Краткое содержание седьмого недельного раздела книги Ваикра:
Повторение ряда заповедей Торы, касающихся различных тем, – начиная с
тех, что упоминались в Десяти речениях, и кончая условиями святости и
чистоты (19:1-22).
Запрет на урожай плодов фруктовых деревьев в первые три года после посадки
(в Эрец Исраэль) и заповедь, связанная с урожаем четвертого года (19:23-25).
Предупреждения, касающиеся целого ряда заповедей (19:26-37).
Наказание за идолопоклонство и нарушение законов "чистоты семьи"
(20:1-21).
Завершение темы святости и чистоты; отличие Израиля от остальных народов
(20:22-27).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Богатые и бедные. Прочтите указание Торы о помощи беднякам
при сборе урожая (19:9-10). Какие еще примеры из Торы на эту тему вы знаете?
Попробуйте объяснить заботу Торы о неимущих, принимая в расчет соображение,
что, вроде бы, Сам Всевышний мог бы помочь нуждающимся, но Он почему-то
передает эту заботу в руки людей. Зачем? Как вы помогаете бедным? Кого
считать бедным? Вы не бедный?
Тора и социальное расслоение. Что вы слышали о противостоянии
еврейских богатеев и еврейских бедняков? Какие общественные механизмы,
предусмотренные Торой, не дают развиться имущественному антагонизму в
среде евреев, соблюдающих заповеди? А теперь совсем другая тема: как вы
считаете, бедность – это порок? богатство – это удача? Что является более
тяжелым испытанием? Приведите аргументы для обоих мнений.
Заповеди общежития. Написано: "Не крадите, не лгите
и не обманывайте друг друга". Если говорится о специальных видах
кражи, лжи и обмана, то о каких именно? Если указание касается самых заурядных
прегрешений, то к кому они обращены? Ведь культурные, интеллигентные люди
не крадут и не лгут. Приведите примеры, когда по небрежности (или невоспитанности)
обычный человек может учинить кражу – пусть мелкую, но тем не менее...
Какие из ниже перечисленных примеров при некоторых условиях можно охарактеризовать
как кражу: у аптекаря (работающего по найму) болит голова, он принимает
таблетки, которые берет тут же, с витрины; сотрудница звонит домой по
своим нуждам, используя телефон офиса; припаркованная машина стоит на
тротуаре; студент едет домой на трамвае, не заплатив за проезд; он же,
вернувшись в общежитие в час ночи, поднимает шум, исполняя арии любимых
опер, чем будет всех, включая вахтера. Вы никогда ни у кого ничего не
украли?
*В некоторых раскованных группах можно попытаться провести более "острый"
мыслителеьный эксперимент: предположим, что ваша, горячо вами любимая
невеста – о ужас! – дочь вашего отца от стародавнего брака (как в мексиканских
сериалах). Что будете делать?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Общество
любви и терпимости, Святость и законопослушание, Познание Бoга через изучение
Торы
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Как вы понимаете стих: "Не ругай глухого, перед слепым не ставь
преграду"? Неужели неглухого можно ругать, а перед зрячим можно
ставить камни? Что здесь имеется в виду? Допустимо ли назвать "камнем
преткновения" попытку толкнуть на нарушение человека, который о
нарушении даже не догадывается или о котором заранее известно, что он
не устоит перед соблазном его нарушить? Можно ли назвать провокацией
со стороны скромной английской леди ее появление в кубрике пьяных моряков
на китобое прошлого века, если на ней, кроме манто, трудно что-либо
усмотреть? Приведите аналогичные примеры из современной жизни (не про
пьяных моряков, пожалуйста).
Что имеет в виду стих: "Не делайте неправды на суде. Не будь
снисходителен к нищему, не угождай перед сильным"? Когда судья
судит за кражу бедную женщину, обвиненную богатой хозяйкой в том, что
та во время уборки украла пару сережек, может ли он вынести более мягкий
приговор, нежели в случае, когда такие же сережки украла у прислуги
богатая хозяйка? Где проходит граница между потворством бедным и заискиванием
перед богатыми? К чему вы более склонны – к защите угнетенных или к
несгибаемому следованию правде во всем и всюду?
Написано: "Люби своего ближнего, как самого себя". Что понимается
под словом "ближний"? Перечислите своих ближних. Если мы любим
своих ближних, то зачем Тора еще раз наказывает их любить? А если не
любим, то почему мы считаем их своими ближними? Что значит "как
самого себя"? Вы себя любите? Нет ли здесь поблажки эгоизму?
Когда Тора говорит: "не ходи сплетником в своем народе",
– она имеет в виду сплетни, злословие и оговор. Сплетнями называется
то, что может привести к вражде между евреями. Пример: отец говорит
сыну: "Лева, я только что услышал, как лифтер Яша сказал нашему
соседу Грише, что ты очень тяжелый человек, причем не в смысле лифта".
Что нарушил отец? И что нарушил лифтер Яша, если то, что он сказал соседу
Грише, правда? Приведите примеры подобного нарушения из собственной
практики.
Что такое "перед сединой вставай"? Не пустая ли формальность?
Вы перед сединой встаете? Перед какой сединой? А если старик, извините
за выражение, удручающе лыс?