале».

Книга «Берейшит» повествует о начале появления на свет народа – носителя и глашатая Б-жественного Учения. Первая ее глава, носящая то же имя, рассказывает о первых десяти поколениях человечества. А первый из семи разделов этой главы – рассказ о первых семи днях существования мира.

В древности каждая мало-мальски цивилизованная нация выставляла свою более или менее оригинальную теорию происхождения и структуры вселенной. В древних книгах индусов, например, мы читаем такое: «Миллионы лет назад стал существовать мир. Это была плоская треугольная плоскость с высокими горами и обилием воды. Она имела множество уровней и ярусов и держалась на головах слонов, которые стояли на панцире черепахи, которая в свою очередь стояла на кольце громадной змеи. Если слоны двигались, земля тряслась и дрожала».

Рассуждая объективно, следует признать, что в те времена, когда создавалась эта космогоническая теория, она имела полное право считаться признанно научной гипотезой. Ведь как еще можно было объяснить такой важный феномен, как землетрясения? Правда, сегодня эта гипотеза вызывает улыбку. Но кто знает, не будут ли нашим потомкам казаться еще более нелепыми многие из нынешних сугубо научных и вроде бы подтвержденных гипотез. Следует к тому же отдать должное древним индусским ученым: при всем богатстве своего воображения они ограничили возраст мира всего лишь миллионами лет. Нынешние ученые в этом вопросе куда смелее.

При раскопках на месте древнего города Ниневии (той самой Ниневии, о которой идет речь в книге пророка Ионы) были найдены тысячи клинописных табличек. Эти таблички представляли собой библиотеку ассирийского царя Ашурбанипала, правившего в 650-м году до н. э. В 1872 году ученому Джорджу Смиту из Британского музея удалось расшифровать тексты этих табличек. Среди них был обнаружен набор из семи табличек, содержащий рассказ о сотворении мира. В научной литературе этот рассказ получил название «Эпос творения». В Месопотамии археологи обнаружили еще одно предание о происхождении вселенной, названное Вавилонским преданием о творении. Обе эти космогонические версии содержат некоторые положения, поразительно сходные с библейскими, особенно по части последовательности событий. Но каким чудовищам обязан в них мир своим происхождением! Как ужасна история о богах, напивающихся до умопомрачения и убивающих друг друга из зависти и ревности!

В отличие от всех теорий творения вселенной – древних и современных – рассказ Торы содержит не гипотезы, созданные людьми соответственно образу своего мышления, а более или менее откровенные сведения, поведанные самим Создателем, и поэтому рассказ этот не превращает земной мир в треугольный блин, не ставит его ни на какие подпорки, не сопровождает повествование о сотворении мира захватывающими сюжетами в стиле пошлого авантюрного романа, где побеждают сила и коварство, вообще не содержит утверждений, когда-либо на протяжении тысячелетий опровергнутых результатами объективных исследований или непредвзятым анализом известных науке фактов.

Однако вернемся к рассказу Торы о сотворении вселенной. По Торе мир был создан десятью Б-жьими речениями: «Да будет свет...», «Да будет свод...» и т. д. Как надо понимать эти речения? Этому вопросу уделяется много внимания в еврейских философских книгах, в частности, в книге Рабби Шнеур-Залмана «Ликутей Амарим» и особенно во второй ее части под названием «Врата единства и веры». Постараемся в доступной и весьма упрощенной форме изложить некоторые приводимые там положения.

Мир создан животворной Силой Создателя. Нашему просвещенному читателю будет удобно представить себе эту Силу чем-то вроде единого поля, лежащего в основе всего сущего, наподобие того поля, которое тщетно искал Эйнштейн в последние годы жизни. Поле это, в сущности своей не ограниченное никакой мерой и никакими формами, ввиду того, что истекает оно от Единого и Безграничного, порождает 22 вида «элементарных частиц», различные комбинации которых становятся всевозможными предметами и явлениями, наполняющими вселенную.

Эти частицы есть буквы Б-жьих речений. Десять речений, приведенных в Торе, породили наиболее значительные явления и предметы: землю и окружающее ее пространство, воду, свет, небесные светила, растительный и животный миры и наконец человека. Б-жественная энергия, заключенная в этих речениях, слишком велика, чтобы воплотиться в более ограниченные предметы. Однако каждый предмет и каждое явление природы: от самого завалящего нейтрино или легковесного фотона до колоссальной галактики – обрели существование исключительно благодаря определенным комбинациям букв, входящих в десять Б-жьих речений.

Рассказывая о сотворении человека, Тора говорит, что он был создан по образу и подобию Б-га. Внутренняя энергия человеческой души, прежде чем воплотиться в практические действия, тоже облачается в форму неких знаков. Сначала это знаки мышления, открывающие самому человеку его собственные желания, устремления, достижения его разума. Выливаясь наружу, эти знаки становятся звуками речи, а ложась на бумагу, превращаются в буквы алфавита. Комбинациям букв Б-жьих речений, породившим то или иное явление или предмет, соответствует название этого предмета или явления на языке Торы.

Буквы Б-жьих речений, через которые в мир вливается жизнетворная Сила Создателя, не покидают порожденные ими явления и после акта творения, ибо в противном случае все они вернулись бы к своему первичному состоянию, т. е. к небытию. И об этом говорит Давид в своем 119-м псалме: «Вечно, Б-же, Слово Твое стоит в небесах».

Более подробно этот вопрос рассматривается в изданном организацией Х.А.М.А. в 1965 г. сборнике комментариев «Книга Книг». В нем говорится, что согласно хасидизму, сотворение из небытия не может рассматриваться как одноразовый акт. Творение ex nihilo продолжается непрерывно. Сказано: «Вечно, Б-же, Слово Твое стоит в небесах» (Псалмы. 119:89). Это значит, что «Слово Б-жье», Веление Вс-вышнего, посредством которого был создан небосвод, непрестанно в нем пребывает, сообщая ему существование. То же самое можно сказать и о других творениях. Без постоянного творения любая вещь прекратила бы свое существование. В этом принципиальное отличие сотворения «из небытия» от человеческого созидания, в котором человек не сотворяет материю, а лишь придает ей новую форму. Поэтому человек, сделав вещь, может оставить ее и уйти. Если, однако, на мгновение прекратится действие Творящей Силы на Бытие, оно тут же перестанет существовать.

Отсюда следует, что абсолютно все, происходящее в мире, является следствием Б-жественного Провидения (гашгаха пратит), направляющего все бытие.

Согласно кабале и хасидизму, под тогу подразумевается мир Хаоса, предшествовавший Космосу ( тикун ). Тогу и тикун – это обширная тема в учении каббалы. Основная ее идея в следующем. В мире Хаоса Бесконечный Свет (Истечение Б-жественной энергии) не пропорционален «сосудам», воспринимающим его. Произошла так называемая «ломка сосудов», которые не выдержали сильного напряжения Света. Эта «ломка» называется также «смертью». Смерть, как известно, – это отделение души от тела. Душа, покидая тело, уходит в духовный мир, а тело, лишившись души, разлагается. Метафорически так и следует понимать «смерть» по отношению к «сосудам». «Обломки» их стали началом Зла и вообще всего материального. Тем самым осуществился замысел Творца: в сотворенном Им мире существует выбор между Добром и Злом, между материальным и духовным.

Мир Космоса тикун начинается с сотворения света, который есть «благо». Человек, в котором разум господствует над чувствами, является олицетворением тикун , в то время как животный, растительный и мертвый миры исходят от тогу .

Тогу первичен и уровнем выше тикун. Однако предметы, образовавшиеся в результате «ломки сосудов», деградировали и стоят ниже человека. Но внутренне они обладают большей потенцией, и человеку приходится к ним обращаться (например, потребление пищи). Так и сказано: «Не на хлебе едином живет человек, а на всем исходящем из Уст Б-жьих живет человек» (Второзаконие, 8:3). Смысл этого стиха: не физическим хлебом самим по себе жив человек, а Словом Б-жьим, которым создан хлеб и которое в хлебе содержится.

В каждой вещи материального мира внутренне содержится искорка духовного. Задача человека в исполнении Торы и ее заповедей – извлечь «искорки» духовного из материального и возвысить их до Источника. Поскольку источник этих «искр» Тогу выше Тикун (источника человека), душа человека также возвышается, (Если же взор человека обращен к материальной сущности вещей, он, наоборот, деградирует, опускаясь до их уровня). Согласно кабале общее число «искр», «выпавших» в результате «ломки сосудов», равно 288. В слове мерахефет («парил» – во фразе: «и Дух Всесильного парил над водами») содержится намек на это. Первая и последняя буквы образуют слово мет (мертвый), а три серединные – число рафах (288). Это подчеркивает, что «288 искр» сокрыты в «мертвом» («разбитых сосудах» – образовавшихся от них материальных предметах). Когда завершится отбор человеком 288 искр святости из бытия, наступит мессианская эра.

В начале главы «Берейшит» сказано, что мир был сотворен из абсолютного ничего.

«Вначале сотворил Б-г небеса и землю. А земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной, а ветер (от) Б-га порхает над водой. И сказал Б-г: да будет свет – и стал свет. И увидел Б-г свет, что он хорош, и разделил Б-г между светом и между темнотой. И назвал Б-г свет днем, а темноту назвал ночью. И был вечер, и было утро, день один».

Под словом «эрец» (земля) имеется в виду все, что на ней есть – вода и др. Под словом «небеса» («шамаим») имеется в виду все, кроме земли – солнце, звезды, планеты, галактики, туманности, частицы водорода, кислорода. Интересно, что в Торе имеются буквы большие и маленькие. А в слове «берейшит» буква «бет» большая. Ведь вся Тора: и правописание букв, и напев – все идет по преданию более 3300 лет, и на все есть объяснение. Почему «бет» – большая?

Есть вещи, недоступные нашему пониманию. Мы можем разобрать лишь то, что мы видим, слушаем, щупаем своими руками, ощущаем нашими органами чувств. Может ли наш мозг иметь понятие и размышлять о том, что было до сотворения мира? Ведь время и пространство – это формы существования материи. Поэтому бесполезно нам представлять, что было до начала времени и после или где кончается пространство. Буква «бет» закрыта сверху, снизу и справа и открыта слева (как мы читаем в Торе), т. е. рассуждать и представить мы можем только то, что было после сотворения мира, но не до сотворения. Ведь в физике тоже есть принцип неопределенности Гейзенберга, где приходится отказаться от наших обычных представлений в макромире. Любопытно, что в этой главе слово «бара» употреблено только три раза. Бара – сотворил – значит из ничего, нечто новое. Первый раз здесь – сотворение материи. Второй раз «вайивра Элоким эт ха-таниним ха-гдолим» – «и сотворил Б-г большие морские животные» – сотворение жизни, животных, имеющих скотскую душу. А третий раз «вайивра Элоким эт ха-адам» – «и сотворил Б-г человека», – в котором есть кроме жизни обычной, как у всех животных, еще Б-жественная душа, которая остается и после его жизни. Словом «тхом» (бездна) имеются в виду ямы в земле, где потом скопилась вода в виде морей и подземных вод.

В первом стихе речь идет о сотворении материи. Во втором стихе речь идет о сотворении движений: «ветер от Б-га порхает...»

«И сказал Б-г» – в смысле приказал, заставил, и исполнилась Его воля. «Да будет свет – и стал свет».

Люди только сравнительно недавно поняли, что свет – это глубокий внутриатомный процесс, когда электрон переходит с одной орбиты на другую, и выделяется тогда энергия света. Хотя солнце, звезды и все остальные небесные тела были уже сотворены, но выделять свет, то есть светить они начали только на четвертый день. Ученые считают, что на солнце постоянно происходят термоядерные реакции, ежесекундно 4 миллиона тонн массы переходят в энергию и это источник света солнца. Эти процессы начались лишь на четвертый день. И отсюда принципиальная разница между светом в первые три дня творения и потом. В первые три дня земля как бы окутывалась световым слоем на 12 часов, после 12 часов абсолютной темноты. А начиная с четвертого дня творения освещена та часть земли, которая повернута к солнцу. Возможно, что это заложено в словах псалма 104, ст. 2. «Окутывающий свет, как одежду; простирающий небеса, как завесу». Земля была вся окутана светом, как одеждой. Итак, в первый день были сотворены материя, движение, свет и четкое разделение между светом и темнотой – день и ночь.

«И сказал Б-г: да будет свод внутри воды и будет разделять между водой и водой. И сделал Б-г свод, и разделил между водой, которая под сводом, и между водой, которая над сводом, и стало так. И назвал Б-г свод небом. И был вечер, и было утро, день второй» («Берейшит» 1, 6 – 8).

Здесь в этих главах много секретов Торы, но попробуем понять хотя бы простой смысл перевода.

О каком своде идет речь? Ведь небеса были сотворены в первый день, а тут сказано, что этот свод назван небом. В Талмуде говорится, что этот свод разделяет между «верхними водами» и «нижними водами». Можно понять так: как известно, пространство между землей и солнцем, а также между звездами заполнено разреженным водородом и кислородом. Это может быть названо «верхними водами», а вода на земле – «нижними водами» – обычная вода. Тора рассказывает нам, как Б-г создал условия для нашей жизни. Она не рассказывает о тех мирах, что не имеют к нам отношения. Во второй день Б-г создал атмосферу – т. е. сгустил много частиц азота, кислорода и водорода, и это окутывает земной шар как свод со всех сторон. Благодаря этому возможно дыхание живых существ. И чудо, что атмосфера не редеет, не рассеивается. И это заложено в словах Торы «и стало так» – стих 7, – т. е. навсегда. Слово «шамаим» интересно трактует РАШИ – эш и маим, огонь и вода, т. е. что Б-г взял огонь с водой и это стало сводом, окутывающим земной шар (ст. 8 – и назвал Б-г свод «шамаим»). Огонь – это кислород, ведь горение – это соединение с кислородом, а высшие слои атмосферы состоят из водорода – «верхняя вода». РАШИ также пишет, что хотя небеса были сотворены в первый день, но они были сильно разрежены, а во второй день уплотнились, от слов Б-га: да станет свод, т. е. Б-г сгустил их, создав атмосферу вокруг земли. Ведь слово «шамаим» означает все, что вне земли, начиная с атмосферы. Атмосфера – это нижняя часть небес, а есть выше и выше. Так и сказано в Торе: «Ведь (в руках) Б-га небо и небеса небес, земля и все, что на ней» («Деварим»10, 14).

А сколько удивительных вещей в атмосфере, оберегающих жизнь на Земле. Летит много протонов и жестких космических гамма-лучей в космосе, губительных для жизни – но ионосфера на высоте 45 км от земли их не пропускает. Летят от солнца электроны со скоростью 200 – 400 миль в час – имеется магнитосфера, которая их не пропускает. Идут от солнца ультрафиолетовые лучи, губительные для глаз и для многих мелких животных – так есть на высоте 65 км слой озона, толщиной 3 мм – и он их задерживает.

Интересно, что уже в советских книгах ясно говорится, что все теории о происхождении вселенной не выдержали испытания временем, оказались ошибочными.

«Вселенная возникает как квантовая флуктуация, начавшись практически «из ничего». «Ничто может отождествляться с пустым пространством». Из советских физиков придерживаются этого П. И. Фомин из Харьковского университета и академик Зельдович (см. «В мире науки», 1984, № 7). То есть пришли к словам: «Вначале сотворил Б-г небеса и землю».

В недельной главе говорится также о грехопадении Адама. Вкусив от запретных плодов древа познания, первый человек почувствовал в себе неведомые ему ранее низменные страсти и понял, что отныне он должен прикрывать свою наготу.

Неожиданно услышал он голос Творца. «И воззвал Б-г к Адаму: где ты?»

С этими словами Пятикнижия связан хасидский рассказ о Рабби Шнеур-Залмане, авторе книги «Ликутей амарим» («Тания»).

В Петропавловской крепости, куда Рабби был брошен по лживому доносу, к нему пришел однажды шеф жандармерии, чтобы допросить Рабби, обвиняемого в самых тяжелых политических преступлениях.

Войдя в камеру, высокопоставленный жандарм увидел перед собой погруженного в раздумья старца с лицом, излучающим святое благородство и мудрость.

Будучи знатоком Библии, шеф жандармерии обратился к Рабби:

– Я бы хотел задать тебе вопрос по поводу одного места в тексте Писания.

– Спрашивай все что хочешь, – ответил Рабби.

– Объясни мне стих: «И воззвал Б-г к Адаму и спросил его: где ты?» Разве Вс-вышний не знал, где находится Адам?

– Веришь ли ты, что Тора вечна и остается неизменной в любое время и в любом поколении? – спросил Рабби.

– Да, я верю в это.

– Тогда слушай. Смысл стиха, который ты мне прочел, состоит в следующем: все время Вс-вышний взывает к каждому человеку («адам» в переводе с иврита – человек) и говорит ему: где ты, какое место занимаешь в мире? Человеку дана определенная продолжительность жизни. Каждый день он должен сделать какое-то доброе дело для Б-га и людей. Задумайся над тем, сколько лет ты прожил и сколько добрых дел ты сделал в своей жизни. Ты прожил, к примеру... (тут Рабби назвал точный возраст шефа жандармов) . Что ты совершил за годы своей жизни? Сделал ли ты кому-нибудь добро?

Шеф жандармов был поражен. Он положил руку на плечо Рабби и воскликнул: «Браво!»

В Мидраше «Тмура» рассказывается, что однажды некий неверующий пришел к рабби Акиве и спросил его:

– Кто создал мир?

– Мир создан Б-гом, благословен Он, – ответил рабби Акива.

– Докажи это, – потребовал неверующий.

– Кто соткал твой плащ? – спросил рабби Акива.

– Ткач, конечно.

– Докажи это, – сказал рабби Акива. – И, повернувшись к ученикам, добавил: – Так же как плащ свидетельствует о существовании ткача, так весь мир – свидетельство того, что он создан Святым Творцом, благословен Он.

Однажды Ньютон сделал модель солнечной системы. К нему зашел знакомый атеист, который, восхищаясь моделью, спросил: «Ньютон, кто это создал тебе?» Ньютон ответил: «Это создалось само по себе: шары, пружины...

Ты не веришь? Тогда почему же ты считаешь, что Космос сам собой возник?»

Один из читателей серьезного научного журнала в США представил известному ученому Джорджу Вальду доказательство того, что шанс случайного образования простой молекулы белка практически ничтожен – раз в 10248 миллиардов лет.

Я стремлюсь опубликовать их (исследовавания) во славу Вс-вышнего, желающего, чтобы Его познали через природу... Мы, астрономы, являемся слугами Превечного. В нашем отношении к природе должна быть поставлена в основу мысль о славе Б-га, а не восхваление собственных способностей.

Иоганн Кеплер

Первый взгляд, устремленный на мир, не найдет в нем более, чем богатое разнообразие и множество явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой – наукой, приближающей человека к Б-гу, тогда видишь вокруг простоту и единство.

Луи Пастер

В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках... Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственней вижу я руку Вс-вышнего, правящего Вселенной.

Альберт Эйнштейн

Глава Берейшис  

В этой недельной главе содержится идея всей Торы: Б-г хочет, чтобы человек стал Его компаньоном. Поэтому Он создал Небеса и Землю (духовное и физическое) и все препятствия, которые исходят от них.

Я покажу это на следующей истории.

Примерно двести лет назад жил знаменитый Цадик по имени Рабби Нафтоли из Ропшиц.  Кроме того, что он был большим знатоком Торы, изучил труды раввинов всех поколений, включая и мистические, был большим "Баал Цдоко" - любил помогать другим. Каждое утро, вернувшись домой после молитвы, они снимал талес и тфиллин, и сразу же покидал свой дом снова. Рабби шел собирать пожертвования. Потом он раздавал деньги бедным людям, которые собирались в его доме каждый день, и только после этого садился завтракать. Работа была нелегкой: богатые с трудом расставались со своими деньгами, а те, кто победнее, не могли дать много. Но Цадик был счастлив, что служит Гашему, исполняя  эту важнейшую заповедь.

Однажды после того, как он закончил обход домов, раздал деньги, и уже собирался омыть руки, чтобы сесть  за стол, Рабби услышал стук в дверь. Он обернулся и увидел, что еще один бедняк заглядывает в дом. Рабби подошел к двери, открыл ее и сказал: "Мне жаль, я только что раздал все деньги. Приходите  завтра, мой друг, сегодня я должен учить Тору". Но грустный взгляд бедного человека заставил Рабби отложить полотенце и пойти собирать деньги снова.

Однако на сей раз дело шло трудно. В каждом доме его встречали сердитым взглядом, а иногда и резкими словами: "Что, целый день Вы только и ходите вокруг моего дома и собираете деньги? Вы только что были здесь, Вы забыли? Скажите мне, Вы ходите в другие дома или только ко мне?", и т.д.

Он собрал только часть того, что собирал обычно, но, счастливый, возвратился домой. Отдал благодарному человеку деньги, пожелал ему хорошего дня и снова взял полотенце, чтобы омыть руки и сесть завтракать. Но, как только подошел к умывальнику, услышал, как за дверью кто-то громко кашляет.

В дом Цадика вошел незнакомый человек: "Я знаю, Рабби, знаю. Я пришел поздно, правда? Я знаю, что Вы заняты. Я не хочу беспокоить Вас, не дай Б-г, Рабби. Нет, нет, я приду завтра. Я только хочу с кем-нибудь поделиться своими проблемами. Это не займет много времени. Я обещаю…"

Рабби кивнул головой. "Моя жена плохо себя чувствует, - заговорил незнакомец, - и доктора говорят, что ее жизнь в опасности. Моя дочь растет, и у меня нет денег на ее свадьбу. А самое страшное: мой дом  вчера рухнул". Тут человек начал плакать, и Рав Нафтоли снова отложил полотенце, надел пальто и пошел собирать цдоку.

Но на сей раз все было иначе. Когда хозяин первого дома открыл дверь (третий раз за день), вместо того, чтобы проклинать Рав Нафтоли, встретил его с распростертыми объятиями: "Мне жаль, что я  так плохо встретил Вас перед этим, - извинялся он. - Теперь я вижу, что Вы настоящий цадик, если посещаете меня снова после того, что я сделал. Ведь Вы заботитесь о бедных, а не о самом себе! И вместо рубля, как обычно, я дам Вам десять рублей!" В следующем доме и всех остальных произошло тоже самое. Но только теперь Рабби не был счастлив. Он отдал человеку деньги и сказал, немного хмурясь: "Слушайте, мой друг, деньги ваши, я не возьму их назад, обещаю. Но скажите мне правду: вы солгали, не так ли?! Ваша жена не больна и история о вашей дочери и упавшем доме – ложь?!"

Человек промямлил в ответ, отводя глаза: " Я не солгал, Рабби, я просто немного преувеличил, но не солгал, нет. Моя жена на самом деле не в форме – она беременна. А в Еврейском Законе сказано, что когда женщина готовится рожать, ее жизнь находится в опасности, и Вы можете даже нарушить Шабос."

- А что же со свадьбой вашей дочери? 

- Ей сейчас только пять лет, но я всегда говорю: "Зачем ждать до последней минуты?  Никогда не знаешь, что может случиться завтра." Правда, Рабби? И мой дом, действительно, не полностью разрушился. Но мое кресло-качалка, которое я нашел на свалке в прошлом месяце, сломалось полностью, и это повергло меня  в ужас!

Потом посетитель подумал секунду и добавил: "Скажите мне, Рабби, как Вы узнали? Как Вы узнали, что я не сказал правды? И если знали, то почему Вы все-таки пошли собирать для меня деньги?!"

Рав Нафтоли ответил просто: "Каждый раз я собираю деньги с большим трудом, потому что на пути святости всегда возникают преграды. Но когда я просил деньги для Вас, все шло очень легко, слишком легко. И я подумал: "Что-то здесь не так, я не исполняю мицву". Так я пришел к простому решению: Вы мне солгали".

В действительности существует две большие проблемы, которые Творение создает для служения  Вс-вышнему: духовная и философско-физическая, но с ними можно разобраться, если хотя бы немного понять первое предложение Торы.

Духовная - Идолопоклонство. Например, полтора миллиарда человек исповедуют х-ство.

Однажды ко мне подошли три миссионера. Я подождал, пока они сделают паузу, чтобы перевести дыхание, и затем спросил: "Скажите, как Вы думаете, Б-г духовен?"

Они изумленно посмотрели друг на друга, затем на меня - с состраданием и ответили в унисон: "Почему нет, конечно! Он - дух, и Он - путь и т.д. и т.д."

Я с жалостью посмотрел на них и покачал головой: "Почему вы удивляетесь?! Разве Вы не знаете первое предложение Библии?"

Они смутились еще больше, а я продолжил: "Писание говорит: "В начале Б-г создал Небеса и Землю". "Земля" означает физический мир, а "Небеса" – миры духовные. Итак, - продолжил я, - Наш Б-г не духовен. Он СОЗДАЕТ духовность! Или, проще говоря, - закончил я, указывая сначала на себя, а затем на них, - Наш Б-г создает вашего бога! "

Они снова посмотрели друг на друга, повернулись и ушли.

Вторая проблема сотворения мира - философско-физическая. «Научно доказано», что существующему миру потребовались бы триллионы лет, чтобы достичь сегодняшнего уровня развития, а не шесть дней, как говорит Тора.

Один раз я разговаривал с известным физиком. Он высмеивал версию Торы о создании мира. Я спросил его, что, по его мнению, существовало перед первоначальной материей. Он объяснил, что есть множество теорий, но он придерживается следующей: существовала некоторая форма энергии, возможно даже духовная, а перед энергией - вакуум или какая-то форма небытия.

Тогда я спросил его, как он думает, что труднее создать: сложную вселенную из простой энергии, или простую энергию из небытия?

- Очевидно, последнее, - ответил физик.

- И сколько времени на это понадобилось бы?

- Очевидно, не требуется времени вообще.

- Таким образом, - закончил я, - вопрос с точки зрения Торы звучит наоборот. Не «как Б-г создал вселенную ТАК БЫСТРО», а «почему это продолжалось столь ДОЛГО»? Почему Б-г растянул создание мира на целых шесть дней? Ведь Он мог сделать это в одно мгновение". (Подробный ответ на этот вопрос есть в работах Рабеим Хабада, называемых Хасидус)

Кроме того, если Б-г или НЕЧТО, как это называют ученые, действительно, создавал что-то из НИЧЕГО, и делал это ни в каком времени, то значит, что в основе всей вселенной лежит ... «НИЧТО»!

Это похоже на наличие нулей в вашем банковском счете. Неважно, сколько Вы имеете нулей, все равно Вы не имеете ничего. Если так, то какая сила постоянно держит Создание, выглядящее как «что-то»?

Это напоминает мне шутку о Хелмских мудрецах. Когда в городе появился первый поезд, они решили объяснить удивленному народу, как состав движется без лошадей: «Первый вагон толкает тот, что едет за ним», -  говорили они благодарной толпе. "Но что же толкает второй вагон? " – раздался сзади нахальный молодой голос. Мудрецы посовещались и терпеливо объяснили, что второй толкается третьим. Толпа зааплодировала. Эта сцена повторялась девяносто девять раз (в составе было 100 вагонов). Пока, наконец, у последнего вагона мудрецы и толпа не потеряли терпение. Нахальный нарушитель спокойствия опять задавал свои вопросы. "Послушайте, молодой человек! – сказали мудрецы. - Мы ответили на девяносто девять процентов ваших вопросов. На сотый отвечайте сами!"

Все это и даже больше содержится в первом предложении Торы. (В мистической книге «Tikuney Zohar» имеется семьдесят объяснений одного слова "Берейшис!")

Это одна из главных причин, почему мы с нетерпением ожидаем прихода МОШИАХА КАЖДУЮ СЕКУНДУ. Мошиах объяснит и cделает понятным много больше, чем было достижимо до него. (Как Раши истолковывает второе предложение Шир гаШирим «Он поцелует меня поцелуями его уст».)

Любой, кто хочет познакомиться с «Новой» Торой, которой будет учить Мошиах, пожалуйста, обращайтесь к местному Раввину Хабада.

Мошиах СЕЙЧАС!

Беседа 1

1. Рабеим[1] Любавича, руководители Хабада, говорили, что от того, как человек проводит субботу, когда читают главу Брейшит[2], зависит весь год[3].

Однако непонятно, почему это должна быть именно суббота главы Брейшит? Есть другие очень важные главы Торы, например, глава о даровании Торы. В них говорится о велениях Всевышнего и о различных вопросах, которые в других разделах Торы не встречаются. Почему, однако, они не касаются того, каким будет наступивший год? Что в главе Брейшит особенного, почему именно от нее зависит поведение человека в течение всего года?

2. Начинается эта глава так: "В начале сотворил [бара] Всесильный небесное и земное"[4]. Всевышний сотворил все из абсолютного ничто[5]. Из этого следует[6], что сотворение продолжается постоянно, каждую минуту и каждое мгновение.

Вот что произошло при сотворении: то, что не существовало (абсолютное ничто), стало существующим материальным нечто. Это нечто - совершенно новое, чего до того не было. И это сотворение продолжается постоянно: ежеминутно все в мире возникает заново - вновь и вновь.

Так и объясняется в книге "Тания"[7] стих "Навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах"[8]. Это означает, что все творения и сейчас есть ничто и что их существование постоянно зависит от творящей воли Б-га. Более того - это значит, что сама сущность всякого творения есть Б-жест-венность.

3. Это дает возможность понять, почему именно суббота, когда читают главу Брейшит, имеет отношение ко всему году. Все служение человека Б-гу на протяжении всего года основано на том, чтобы помнить об этом постоянном вершении Б-га.

Когда еврею нужно из своих обыденных занятий, связанных с миром материального, сделать "сосуд" для Б-жест-венного[9], ему кажется это трудным или даже невозможным из-за того, что это как бы не соответствует естественному ходу вещей. И тогда он вспоминает, что "навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах" - что мира в сущности нет, а если он есть, то только оттого, что «И сказал Всесильный: "Да будет свет"», и только поэтому и "стал свет", только поэтому сущие получают существование, ничто превращается в нечто. Так и в отношении всех остальных десяти Речений[10]. "Всевышний смотрел в Тору и творил мир"[11] - Всевышний смотрел в Тору (на десять Речений) и этим сотворил мир. И когда человек по-настоящему осознает, что само существование мира зависит только от десяти Речений Торы[12], он понимает, что оно (существование мира) не может быть препятствием для исполнения заповедей Всевышнего, ибо в той же Торе написано: "Я -Б-г, Всесильный твой"[13] - со всеми 613 заповедями"[14].

Когда в нем утвердится понимание того, что сущность мира - Тора, он, даже идя по улице или занимаясь своими собственными делами[15], будет повторять по памяти изречения мудрецов, Тегилим, Мишну или книгу "Тания". И каждым своим добрым поступком он повлияет на равновесие мира[16]. Его осознание внутреннего смысла слов "сотворил Всесильный" влияет на весь мир, на "небо и землю и все их воинства", то есть на все сотворенное.

4. Когда речь идет о том, что суббота главы Брейшит касается всего года[17], имеется в виду все, что происходит в этом году, как в области духовного, так и в области материального.

Знание и осознание того, что "навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах", касается не только духовного служения Б-гу, это приводит к тому, что человек освобождается от озабоченности своими делами в физической жизни. Ведь люди полны забот о семье, здоровье и заработке[18]и иногда забывают, что все - от Всевышнего, как об этом говорится в книге "Тания"[19].

Но если человек постоянно будет помнить, что все от Всевышнего, он освободится от излишних забот, зная, что "из уст Всевышнего не исходят бедствия"[20], от Него исходит только добро. И когда он это глубоко поймет, он воочию узрит также и неявное, невидимое добро[21].

Беседа 2

5. Существует еврейский обычай в субботу главы Брейшит продавать "восхождения" (алийот}[22] на весь год.

Ребе, мой тесть[23], назвал восхождение к Торе "восхождением к нижним, вторым и третьим ярусам"[24] и еще выше. Это означает, что ступени души человека, нефеш, руах, нешама, хая, йехида[25], возносятся и в конце концов сущность его души как бы вступает в связь с сущностью Эйн Софа, благословен Он[26] - с Самим Всевышним.

Поэтому, хотя перед изучением Устной Торы (Талмуда) нельзя произносить благословение, если человек не понимает изучаемое[27], когда приглашают человека к чтению Торы, следует произнести благословение, даже если приглашенный - полный невежда и не понимает читаемого. И это потому, что, хотя здесь, внизу, он ничего не понимает, его восходящие ступени души, нефеш, руах, нешама, хая, йехида, там, наверху, хорошо все понимают, а сверху это понимание привлекается и книзу. Поэтому Письменная Тора называется Микра ("читаемое"), а слово кара означает как "читать", так и "взывать" - взывать Кверху и привлекать книзу[28].

Таким образом мир связан с Торой, как сказано: "Всевышний смотрел в Тору и творил мир"[29]. (В Талмуде Тора называется "чертежом и калькой".) И когда еврея вызывают к чтению Торы, влияние этого чтения проявляется также и в области материального.

6. Также как восхождения (алийот) к чтению Торы в субботу, в понедельник и четверг[30] связаны с первым чтением Торы в субботу главы Брейшит, так это и в отношении установления определенного времени для изучения Торы[31] -в субботу Брейшит можно решить взять на себя обязательство больше учить Тору, как раскрытую Тору, Талмуд, так и теорию хасидизма - тайны Торы. В добавление к тому, что каждый еврей приходит к доброму решению в месяце тишрей (когда наступает новый год) - решает назначить время для изучения Торы, в субботу Брейшит следует к этому сколько-то добавить, причем изучение теории хасидизма должно быть связано с недельной главой Торы, то есть надо изучать книги "Тора ор" и "Ликутей Тора"[32].

Да поможет Всевышний, чтобы каждый пришел к такому решению в соответствии со своими подлинными способностями и сделал столько, сколько он в действительности может, а также в соответствии с корнем (источником) своей души[33].

Когда человек в субботу Брейшит принимает решение ежедневно больше учить Тору, это дает ему силы выполнять свое решение в течение всего года. И позднее можно таким образом избежать многих трудностей. Это поможет ему также и в заботах о семье, здоровье и заработке.

Шла речь уже не раз о большой помощи в изучении, какую дает сокращенное изложение. Вот изложение вышесказанного: каждый должен взять на себя добавление[34] в изучении Торы, как в изучении раскрытой части Торы (Талмуда), так и в изучении теории хасидизма (тайн Торы).

Беседа 3

7. Сегодня суббота, в которую благословляют месяц мар-хешван[35]. Этот месяц называется мархешван, так как тогда начинается сезон дождей[36]. В учении хасидизма объясняется разница между росой и дождем[37]. Дождь имеет отношение к служению творений - нужно молиться о дожде. Роса же выпадает "сверху вниз" (пробуждение Свыше, без труда человека), а также "роса выпадает постоянно"[38]. И так как дождь зависит от служения творений, его тяжелее получить.

В этом состоит разница между летом и зимой. Летом выпадает роса - "пробуждение Свыше", а зимой дождь -"пробуждение снизу", поэтому зима - более тяжелое время года[39].

И еще одно различие между летними и зимними днями: летом сильно светит, в духовном отношении, "солнце и щит Б-г Всесильный"[40] - поэтому светит больше и физическое солнце, особенно в период месяца тамуз[41]. Но зимой это не так - это время служения в форме "пробуждения снизу".

Ребе, мой тесть, сказал однажды, что летом служение -служение Всевышнему - легче, чем зимой.

Суббота, в которую благословляют месяц мархешван, придает силы на месяц дождей Сама эта суббота наступает, когда еще не кончился месяц тишрей - "седьмой месяц, насыщенный всем" (седьмой месяц, если считать от нисана[42] - насыщенный всем[43]). Поэтому именно тогда дается сила человеку для зимнего служения. Несмотря на то, что это "пробуждение снизу", это придает силы.

И во время зимнего служения от субботы, в которую благословляют месяц мархешван, исходит помощь на весь год, как в духовном, так и в материальном отношении.

Из беседы в субботу главы Брейшит 5716 г. (1955 г.)

Примечания

Глава Брейшит

[1]  Рабеим – мн. ч. от Ребе (праведник-глава хасидов; глава евреев всего поколения).

[2]  Первая глава Торы, в которой приведен рассказ о сотворении мира. Эту главу читают сразу же по окончании праздников Рош-гашана, Йом-Кипур и Сукот.

[3]  Сефер гамаамарим 5711, стр. 59.

[4]  Брейшит, 1:1.

[5]  Слово бара («сотворил») на древнееврейском языке означает «сотворение из ничего; см. комм. Рамбана к этому стиху.

[6]  См. Тания, ч. 2. гл. 2.

[7]  Тания, ч. 2, гл. 3.

[8]  Тегилим, 119:89.

[9]  Под термином «сосуд» в теории хасидизма имеется в виду то, что принимает в себя Б-жественное влияние, или «Свет». Например, человек может стараться делать что-то не для себя и не для своего удовольствия или не в соответствии с тем, что он понимает, а выше того – только ради Всевышнего, тогда он становится «сосудом», в котором с отстранением собственного «я» освобождено место для Б-жественного влияния.

[10]  Каждое «И сказал Всесильный» называется Речением, которым был сотворен мир. Слово брейшит («в начале») -первое Речение. В нем нет слов «и сказал...», так как это -общее Речение, которым потенциально было сотворено уже все, хотя еще не была придана форма.

[11]  Зогар, ч. 2, стр. 161а. Тора предшествовала миру (см. Брейшит раба, 8:2). и можно сказать, что она была как бы чертежом, по которому был сотворен мир (там же, 1:1). Иными словами, при сотворении мира Б-г взял Тору за основу, и мир создан в соответствии с ее содержанием и велениями.

Именно это имеется в виду в словах «Всевышний смотрел в Тору и творил мир». И так как мир, природа сотворены в соответствии с Торой, противоречие между ними невозможно и ничто не может препятствовать исполнению 613 заповедей, содержащихся в Торе.

[12]  Тания, ч. 2, конец гл. 1.

[13]  Шмот, 20:2.

[14]  «Я – Б-г...» – первая из десяти заповедей, данных при даровании Торы.

[15]  Тору следует изучать и произносить не только в синагоге или в йешиве, но и «сидя в доме своем и идя дорогою» (Два-рим, 6:7; см. Йома, 196). Знание наизусть определенных частей Торы – будь то Тегилим, Мишна или Тания – и чтение их по памяти, даже когда человек находится на работе или в пути, не только облегчает исполнение веления изучать Тору, но также оказывает чрезвычайно благотворное воздействие на самого человека и на все, что его окружает. Это средство против духовной деградации как человека, так и окружающего его воздуха. См. Гайом йом, стр. 10, а также стр. 5, 9, 27 и 35, где это подробно объясняется.

[16]  Кидушин, 406. Человек должен всегда представлять себе, что мир как бы лежит на чашах весов и что даже один его добрый поступок может перевесить зло и привести весь мир к добру.

[17]  Слово шана («год») одного корня со словом шинуй («изменение»): весь год – все изменения.

[18]  См. Моэд катан, 286, выражение «здоровье, дети и заработок»; а также Ликутей сихот 2, стр. 632 и 4, стр. 1306.

[19]  Тания, ч. 4, поел. 11.

[20]  Эйха, 3:38. «Зло не исходит Свыше» (Брейшит раба, 51:3) и все – добро, хотя оно и не поддается постижению из-за того, что это – огромное и изобильное добро»» (Тания, ч. 4, поел. 11, см. там подробное объяснение).

[21]  Имеется в виду, что то, что нам видится как зло, есть также добро, но источник его так высок, что его не видно. Если же человек осознает, что все от Б-га, он может дойти до такой ступени, когда он во всем распознает добро Всевышнего.

[22]  Имеется в виду приглашение человека к чтению Торы, которое происходит на небольшом возвышении. Право такого приглашения не обязательно покупается, но есть обычай устраивать нечто вроде «аукциона» в пользу общины. Таким образом синагога получает средства на ремонт, оплату служащих и т. п.

[23]  Шестой Ребе Хабада. р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон.

[24]  Парафраза стиха из Брейшит. Перед всемирным потопом, описываемым в Торе, Ноаху было поручено построить ковчег для спасения праведников и всего живого. В этом ковчеге должны были быть три яруса: для людей, для животных и для отходов.

[25]  Брейшит раба, 14:9. Ступени души: нефеш – область действия, руах – область чувства и нешама – область разума. Эти три ступени души, которые связаны с телом. Хая и йе-хида – ступени души, которые выше связи с телом – надсоз-нание и ощущение Б-жественного.

[26]  Бесконечный. Имя Б-га. часто употребляемое в Кабале и в теории хасидизма.

[27]  Маген Аврагам к Шулхан аруху, Орах хаим, конец п. 50. Перед исполнением заповеди произносится благословение. Есть благословение, которое произносят перед изучением Торы.

[28]  См. Ликутей Тора, Ваикра, стр. 56. Слово микра, означающее Писание, происходит от корня кара – «взывать», «призывать». Чтение Торы – нечто столь возвышенное, что оно призывает и привлекает проявление Б-жественного света.

[29]  Брейшит раба, 1:1.

[30]  Кроме праздников и дней постов, в эти дни также публично читают Тору. Это установление Моше, пророков и Эзры Гасофера (см. Бава кама. 82а; Иерусалимский Талмуд, Мегила, 4:1 и Масехет софрим, ч. 10).

[31]  Рекомендуется избирать определенное время дня, предназначенное для изучения Торы – по крайней мере утром и вечером.

[32]  Книги основателя хасидизма Хабад, Алтер Ребе, в которых излагается теория хасидизма в связи с недельной главой Торы.

[33]  Высота и качество души человека зависят от того, из какого источника в верхних духовных мирах она происходит. Так, например, душа человека, происходящего из сфиры Хохма, склонна к интеллектуализации, а душа, происходящая из сфирот, называемых «мидот», склонна к эмоциональному восприятию и т. п.

[34]  Количественное и/или качественное.

[35]  В субботу перед первым днем месяца в синагоге произносят молитву-благословение наступающего месяца. Мархешван или просто хешван – второй месяц года, следующий за месяцем тишрей.

[36]  В книге Арух сказано, что в стихе «польется как дождь учение мое» (Дварим, 32:2) имеется в виду дождь в месяц мар-хешван. Слово мар означает также «капля».

[37]  См. Ликутей Тора, отрывок, начинающийся словами Гаази-ну гашамаим (ч. 4, стр. 73а и далее).

[38]  Таанит, За.

[39]  Имеются в виду сезоны в Стране Израиля.

[40]  Тегилим, 84:12 (см. Тания, ч. 2, гл. 4, где объясняется понятие солнца как символа Всевышнего).

[41]  Месяц тамуз соответствует примерно июню-июлю. Период месяца тамуз – летний период.

[42]  Хотя год начинается в месяце тишрей, в некотором отношении нисан считается первым месяцем.

[43]  Ваикра раба, 29:8. Слово шева («семь») на древнееврейском языке имеет тот же корень, что и слово сова («насыщение»).

 


В избранное