Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ОГОНЬ ВИДЯТ ВСЕ. И ЧТО ЖЕ?


История

ОГОНЬ ВИДЯТ ВСЕ. И ЧТО ЖЕ?

“В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении, во храме Гроба Господня… ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот огонь епископу и, наконец, всему народу”,— писал в IX веке латинский монах Бернард. Речь шла о патриархе Феодосии (863—879 гг.). В 1095 г. римский папа Урбан II на Клермонском соборе, когда принималось решение о крестовом походе, говорил о схождении благодатного огня на Гроб Господень. Крестоносцы взяли Иерусалим в 1099 году. Пасхальную службу в часовне Святой Гробницы храма Воскресения Христова с древних времен совершала Греко-Иерусалимская Православная Церковь, латиняне не стали менять этот порядок.

В 1104 году накануне Пасхи в Святую Землю прибыл русский игумен Даниил с паломниками. Отцу Даниилу дозволили поставить незажженную лампаду (кадило) в Святой Гробнице рядом с кадилом греческим. Католические кадила находились вверху над гробовым ложем. Храм запечатали. Началась служба. Даниил стоял на возвышении и смотрел на запечатанные двери через смотровую прорезь. “Тогда внезапно и засиял Святой Свет в Святом Гробе,— писал он.— Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится…”

После службы в приватной беседе с экономом и ключарем Храма Гроба Господня игумен Даниил узнал, что “внизу стоящие на Гробе Господнем три лампады (от православных) загорелись”. А у католических “лампад свет… был иным, не таким, какой у тех трех лампад, необычно и чудесно светящихся”.

То есть лампады неправославных горели особо. Даниил понял, что они загорелись позже. Православные клирики обсуждали эту тему тайно между собой, дабы не обострять отношения с католиками.

С 1516 года Иерусалим под властью турок. Купец Трифон Коробейников, участник посольства от Иоанна Грозного, находился в храме Воскресения Христова на Пасху 1582 года. Погасили огни, двери Храма опечатали. Пришел православный патриарх, и двери Святой Гробницы отворили. Тогда “узреши людие вси благодать Божию, сшедшую с небеси на гроб Господень во огненне образе, огню, ходящу по Гробу Господню, по дце (доске) мраморной всякими цветы, что молния с небеси, а кадилом, всем стоящим верху Гроба Господня без огня... латиняне и все еретицы и их игумены и попы взимают огонь на Гробе Господни от Христианского кадила. А патриарх (православный) им из своих рук свещи и огня не дает, и от них удаляется, и совету с ними не творит”.

По-видимому, верхние кадила — католические, но они больше не возгораются. Разделение церквей зашло слишком далеко.

В конце XVI века Западный мир перешел на григорианский календарь. Но схождение небесного огня на Гроб Господень продолжалось на Православную Пасху по старому календарному стилю. Турки ожесточили проверку. Выставили многочисленную охрану и наблюдателей. Обыскивали патриарха перед его входом в Святую Гробницу.

Все равно огонь сходил — ко всеобщей радости православных. По словам очевидцев, ликование захватывало даже турецких администраторов, и “они скрывают слезы умиления, чтобы сохранить жизнь”.

Инославные в немалом смущении. В начале XVII в. армянская монофизитская община перекупила у турок право совершать пасхальное богослужение в Храме Гроба Господня. Вскоре прошел слух, что схождение огня прекратилось. Турки усилили наблюдение. В пасхальную ночь армяне молились внутри храма. Православные стояли вне. Небесный огонь в храме не появлялся.

Православный патриарх находился у одной из внешних колонн. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, из нее вышел огонь, от которого у патриарха зажглись свечи. В этот момент турецкий офицер по имени Анвар спрыгнул на площадь перед храмом с балкона соседнего здания. Он воскликнул:

— Едина есть истинная вера православная христианская! Я — христианин!

От прыжка Анвар не повредился, мраморные плиты, как восковые, подались под его ногами. Эти следы долго сохранялись, хотя турки пытались их соскоблить.

Агаряне тут же обезглавили Анвара, его тело сожгли. Греки собрали кости казненного, положили в раку и поставили в монастыре Великой Панагии, “где и доднесь источают благоухание”. После этого случая никто не дерзал перехватить право на получение благодатного огня.

В XIX веке католики прямо осуждали греков “за святой огонь”. Говорили, что это не мистическое явление, а “обряд”, то есть дело рук человеческих. Однако многократные проверки чуда не выявили ни одного эпизода, где можно было бы заподозрить применение технических средств. В средние века для получения огня потребовались бы кремень, кресало, трут или горшок с тлеющими углями. Гробница в храме Гроба Господня просматривается по меньшей мере с трех точек — имеются специальные смотровые оконца. При таких условиях нельзя скрыть факт искусственного получения огня, особенно в присутствии заинтересованных наблюдателей.

Уже в наши дни израильские полицейские не допустили на Пасху ко храму Гроба Господня православных арабов, которые перед богослужением устраивали пляски. Служба шла, а огонь не сходил. В конце концов арабов пропустили, и тут огонь сошел. Еврейские полицейские смущенно переглядывались. Арабы же решили, что без их скакания огонь сойти не может. Но это, как говорится, их особое мнение.

Тысячи турок видели небесный огонь в руках православного патриарха, но только Анвар обратился в христианство, открыто исповедал Православие.

Настоятель московского католического костела на вопрос о схождении огня у Гроба Господня на Православную Пасху по “старому стилю” ответил, что чудо, происходящее в день, не предусмотренный ватиканским богослужебным циклом, неубедительно.

Спаситель говорил ученикам в одной притче: “Если и из мертвых кто воскреснет, не поверят”. Так и случилось, когда Господь воскресил Лазаря. Одни — пошли за Ним. Другие — доносить на Него. То же происходит с чудесами и теперь. Для сердца любящего они — укрепления. Для души окамененной — повод к раздражению и ожесточению. Не на них строится вера.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук

 


В избранное