Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета СЕМЬЯ: ПУТЬ СВОБОДЫ


 

Интервью

 

СЕМЬЯ: ПУТЬ СВОБОДЫ

 

В нашей стране объявлен Год семьи. Не значит ли это, что семья стала исчезающим «видом жизни» и ее пора вносить в Красную книгу?

О том, что происходит с семьей, а значит, со всеми нами, мы начали говорить в прошлый раз с протоиереем Алексием ПОТОКИНЫМ. Сегодня – продолжение разговора.

 

-Жизненный путь двух людей в браке – это узнавание себя, - объясняет батюшка. - Чем дальше – тем больше. Поначалу мы лицемерим, прикидываемся хорошими. Зато с годами супруги могут, наконец, сказать друг другу что-то вроде этого: «Да хоть ты ужасная, но я готов принимать тебя!»

Бог нас принимает такими, как есть. А нам надо этому учиться.

-Мы в прошлый раз остановились на том, что отличает современную семью от прежних семей.

-К сожалению, теперь у супругов нет не только духовного родства, взаимопонимания, но и желания жить под одной крышей. Мне кажется, семьи не хотят иметь детей не потому, что не хватает денег. Если бы люди были счастливы, для них это было бы естественно, необходимо.

-Как продолжение любви?

-Конечно. Дети должны рождаться от внутреннего желания, а не потому, что государству нужны работники. Человек может искренне беспокоиться об Отечестве только тогда, когда ему нужны его жена, дети, когда он рад своим старикам.

-Все связано? Нераздельно?

-И, между прочим, напрасно нам кажется, что самое трудное – пережить бедность. Гораздо труднее быть богатым и остаться человеком. Окружающие, даже близкие люди, воспринимают богатого как дойную корову – во всем. И сам он тоже постепенно принимает эту роль, потому что многие грехи овладевают нами незаметно, мы привыкаем к ним. Надо быть верующим, церковным человеком, чтобы вовремя заметить происходящее.

-Вот как...

-В Священном Писании говорится о том, что человек оставит родителей и прилепится к своей жене. А для этого надо, чтобы и отец с матерью тоже его оставили.

-Дали свободу?

-Конечно, позволили человеку стать ответственным, самостоятельным, понести свой крест. Мы не должны нести крест за другого. Каждый сам за себя отвечает: и родители, и взрослые дети. Мы желаем им добра. Но удивительно то, что многие люди, даже верующие, хотят сделать детей счастливыми – по-своему.

-Опять же заставить? Навязать «счастье»?

-А человека воспитывают не для того, чтобы руководить им всю жизнь. Он вырос – и ему надо предоставить полную свободу. Только в ней он может сказать отцу и матери: «Хочу, чтобы у нас были отношения с вами». Добиться этого силой – не получится. Правда, есть и другая крайность – полное безразличие: я тебя выкормил – и теперь знать не знаю!

Еще одно отличие нашего времени – несерьезность людей. По существу – это пошлость: великое считают ничем. Зато пустому (пустоте) отдают массу времени. Все перемешалось. Супругам не о чем говорить друг с другом. И остается одно – быть профессионалами.

-Мы-то как раз жалеем, что на работе мало профессионалов. А они, оказывается, переместились в семью. Никому от этого не лучше.

-Да, ведь получилась насмешка над жизнью. Профессиональные обязанности нам надо выполнять полностью – от и до. Но на работе мы почему-то начинаем дружить или враждовать, хотя дружба там – это коррупция.

-Почему?!

-Дружить можно до и после работы. А во время нее нужно наказывать или хвалить сотрудников независимо от личных отношений. Там, где не нужно прикладывать чувства, необходим контракт. А дома надо служить человеку, которого выбрал. Какой бы он ни был. Тогда и выбор супруги (супруга) будет не так прост, как сейчас принято.

-Вы не раз говорили, что нельзя служить другому, если он становится свиньей.

-Это закон.

-Как его осуществить в семье?

-Евангелие дает сильный пример верных отношений: если кто-то, родной мне, говорит, что я сам ему не нужен, а нужно мое богатство, достояние, – это начало свинских отношений, когда пренебрегают человеческой душой. Словно я уже умер. Что ж, пусть будет так. Но наши отношения могут продолжиться только после того, как меня опять признают живым.

Когда кто-то из наших близких начинает безобразничать, мы сначала идем им навстречу, пытаемся погасить раздор. Один раз, второй, третий. А потом – внутри надеемся, ждем, когда же человек воскреснет, вернется. А внешне – относимся к нему как «к мытарю и грешнику». То есть как к чужому: холодно, сухо, спокойно.

-Люди воскресают, возвращаются?

-Довольно часто. Если один ждет другого – это великий труд. Но мы почему-то перестали считать надежду – добрым отношением к человеку.

-Или никогда об этом не задумывались.

-Причем тот, кто безобразничает и смеется над этим добрым отношением, даже плюет на него, все равно знает, что оно есть. Он им бывает обогрет, сохранен. Когда проходит враждебность, азарт, человек все понимает. На самом деле, он всегда понимал! Только не хватало честности в этом признаться.

Все-таки терпение, надежда согревают наших близких.

-Значит, кто-то умеет терпеть и ждать?

-Думаю, не умеет никто, кроме Бога. Наше дело – иметь какие-то начала, намерения. Вот я хочу ждать, но сорвался. Тогда прошу: «Господи, прости!» И через покаяние все получается.

Иначе не бывает. Когда мы предпринимаем маленькие усилия и молим: «Господи, а за остальное – прости!», - наши силы начинают расти. Это не позиция бездействия: мол, я немощный – и ничего не получится. А позиция труда, принесения двух лепт – до конца.

Тогда и совесть меня не укоряет: я сделал все, что мог (только могу мало!). И на жизненном пути мои возможности будут становиться все больше и больше.

-Вы часто повторяете это слово «путь».

-Потому что в нашей жизни нет ничего законченного. Вот и брак – тоже путь. Взаимный. Меняются люди – и меняются их отношения. Как только человек перестает обновляться, он становится скучным и для себя, и для другого.

-Что тогда?

-Начинается стихийная жизнь, люди ищут развлечений. Чтобы заполнить пустоту.

-Опять же – пустотой?

-Тут себя не обманешь: свято место пусто не бывает. Если дом опустеет, туда, как говорит Евангелие, приходят семь злейших духов и заполняют его.

-Мы еще ничего не сказали о многодетных семьях.

-Их стало больше после того, как открылись храмы. И у них много трудностей и трудов, потому что само по себе ничего не устраивается. Рождение большого количества детей не означает, что они автоматически будут хорошо воспитаны.

-И все-таки, как я поняла, выход из нынешнего кризиса есть. Точнее, путь – к Богу?

-И на нем – очень простые повороты. Мытарь ударил себя в грудь: «Боже, буди милостив мне, грешному!» И пусть внешне его жизнь мало переменилась, но для него она стала другой. Еще будут ошибки, ссоры, скандалы, непонимание, но они переживутся.

Так и в семье. Человек настрадается и в итоге признает: «Все-таки плохо одному! Лучше быть рядом с грешником, чем жить ради себя. Как хорошо, что я кому-то нужен!» И тот, кто раньше казался ему «людоедом», становится самым ценным и желанным в мире.

Нам достаточно один раз понять, что нас простили, – и мы перестаем бояться, потому что знаем: живем в милости – и по совести. Пусть слабой и немощной. Я верю, что семья способна пережить раздоры.

-Она это может?

-Должна! Если раздоров нет, то это профессионализм, который ушел от жизни. Два грешника и эгоиста собрались вместе. Вот и узнают себя.

В своей скорлупе это трудно сделать. А рядом с другим ты вдруг становишься намного хуже – и это очень полезно (если есть вера!).

Прощенный грех тебя освобождает. Дает новые возможности. И это – опять путь.

-Путь свободы: ищи, расти?

-Любовь живет только там, где есть свобода. В семье свобода часто подавляется, ее не умеют беречь. Так же, как и в вере. Тут тоже хотят выполнять «положенное»: правила, обряды. И не жить.

Но первое трепетное чувство к жене, мужу сохраняется только тогда, когда нам могут не ответить. Когда другой человек не присвоен.

-Это так.

-Люди часто не понимают, зачем приходят креститься. Говорят: «Я хочу, чтобы Бог мне помогал!» Но Крещение – это брак с Христом. Единственная цель брака – хотеть жить ради другого. Только это – жизнь. Остальное – существование.

-Значит, человек может себя проверить, если честно ответит на вопрос: чего я хочу?

-И это нужно сделать. Обязательно.

-Тогда понятно, чего ждать дальше. Либо я себя меняю, либо получаю «по заслугам»?

-Только надо учесть: мы – словно проходной двор. Наши желания меняются, как калейдоскоп. Но какие-то из них все-таки можно беречь, хранить. Тогда они будут вырастать, открывать красоту жизни.

В Евангелии есть образ семени, зерна, брошенного в почву. Оно раскрывается, вырастает в дерево, приносит плоды. Это и происходит в браке.

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное