Краткое содержание девятого недельного раздела книги Ваикра:
Законы Седьмого года (шмита) в Эрец Исраэль, связанные с землей и урожаем
(25:1-7).
Законы Пятидесятого года (йовель) в Эрец Исраэль: отдых земле, возвращение
хозяевам проданных участков, освобождение рабов (25:8-24).
Законы выкупа проданных участков до наступления йовеля (25:25-28).
Законы йовеля, связанные с продажей домов в обычных городах и в городах,
принадлежащих колену Леви (25:29-34).
Законы помощи бедным (25:35-38).
Законы о бедняках-евреях, продавших себя в услужение евреям (25:39-46).
О еврее, продавшем себя в услужение нееврею, – его надо выкупить! (25:47-55)
Добавочное предостережение о недопустимости идолопоклонства, указание
о соблюдении субботы и почитании Храма (26:1-2).
*Подсказка. Прочтите отрывок, который "вставлен" в данный эпизод:
24 глава книги Ваикра, стихи с 15 по 22, – с рядом указаний о суде над
нарушителями; а в конце добавлено: так будут у вас судиться не только
евреи, но и те, кто с евреями живут...
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Евреи и Эрец Исраэль. Уникальность законов. связанных
с так называемым Седьмым годом, заключается в том, что евреям, живущим
в Израиле, вменяется в обязанность в течение этого года отказаться от
всех видов сельскохозяйственных работ. Любой земной правитель, потребовавший
от своих подданных каждые семь лет на целый год прекращать работать на
земле и получать выгоду от ее плодов, рискует вызвать восстание против
своей власти и скорее всего потеряет трон. Ибо человека можно заставить
подчиниться, но нельзя принудить его к отказу работать и торговать, т.е.
жить! Почему тогда Тора безбоязненно пошла на такой закон? Понятно, что
компенсирующим обстоятельством может быть только одно: Всевышний в течение
остальных шести лет обещает людям такие урожаи, что отсутствие урожая
Седьмого года они даже не заметят (см. 25:21,22). Вопрос: что вы слышали
о фактическом положении дел с Седьмым годом?.. Если израильские урожаи
именно таковы, как обещает Тора, то весь мир об этом давно бы прослышал,
все бы сочли это за явное чудо и все стали бы верить в Создателя. Но что-то
никто не говорит об израильском сельскохозяйственном буме. С другой стороны,
если бы Тора, куда вошло данное обещание, была написана людьми, то, поскольку
оно очевидным образом не реализовалось бы, кто в нее поверил бы?!... Какие
другие примеры выполнения обещаний Торы вы знаете?
Еврейские законы. При наступлении йовеля все проданные
участки возвращались к своим первоначальным владельцам. Очевидно, что
по мере приближения этого срока цена на участки падает, ибо продажа начинает
приобретать черты аренды. Не может ли такое положение дел явиться прямой
причиной для свертывания сделок на рынке недвижимого имущества, что приведет
к стагнации всей экономики? Какой "компенсирующий механизм"
предусмотрен Торой на этот случай?*
Еврейская мораль. Написано (25:17): "Не обижайте
друг друга. Бойся Всевышнего". Мудрецы указывают, что запрет касается
той обиды, что наносится словами. Не обижайте друг друга словами! Приведите
примеры всех обид, которые подходят под этот запрет. А потом сравните
с нашим списком?**
* Подсказка. Прочтите стихи с 15 по 19 в главе 25.
** Наш список: оскорбление, обман, злая шутка, кличка, укор о прошлых
прегрешениях; неприятная правда, в которой нет необходимости; крик как
проявление гнева, сплетня о другом, злоязычие, циничные высказывания,
ненужные распросы (например, в магазине у продавца – о цене на товар,
который мы во всех случаях не собираемся покупать), скабрезности, передразнивание,
неприятные намеки; любое слово, жест или мимика, доставляющие собеседнику,
зрителю или даже тому, о ком говорят (хотя его здесь нет), неприятное
чувство.
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Святость
земли, Эрец Исраэль – вечное владение, Помощь бедным – экзамен для общины.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Написано, что бедняков надо поддерживать. (См. 25:35.) Что понимается
под такой поддержкой? Что, по вашему мнению, может явиться поддержкой
бедному и в то же время не будет обузой обществу? Вас поддерживали?
Вы поддерживаете других людей? Каких и как?
В Торе говорится о бедном еврее, который продает себя в услужение
(читай в рабство) другому еврею. Тора указывает, что он почти ничем
не отличается от наемного рабочего. Но тем не менее, в чем его отличия
от настоящего наемника? (Ведь почему-то он назван рабом!) Был ли рынок
рабов-евреев в еврейском обществе? (См. 25:42). Вы хотели бы иметь у
себя раба-еврея? А нееврея? Вы можете предположить ситуацию, когда вам
захочется быть рабом? Вы никогда ни у кого не были в рабстве?
Что значит выкупить другого еврея (из плена, из рабства у неевреев)?
Кто должен этим заниматься – вся община или самые богатые? Что вы слышали
на эту тему из истории, из окружающей жизни?