Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ПРИХОДИЛО ВОСКРЕСЕНЬЕ


Домашнее чтение

И ПРИХОДИЛО ВОСКРЕСЕНЬЕ

Накануне Пасхи происходили события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Примерно в 1932-1936 годах. Начинались они в страстную среду. Завершались – в субботу. Об этом пишет диакон Андрей Кураев в своей новой книге «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?».

Накануне смерти Михаил Афанасьевич настаивал на публикации романа. Уже утративший речь, он с трудом произнес два слова: «Пусть знают». Он писал свой последний роман – как предупреждение нам.

Ни одного положительного персонажа нет в «Мастере...» Книга отца Андрея поможет нам прочитать роман глазами православного человека – и увидеть: «Город, в котором из каждого окна выглядывает по атеисту, стал игрушкой в руках сатаны. Булгаков подчеркивает, что еще до приезда Воланда дух атеизма и кощунства пропитал Москву».

«Когда-то иерусалимская тола, занятая подготовкой к пасхе, не заметила Распятия Христова, - пишет отец Андрей. - В Москве другая толпа не заметила даже Пасхи, будучи занята поиском увеселений в варьете...»

«...московский роман развивается в кощунственной параллели с богослужебным календарем (вновь напомню: кощунствен не роман Булгакова. Кощунственна жизнь москвичей и действия сатанистов, изображенных в нем)».

«Шествие с гробом безголового Берлиоза оказывается атеистическим суррогатом пятничного хода с Плащаницей.

Бал сатаны идет в ночь с Пятницы на Субботу. Маргарита дважды купается в кровавом бассейне. В древней Церкви именно в ночь на Великую Субботу оглашенные принимали крещение в баптистериях – в образ смерти и воскресения Спасителя...

Но до Пасхи дело не доходит: Воланд не может остаться в Москве Пасхальной.: «-Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора». И из Пасхи же убегают Мастер с Маргаритой. Эта московская православная Пасха нигде в романе не упоминается. Но события ведут к ней. И Воланду отчего-то не хочется продлевать свое пребывание в Москве...

Когда-то евреи убегали из Египта. Они были странниками, они были гонимы. У них не было своей земли, на которой они могли бы построить свой Храм, Храм в честь своего Бога, а не в честь имперских божков. Раз Храм нельзя построить на земле, в пространстве – его надо строить в четвертом измерении. Во времени. Суббота – вот храм, который всегда с евреем. Где бы он ни был, но суббота приходит всегда и вместе с ней возможность вспомнить о Боге, сотворившем мир за шесть дней...

Вот и белая, православная Русь оказалась на положении безземельного странника в Советском Союзе. Ее земные храмы взрывались и закрывались. Но независимо от решений правящей атеистической партии каждый год приходила весна. И вне всяких пятилетних планов наступало весеннее полнолуние. И была среда. И был четверг. И была пятница... И приходило Воскресенье.

Официальные календари не замечали Пасхи. Но и в той Москве были же люди, которые хранили бумажные иконки и венчальные свечи. В их вере и в их памяти незримый Храм оставался – Храм, построенный во времени, Храм литургического церковного календаря. И даже их тайной, домашней пасхальной молитвы оказалось достаточно для воссоздания Храма Христа Спасителя.

Диакон Андрей Кураев


В избранное