Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ИКОНЫ


Интервью

 

ИКОНЫ

 

-Вы поклоняетесь идолам! – упрекают нас сектанты. Они имеют в виду иконы, на которых изображены образы Господа Иисуса Христа, Царицы Небесной, святых или ангелов. В этих словах нет ничего нового. Во все времена у противников веры находились какие-то аргументы против икон! В ХХ веке их уничтожали – вместе с христианами, чтобы стереть Православие с лица земли. В VIII веке они мешали вроде бы верующим людям в христианском государстве.

 

-Церковь заплатила тысячами человеческ их жизн ей за то, что иконы донесены до наших дней, – рассказывает протоиерей Александр ЛАВРИН . – В 730 году византийский император Лев Исавр III издал указ о запрещении всякого образа. Первой была уничтожена чудотворная икона Христа над вратами императорского дворца. Чиновник, который разбил ее, был убит народом. И с этот момента начались кровавые гонения на почитателей святых образов.

Об этом даже тяжело читать. Людям разбивали головы, положив их на иконы. Преподобному Лазарю-иконописцу сожгли кисти рук. Он кое-как добрался до своего храма, тут же взял кисть в эти обожженные остатки рук и начал писать образ Иоанна Предтечи.

Это был новый мученический период. Гонения продолжались около ста лет. Всех почитателей икон приводили в светский суд, поэтому было так много казней, увечий, крови.

Сын Льва Исавра созвал лже-собор , на который не пригласил ни одного православного епископа. Там закрепили отрицание икон.

Церковь тогда еще не разделилась. И в западной части Византийской империи – Италии происходил расцвет иконографии и иконопочитания . Туда э мигрировало множество прекрасных мастеров-монахов. Горячие итальянцы даже подняли восстание: они требовали послать войска в Константинополь и посадить на трон другого императора. Слава Богу , Папе Римскому удалось успокоить свою паству.

Только после смерти еще одного императора его вдова царица Ирина собрала VII Вселенский собор.

-А еще говорят, что христианские женщины – в жалком положении и несвободны!

-На этом Соборе присутствовали и сторонники, и противники икон. Они могли свободно высказывать свою точку зрения. Православные ответили буквально на каждый аргумент иконоборцев .

-И что же?

- Всерьез возразить было нечего. Но что характерно (!): Собор предложил тем, кто согласен с православной позицией, вернуться в Церковь – в том же сане. Никаких гонений не было. Церковь не мстила, а благословляла гонящих, проклинающих – и приняла с распростертыми объятиями вчерашних убийц. Воистину торжество Православия! Для иконоборцев Церковь была врагом, а они для нее – нет.

-Какие возражения против икон были у иконоборцев?

-На первый взгляд, весьма аргументированные . Даже не сразу найдешь, что ответить. Они говорили, что образ должен быть тождествен первообразу. Поэтому единственная икона, которая может быть в Церкви, – это Святые Дары, Причастие.

Но одно дело – изображение, совсем другое – тот, кого изображают. Никогда и никто не причащал ся в образ Тела и Крови Христовых. Всегда причащались С амому Телу и Самой Крови Спасителя. Перед Причастием священник читает молитву и прямо указывает на Чашу: «…сие есть самое (т.е. само) пречистое Тело Т вое, и сия самая (сама) есть честная Кровь Твоя».

-Это не икона.

-Это С ам Христос, Его исцеленное человечество, исполненное Божеством.

Иконоборцы спрашивали: что изображено на иконах? Человечество Христа? Но это ересь, несторианство : получается, что Богородица родила просто Человека, в К оторого потом вселился Дух Святой. Если же на иконах Божественность описывается и ограничивается человечностью – это абсурд. Если же на ней оба естества Христа не различаются – это снова ересь, монофизитство.

Но православные говорили: икона и Первообраз – не тождественны. На ней изображена Личность, Которая обладает всей полнотой природы – и божественной, и человеческой.

Мы все, например, обладаем одинаков ой природ ой . Но даже не обращаем на это внимания.

-А на что обращаем?

-На то, что каждый – неповторимая личность. Личность вбирает в себя все человечество, всю природу: и тело, и душу со всеми достоинствами, талантами, которые нам даровал Господь.

Исповедание икон давало нашей вере основу. Икона – ручательство Боговоплощения . Бог воплотился, стал как человек во всем, кроме греха, и поднял человечество на самую высокую ступень. Выше чинов ангельских.

Господь вознесся на Небо с человеческой плот ью , сел “ одесную Отц а ” . И вместе с Ним человечество получило возможность вознесения. Потому-то, обращаясь к Богу, мы читаем молитву: «Отче наш, иже еси на небесех !..» Называем Бога Отцом так же, как называет Его Иисус Христос. Только Он Сын Божий – по природе, а мы – по благодати.

Это основа нашей веры: свет Христов может просвещать человечество: и душу, и тело . И мы почитаем Богородицу , святых, иконы потому , что они излучают этот свет – неизреченную любовь Божию . Этим светом может исполниться каждый человек, обращающийся к Христу.

Мы почитаем икону, воздаем честь, но не покланяемся ей. Поклонение же – только Богу, Богородице, святым, ангелам, изображенным на иконе.

 

Первые иконы Христа были нерукотворными. Он С ам оставил Свое изображение на полотенце (убрусе). Первые образы Богородицы написаны евангелистом Лукой. Владычица благословила их и сказала, что с ними всегда будет благодать Ее Сына.

 

Беседу вела Наталья ГОЛДОВСКАЯ

 

1 июля – праздник Боголюбской иконы Божией Матери

6 июля – Владимирской иконы Богородицы

9 июля – Тихвинской иконы

11 июля – иконы « Троеручица »


В избранное