Краткое содержание пятого недельного раздела книги Ваикра:
Продолжается тема ритуальной чистоты. Используемые термины: ритуальная
чистота – теора, ритуальная нечистота – тума; человек, на теле которого
выступают язвы (цараат), называется мецора.
Процесс "очищения" человека, находящегося в состоянии мецора.
Жертвоприношения, которые он обязан сделать (14:1-20).
Жертвы, приносимые теми, кто стеснены в средствах (14:21-32).
Язвы цараат на доме (14:33-57).
"Нечистота" мужчины и способы очищения (15:1-15).
Ежемесячная "нечистота" женщины и способы очищения (15:16-24).
Другие виды женской "нечистоты" (15:25-30).
Завершение темы "ритуальная чистота" (15:31-33).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Характер еврейства. В конце предыдущего недельного раздела
Тора рассказывала о язвах-цараат (которые переводятся как язвы проказы),
появляющихся на одежде. Теперь она рассказывает о таком же заболевании,
но на стенах жилого дома. Медицине не известно заболевание, одинаково
поражающее людей, одежду и дома. Тем не менее, смотрите, Тора пишет о
цараат, нисколько не беспокоясь о возможном недоверии читателя. Значит,
такая напасть была знакома людям древности и они не видели в ней ничего
исключительного, как видим мы с вами. Кроме того, в Торе мы находим способы,
которые помогают от язв избавиться; значит, эти способы "работали"
в прошлом, иначе зачем так пространно и подробно о них писать? Какие вы
можете привести другие примеры из Торы относительно явлений и вещей, известных
в те времена и отсутствующих среди реалий нашей эпохи?* И еще, Тора не
могла не знать, что память о подобных явлениях пропадет с веками. Тогда
почему она не побоялась писать о них как о чем-то, само собой разумеющемся?
Неужели она предполагает наивного читателя? Что такое наивность, скептицизм
и неверие? На чем держится скепсис? Вы, случайно, не скептик?
*Подсказка. Вспомните о рассказах Торы про долгожителей, обитавших на
земле до Потопа. Другие примеры: Ривка, вышедшая замуж в три года (значит,
женщины "созревали" раньше, чем ныне); фрукты, которые принесли
евреи-разведчики, отправившиеся в Эрец Кенаан, – каждый плод с трудом
поднимал один человек. И т.д.
Тора и равенство. Говоря о ритуальной нечистоте, Тора
различает состояния, в которых могут оказаться мужчина и женщина. В чем
Тора видит отличия между двумя полами в социальном плане? В чем вы видите
(нефизиологические) различия между мужчинами и женщинами? Согласны ли
вы с тем, что претензии современных феминистических движений обоснованы?
В чем ущемляется женщина наших дней? Как можно исправить положение? Чем
равенство отличается от равноправия? Вы обладаете равными правами со всеми
остальными?
Еврейская традиция. Мудрецы указывают, что болезнь,
описанная в Торе и поражающая тело язвами цараат, приходила за грех шем-ра
– плохие разговоры человека о других людях, "поношение имени".
На эту тему существует знаменитый стих из Псалмов Давида: "Какой
человек жаждет жизни, любит дни (ищет долголетия), чтобы увидеть хорошее?
(Т.е. в чем заключается рецепт долгой и счастливой жизни? И тут же дается
совет.) Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана" (Теилим
34:13-14). Ссылаясь на этот стих, наши учителя называли своеобразным эликсиром
жизни способность человека воздерживаться от плохих речей. Какие вам известны
другие виды воздержанности, обладающие аналогичным качеством – способностью
удлинять срок человеческой жизни? От чего умеете воздерживаться вы? А
от чего не умеете воздерживаться, но хотите научиться? Не превращает ли
нас воздержанность в "рабов запрета"? Кем лучше быть – рабом
запретов или рабом страстей и желаний? Какого из этих двух рабов в вас
больше?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Чистота
физическая и чистота духовная, Физическая реальность: благословение и
проклятие.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Тора рассказывает, как излечившийся от язв цараат человек приносил
жертвы в Храме. Если говорить о благодарности Всевышнему, то в чем ее
больше – в выздоровлении от болезни или в отсутствии болезней? Кто счастливей
– вставший после тяжелого недуга или тот, кто вообще не болел? Приведите
примеры из своей жизни. А теперь скажите, всегда ли болезнь дается как
наказание? Что есть позитивного в страданиях? Согласны ли вы, что они
приходят нас чему-то научить? Что человек постигает через страдания,
но не постигает через безмятежную жизнь?
Написано, что человек, излечившийся от язв, должен был сбрить с себя
все волосы и омыться в воде (принять микву, если вы знаете, что это
такое). Обычно омовение в воде ассоциируется с очищением, однако снятие
волос не всегда и не у всех связано с символикой чистоты. Тем не менее,
видите ли вы в аккуратном отношении к своему волосяному покрову некий
элемент отстранения от грязи? Чем продиктована, по вашему мнению, современная
молодежная мода на длинные волосы? Носят ли мужчины в вашей среде локоны,
подобно девушкам на выданье? Принято ли в вашей среде регулярно принимать
душ? Считаете ли вы, что существует гигиена души без гигиены тела?