Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы

 

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Печатается с № 10. 2004 г .)

 

Милость, которую мы приносим другим – это дитя той великой Божией милости, которую сами получаем. Об этом мы говорили в прошлый раз, размышляя над заповедью Христа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

 

Наша милость – несравнимо меньше Божией . От нас мало требуется. Правда, мы и здесь бываем лукавы. Почему-то решаем, что нам надо прощать людей, которые нас не задевали, примеряем на себя ситуации, происходившие с другими. Тут грубая неправда. Простить должны те, кого обидели. Наше дело – примириться с нашими должниками.

Господь предупреждает: суд без милости будет над теми, кто сам не оказал милости. Это не угроза, а простое напоминание: «Дорогой мой, если ты не прощаешь других, то поищи милости. Пока ты ее не нашел. И вот когда найдешь, обязательно будешь жалеть других людей».

Если разобраться, то от христиан должна исходить единственная проповедь: «Бог открыл мне, как страшно я живу. Я просил меня простить – и Он простил. Чего и другим желаю».

Христиане – это не передовики в добродетели. Мы помилованный народ. А у нас часто происходит подмена понятий: начинаем считать себя благородными, высокими. Но наши дела всегда несовершенны, не до конца. А то, что не конца, требует Божией милости – иначе рассыплется.

Везде, во всем у нас присутствует грех. Давайте уясним себе, окончательно убедимся в этом. Не только прочитаем разок, согласимся, а потом внутри – опять вернемся к тому, что я-то уж точно добренький и благой. Еще бы! Два раза пытался простить обидчика – и на пять минут получалось. Хотя, конечно, обида вернулась...

Христианин живет помилованным . Это великое чудо – осознать, что ты себя и других разрушал, убивал. И после этого не испугаться, догадаться: Тот, Кого ты в себе убивал, готов помиловать тебя. Если такое произойдет, то дальше ты станешь естественно и просто делиться с окружающими, такими же несчастными, как сам, тем богатством, которое тебе вручили.

Тут есть один очень важный момент (возможно, мы о нем отдельно поговорим). Существует распространенная и злая ошибка, которая, мне кажется, очень часто закрывает людям путь веры. Она заключается в том, что мы выносим приговор будущего суда о том, что тот или другой человек не спасется. Это касается судеб людей не только здесь, на земле, но и уже умерших. Тот, кто так безжалостно ошибается, только по внешности может называть себя христианином.

« Блаженны милостивые» – большая заповедь. Я имею в виду не количество случаев, в которых мы можем миловать других, а ту силу, с которой способны это делать. Часто мы так прощаем, что после этого человек от нас закрывается – даже самый близкий. Или прощаем «осторожно»: смотрим на «обидчика» – и все-таки ждем подвоха. И в вечности не хотели бы иметь с ним дела.

Но помиловать так, как этого просит от нас Бог, – значит, разрешить человеку жить вечно рядом с собой. Хотя иногда это страшно, но зато живая душа будет находиться с тобой всегда. А если иметь камень за пазухой, то в Вечность рядом с нею не войти.

Господь вручил апостолу Петру ключи от Царства Небесного, когда С ам Он шел на добровольную жертву. И милосердно открыл людям возможность жить – после того, как на землю была принесена смерть – для Вечности. Ключи означают: Христос хочет нас помиловать – открыть врата Царства Небесного внутри нас. Помиловать Петра, который трижды отречется от Него. И других, которые разбегутся. Всех Он прощает, милует. И дает нам силу прощать других – для Вечности.

Один из подвижников сказал примерно так: Господь дал нам ключи от Рая, но ключи от ада – оставил Себе. Он не разрешил нам судить, кто будет в аду, а разрешил – миловать. Разве этого мало?

Люди ищут каких-то больших дел на земле, великих достижений, строят башни до небес. Но вот перед тобой оказывается душа, которая не сумела прожить жизнь, ошибалась, мучила себя и других, не могла веровать. И, оказывается, если ты попросишь: «Господи, прости ты ее, спаси!», то этой милостью тебе дается власть открыть для души вечную жизнь. Вот оно – великое дело.

Думаю, нас бы очень утешило, если бы кто-нибудь искренне, непритворно так о нас попросил, так помиловал, хотя мы его – ранили! С трудом верится, что люди на это способны. Мы обычно безразличны, легко, с пренебрежением относимся друг к другу.

У митрополита Антония Сурожского есть рассказ о человеке, который был в фашистских застенках. Владыка встретился с ним уже после войны. Тот плакал и говорил: «Знаешь, когда меня мучили, я чувствовал, что честно прошу Господа простить их. Сейчас мне легко жить, но я не могу честно просить, чтобы Бог простил их».

Вероятно, он тут не совсем прав, но мысль его обращена в верную сторону. Человек может заступиться только за того, от кого он лично пострадал. Если его самого не обижали, он издали в бинокль смотрел, как там вдали кого-то убивали, то ему просто сказать: «Да простите их!» Иную силу имеет просьба того, чей родной человек убит, и он просит судью помиловать убийцу.

Заповеди Христа не таят в себе угрозы. Они дают нам некое откровение. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» – это не условие, а результат. Только помилованные – помилуют.

 

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в № 7 2007 г .)


В избранное