Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недельные разделы Торы

  Все выпуски  

Недельные разделы Торы #30


НЕДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТОРЫ

# 30

Недельный раздел КДОШИМ

Краткое содержание седьмого недельного раздела книги Ваикра:

Повторение ряда заповедей Торы, касающихся различных тем, – начиная с тех, что упоминались в Десяти речениях, и кончая условиями святости и чистоты (19:1-22).
Запрет на урожай плодов фруктовых деревьев в первые три года после посадки (в Эрец Исраэль) и заповедь, связанная с урожаем четвертого года (19:23-25).
Предупреждения, касающиеся целого ряда заповедей (19:26-37).
Наказание за идолопоклонство и нарушение законов "чистоты семьи" (20:1-21).
Завершение темы святости и чистоты; отличие Израиля от остальных народов (20:22-27).

В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах для начинающих.

Богатые и бедные. Прочтите указание Торы о помощи беднякам при сборе урожая (19:9-10). Какие еще примеры из Торы на эту тему вы знаете? Попробуйте объяснить заботу Торы о неимущих, принимая в расчет соображение, что, вроде бы, Сам Всевышний мог бы помочь нуждающимся, но Он почему-то передает эту заботу в руки людей. Зачем? Как вы помогаете бедным? Кого считать бедным? Вы не бедный?

Тора и социальное расслоение. Что вы слышали о противостоянии еврейских богатеев и еврейских бедняков? Какие общественные механизмы, предусмотренные Торой, не дают развиться имущественному антагонизму в среде евреев, соблюдающих заповеди? А теперь совсем другая тема: как вы считаете, бедность – это порок? богатство – это удача? Что является более тяжелым испытанием? Приведите аргументы для обоих мнений.

Заповеди общежития. Написано: "Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга". Если говорится о специальных видах кражи, лжи и обмана, то о каких именно? Если указание касается самых заурядных прегрешений, то к кому они обращены? Ведь культурные, интеллигентные люди не крадут и не лгут. Приведите примеры, когда по небрежности (или невоспитанности) обычный человек может учинить кражу – пусть мелкую, но тем не менее... Какие из ниже перечисленных примеров при некоторых условиях можно охарактеризовать как кражу: у аптекаря (работающего по найму) болит голова, он принимает таблетки, которые берет тут же, с витрины; сотрудница звонит домой по своим нуждам, используя телефон офиса; припаркованная машина стоит на тротуаре; студент едет домой на трамвае, не заплатив за проезд; он же, вернувшись в общежитие в час ночи, поднимает шум, исполняя арии любимых опер, чем будет всех, включая вахтера. Вы никогда ни у кого ничего не украли?

*В некоторых раскованных группах можно попытаться провести более "острый" мыслителеьный эксперимент: предположим, что ваша, горячо вами любимая невеста – о ужас! – дочь вашего отца от стародавнего брака (как в мексиканских сериалах). Что будете делать?

Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Общество любви и терпимости, Святость и законопослушание, Познание Бoга через изучение Торы

Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:

  • Как вы понимаете стих: "Не ругай глухого, перед слепым не ставь преграду"? Неужели неглухого можно ругать, а перед зрячим можно ставить камни? Что здесь имеется в виду? Допустимо ли назвать "камнем преткновения" попытку толкнуть на нарушение человека, который о нарушении даже не догадывается или о котором заранее известно, что он не устоит перед соблазном его нарушить? Можно ли назвать провокацией со стороны скромной английской леди ее появление в кубрике пьяных моряков на китобое прошлого века, если на ней, кроме манто, трудно что-либо усмотреть? Приведите аналогичные примеры из современной жизни (не про пьяных моряков, пожалуйста).
  • Что имеет в виду стих: "Не делайте неправды на суде. Не будь снисходителен к нищему, не угождай перед сильным"? Когда судья судит за кражу бедную женщину, обвиненную богатой хозяйкой в том, что та во время уборки украла пару сережек, может ли он вынести более мягкий приговор, нежели в случае, когда такие же сережки украла у прислуги богатая хозяйка? Где проходит граница между потворством бедным и заискиванием перед богатыми? К чему вы более склонны – к защите угнетенных или к несгибаемому следованию правде во всем и всюду?
  • Написано: "Люби своего ближнего, как самого себя". Что понимается под словом "ближний"? Перечислите своих ближних. Если мы любим своих ближних, то зачем Тора еще раз наказывает их любить? А если не любим, то почему мы считаем их своими ближними? Что значит "как самого себя"? Вы себя любите? Нет ли здесь поблажки эгоизму?
  • Когда Тора говорит: "не ходи сплетником в своем народе", – она имеет в виду сплетни, злословие и оговор. Сплетнями называется то, что может привести к вражде между евреями. Пример: отец говорит сыну: "Лева, я только что услышал, как лифтер Яша сказал нашему соседу Грише, что ты очень тяжелый человек, причем не в смысле лифта". Что нарушил отец? И что нарушил лифтер Яша, если то, что он сказал соседу Грише, правда? Приведите примеры подобного нарушения из собственной практики.
  • Что такое "перед сединой вставай"? Не пустая ли формальность? Вы перед сединой встаете? Перед какой сединой? А если старик, извините за выражение, удручающе лыс?

продолжение следует

В избранное