Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недельные разделы Торы

  Все выпуски  

Недельные разделы Торы #29


НЕДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТОРЫ

# 29

Недельный раздел АХАРЕЙ МОТ

Краткое содержание шестого недельного раздела книги Ваикра:

Порядок храмовой службы в Йом-Кипур: указание для первосвященника, входящего в Кодеш Кодашим, Святую святых Храма, и жертвоприношения этого дня (16:1-28).
Законы Йом-Кипура (16:29-34).
Запрет на забой животных вне территории Храма (17:1-9).
Повторение запрета на употребление в пищу крови (17:10-14).
Повторение запрета на употребление в пищу мяса животного, не убитого по правилам шхиты (17:15-17).
Предупреждение об удалении от всех мерзостей идолопоклонства (18:1-5).
"Чистота" семьи: список всех связей между мужчиной и женщиной, запрещенных по причине родства (18:6-20).
Предупреждение об удалении от всех безобразий, практикуемых туземными племенами Эрец Кенаан (18:21-30).

В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах для начинающих.

Евреи и народы мира. Тора всячески предупреждает евреев не поклоняться идолам, в частности, не перенимать идолопоклонные обычаи у исконных обитателей Эрец Кенаан, куда евреям предстояло войти. Что значит, перенимать чужие обычаи? Считается, что нет ничего зазорного в заимствовании у других народов хороших обычаев и привычек. Можно привести пример нашего праотца Яакова, который обучал кенаанские племена полезным вещам (устройство общественных бань, канализации, рынков, таможенного сбора и пр.). В принципе можно представить себе картину, когда все народы земли поделятся друг с другом полезными навыками и культурными приобретениями, исключив из своего арсенала все плохое, архаичное и мешающее развитию. Получится как бы одна "всемирная" нация. Вы согласны с такой возможностью? Не находите ли вы в своем окружении неких примет космополитизма? Можно ли взять чужое хорошее, не опасаясь, что за ним скрывается что-то плохое? Некоторые говорят, что народ, впитывающий в себя чужие привычки, приходит к забвению своего национального лица. Каково лицо у вашего народа? К чему приводит забвение еврейства? Что в этом опасного?

Еврейская жизнь. Глава называется Ахарей-мот, "После смерти". Имеется в виду смерть двух сыновей первосвященника Аарона, описанная раньше. Мудрецы говорят, что начало главы неслучайно посвящено Йом-Кипуру, Судному дню, который искупает грехи тех, кто проводит этот день в покаянии, посте и молитвах. Сказано: смерть сыновей Аарона упомянута, чтобы научить нас: как Йом-Кипур искупает грехи Израиля, так и смерть праведников искупает грехи Израиля. Как чужая смерть может искупить (исправить) грехи остальных людей? На какой искупающий момент в смерти достойных личностей вы могли бы указать? Смерть каких выдающихся лиц потрясла ваше поколение (вашу страну, ваш круг)? Что из факта той смерти вы лично для себя извлекли?

Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: День покаяния, Идолы внутри нас, Обуздание страстей.

Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:

  • Какие обычаи идолопоклонства, принятые в нееврейской среде того места, где вы живете, вам известны? (Если живете среди евреев, то вспомните о прожитых годах. Если вспоминать не о чем, приведите примеры из прочитанных книг.) Можно ли назвать культовыми такие явления как преклонение перед чистотой, присущее жителям Гамбурга, почитание успеха и богатства жителями Бостона, пылкая любовь "к царю и отечеству", распространенная в среде лавочников Нижнего Новгорода позапрошлого века? Какие из местных культов нашли приют в вашей среде? Вы свободны от поклонения идолам?
  • Какое место занимает Йом-Кипур в вашей еврейской семье? Что вы знаете об отношении к Йом-Кипуру ваших еврейских бабушек и дедушек? Не будем спрашивать, соблюдаете ли вы пост в этот день, но если не соблюдаете, то считаете ли вы допустимой ту истину, что подобный день покаяния должен быть у каждого человека, общины или народа? И еще: что легче – исправлять проступки или не совершать их? Можно ли проступок исправить (полноценно, абсолютно)? Удавалось ли это вам или людям, вам знакомым?
  • Если бы вам довелось "сочинять" запреты на определенные виды брака (например, между ближайшими родственниками), какие конкретные случаи вы включили бы в свой список? (Только не говорите, что не надо никаких запретов, ибо что тогда мучило грека Эдипа после того, как он обнаружил, что женат на своей матери?) А теперь, представьте себе, что вы встречаете пару людей, безумно влюбленных друг в друга, но являющих собой печальный пример из вашего "запретного" списка. К чему вы склонны: запретить! – или позволить им жениться и пусть будут счастливы? (Вообразите для полноты картины, что вам оппонирует Эдип с его мамой?.)
  • Дополнительная тема к вопросу о том, что смерть праведников искупает грехи поколения. "Аналогочиная история", как говаривал Швейк, произошла с зачинателем христианства. Вроде бы, его мученническая кончина сняла со всех людей, в него поверивших, "первородный грех". Как вы думаете, может ли этот факт, или любой другой похожий на него, послужить указанием на то, что теперь – ура! – с нас сняты все грехи? Что в такой интерпретации эпизодов из истории Древней Иудеи осталось еврейского, а что попахивает идолопоклонством?

продолжение следует

В избранное