Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недельные разделы Торы

  Все выпуски  

Недельные разделы Торы #28


НЕДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТОРЫ

# 28

Недельный раздел МЕЦОРА

Краткое содержание пятого недельного раздела книги Ваикра:

Продолжается тема ритуальной чистоты. Используемые термины: ритуальная чистота – теора, ритуальная нечистота – тума; человек, на теле которого выступают язвы (цараат), называется мецора.

Процесс "очищения" человека, находящегося в состоянии мецора. Жертвоприношения, которые он обязан сделать (14:1-20).
Жертвы, приносимые теми, кто стеснены в средствах (14:21-32).
Язвы цараат на доме (14:33-57).
"Нечистота" мужчины и способы очищения (15:1-15).
Ежемесячная "нечистота" женщины и способы очищения (15:16-24).
Другие виды женской "нечистоты" (15:25-30).
Завершение темы "ритуальная чистота" (15:31-33).

В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах для начинающих.

Характер еврейства. В конце предыдущего недельного раздела Тора рассказывала о язвах-цараат (которые переводятся как язвы проказы), появляющихся на одежде. Теперь она рассказывает о таком же заболевании, но на стенах жилого дома. Медицине не известно заболевание, одинаково поражающее людей, одежду и дома. Тем не менее, смотрите, Тора пишет о цараат, нисколько не беспокоясь о возможном недоверии читателя. Значит, такая напасть была знакома людям древности и они не видели в ней ничего исключительного, как видим мы с вами. Кроме того, в Торе мы находим способы, которые помогают от язв избавиться; значит, эти способы "работали" в прошлом, иначе зачем так пространно и подробно о них писать? Какие вы можете привести другие примеры из Торы относительно явлений и вещей, известных в те времена и отсутствующих среди реалий нашей эпохи?* И еще, Тора не могла не знать, что память о подобных явлениях пропадет с веками. Тогда почему она не побоялась писать о них как о чем-то, само собой разумеющемся? Неужели она предполагает наивного читателя? Что такое наивность, скептицизм и неверие? На чем держится скепсис? Вы, случайно, не скептик?

*Подсказка. Вспомните о рассказах Торы про долгожителей, обитавших на земле до Потопа. Другие примеры: Ривка, вышедшая замуж в три года (значит, женщины "созревали" раньше, чем ныне); фрукты, которые принесли евреи-разведчики, отправившиеся в Эрец Кенаан, – каждый плод с трудом поднимал один человек. И т.д.

Тора и равенство. Говоря о ритуальной нечистоте, Тора различает состояния, в которых могут оказаться мужчина и женщина. В чем Тора видит отличия между двумя полами в социальном плане? В чем вы видите (нефизиологические) различия между мужчинами и женщинами? Согласны ли вы с тем, что претензии современных феминистических движений обоснованы? В чем ущемляется женщина наших дней? Как можно исправить положение? Чем равенство отличается от равноправия? Вы обладаете равными правами со всеми остальными?

Еврейская традиция. Мудрецы указывают, что болезнь, описанная в Торе и поражающая тело язвами цараат, приходила за грех шем-ра – плохие разговоры человека о других людях, "поношение имени". На эту тему существует знаменитый стих из Псалмов Давида: "Какой человек жаждет жизни, любит дни (ищет долголетия), чтобы увидеть хорошее? (Т.е. в чем заключается рецепт долгой и счастливой жизни? И тут же дается совет.) Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана" (Теилим 34:13-14). Ссылаясь на этот стих, наши учителя называли своеобразным эликсиром жизни способность человека воздерживаться от плохих речей. Какие вам известны другие виды воздержанности, обладающие аналогичным качеством – способностью удлинять срок человеческой жизни? От чего умеете воздерживаться вы? А от чего не умеете воздерживаться, но хотите научиться? Не превращает ли нас воздержанность в "рабов запрета"? Кем лучше быть – рабом запретов или рабом страстей и желаний? Какого из этих двух рабов в вас больше?

Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Чистота физическая и чистота духовная, Физическая реальность: благословение и проклятие.

Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:

  • Тора рассказывает, как излечившийся от язв цараат человек приносил жертвы в Храме. Если говорить о благодарности Всевышнему, то в чем ее больше – в выздоровлении от болезни или в отсутствии болезней? Кто счастливей – вставший после тяжелого недуга или тот, кто вообще не болел? Приведите примеры из своей жизни. А теперь скажите, всегда ли болезнь дается как наказание? Что есть позитивного в страданиях? Согласны ли вы, что они приходят нас чему-то научить? Что человек постигает через страдания, но не постигает через безмятежную жизнь?
  • Написано, что человек, излечившийся от язв, должен был сбрить с себя все волосы и омыться в воде (принять микву, если вы знаете, что это такое). Обычно омовение в воде ассоциируется с очищением, однако снятие волос не всегда и не у всех связано с символикой чистоты. Тем не менее, видите ли вы в аккуратном отношении к своему волосяному покрову некий элемент отстранения от грязи? Чем продиктована, по вашему мнению, современная молодежная мода на длинные волосы? Носят ли мужчины в вашей среде локоны, подобно девушкам на выданье? Принято ли в вашей среде регулярно принимать душ? Считаете ли вы, что существует гигиена души без гигиены тела?

продолжение следует

В избранное