РАСПЯТОГО ЖЕ ЗА НЫ ПРИПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ И СТРАДАВША, И ПОГРЕБЕННА.
При Понтии Пилате Господь Иисус Христос, как человек, был распят на кресте, претерпел страшные страдания, умер и был погребён. За кого был распят на кресте Иисус Христос? Он был распят за нас за людей, чтобы искупить (выкупить) людей от греха, дать возможность войти в блаженную вечную жизнь. «Сын человеческий (то есть Иисус
Христос) не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу для искупления многих», - говорит Сам Господь (Мф.20,28). Именно за нас , то есть ради нас и вместо нас Христос был распят и страдал, Своими страданиями и смертью Иисус Христос искупил нас и примирил с небесным Своим Отцом.
Так в нашей жизни, любящие родители переживают и мучаются грехами своих детей, как будто они сами их сделали. Приняв наши грехи, Господь Иисус Христос, перед лицом правды Божией, принял на Себя добровольно и последствия грехов, и наказание за них, потому что всякий грех может быть уничтожен только, когда он изглажен, выстрадан.
Эта жертва Иисуса Христа освятила человека, весь человеческий род, дала силы бороться с грехом, приблизила человека к Богу, примирила с Ним. Но искупление это не только выкуп, дело правосудия, но и дело бесконечной любви Божией к людям. Господь по Своей любви к нам, грешным, принял на Себя наши грехи, как бы посчитал Себя виновным
в них и страдал за нас.
Иисус Христос был распят и претерпел страдания и смерть при Понтии Пилате.
Понтий Пилат был наместником римского императора, во власти которого тогда находилась Иудея. Ему, как наместнику императора, принадлежало право на жизнь и смерть всех жителей страны. О величайших страданиях Иисуса Христа и о его погребении мы знаем из Евангелия. Воспоминаниям о страданиях Спасителя посвящается ежегодно перед Пасхой вся Страстная седмица (неделя), А каждую неделю – среда (день предательства Иуды) и пятница (день крестной Иисуса Христа). Здесь припомним лишь несколько
слов Спасителя, сказанных Им на кресте.
Первыми из этих слов были: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». В этих словах Иисус Христос, во-первых, снова исповедовал Себя Сыном Божиим ( «отче» - значит Он Сын Его, Сын Божий), во- вторых, - и это главное – Он молится за Своих врагов. В Своей беспредельной любви Он извиняет даже величайший и ужаснейший грех Своего народа и просит Бога Отца, чтобы Он простил ему этот грех, как содеянный в духовном ослеплении и по неведению. Таким образом, первыми словами Своими со
креста Спаситель принес молитву за всех Своих врагов и подтвердил, что Бог есть Его Отец.
При кресте стояла, исполненная величайших душевных страданий, Пречистая Матерь Спасителя вместе с любимейшим учеником Его, Иоанном и некоторыми женщинами. Несмотря на собственные ужасные страдания, Спаситель захотел утешить Её и, взглянув на Неё и ученика Своего, сказал: «Жено! Се сын Твой» и Иоанну сказал: «Се Матерь твоя». Этим Господь выразил желание, чтобы Иоанн взял Пречистую Матерь Его на своё попечение и проявлял к Ней сыновнюю любовь и заботу.
Спаситель висел на кресте между двумя злодеями, распятыми вместе с Ним. Один из разбойников, видя что происходит, обратился к Иисусу Христу с молитвенным воплем: «помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твоё». На это Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». И совершилось дивное дело: величайший злодей и разбойник в последние мгновения своей жизни удостоился спасения, и душа его, первая, вместе с Господом, вошла в рай Божий.
Значит и самые великие грешники могут ещё спастись, если они, подобные благоразумному разбойнику от всего сердца покаются перед Богом, исповедают свои грехи, уверуют в Иисуса Христа и будут умолять о прощении.
Среди жесточайших мук Спаситель, отвергнутый всем миром, остался непоколебимым в Своей любви к людям и проявил её к врагам, к Матери Своей и к кающемуся грешнику.
Спаситель Иисус Христос, подлинно умер и страдания и смерть Его были подлинными страданиями и смертию, а не одним только видом их. Он страдал и принес Себя в жертву за всех людей без исключения, но пользуются этой жертвой лишь только те люди, которые участвуют сами в страданиях Христа. У каждого человека есть свой крест, свои страдания. И человек должен их нести с миром, с терпением, с верой в Господа Иисуса Христа. При крепкой, живой сердечной вере христианин становится единым с Иисусом
Христом. Иисус Христос поселяется в душе его, так что христианин сам как бы не живет уже тогда, а живет в нем Христос. Так верил ап. Павел, который говорил: « Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галат. 2, 19-20). Такою же верою обладали и все святые и должны бы обладать и мы. Мы должны воздерживаться от страстей и греховных пожеланий, поступая во всём наперекор им и тем умерщвляя, как бы распиная и убивая их. Будем же вместе со Христом распинать грехи и зло, которые живут в нашей
душе и будем со Христом – Спасителем с терпением, смирением и любовью нести свой крест, свои страдания.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и свято Воскресение Твоё славим.
О воскресении Христовом говорит следующий, пятый член Символ Веры.