Семейная православная газета Женщина - помощница мужчины
Откровения Женщина - помощница мужчины
Когда Олеся Николаева училась в первом классе, папа взял ее с собой в командировку в Ленинград. Там они ходили в Русский музей и Эрмитаж, в Исаакиевский собор и Казанский - тогда музей атеизма. Видели иконы, картины по библейским сюжетам. - А папа объяснял их содержание,- вспоминает Олеся Александровна.- Он был совершенно замечательным рассказчиком, человеком очень глубоким. Мне открылся новый мир. Как только я услышала о Христе, сразу в Него уверовала. Выросла известная писательница Олеся
Николаева в полудиссидентской журналистско-писательской среде. Ее родители дружили с Булатом Окуджавой, Семеном Кирсановым, Давидом Самойловым, Василием Аксеновым, молодым тогда Андреем Битовым. Родители - неверующие. Дочь - верующая, хоть и некрещеная. Писала стихи. Бунтовала против своей среды и ее устоев. Поступила после школы в Литературный институт. - Я вышла замуж рано, на втором курсе,- рассказывает Олеся Александровна.- В конце 70-х годов. Он был немного постарше, учился на отделении критики
и литературоведения. И жизнь поначалу была ужасно трудная, потому что мы еще не состоялись как творческие личности, надо было найти свой собственный творческий почерк. Его не печатали, он никогда не был комсомольцем. - Верил в Бога? - В общеинтеллигентском, общегуманном смысле: Бог есть, но пока проблема в том, какой. Евангелие мы читали. Но раз человек не ходит в церковь, то мы можем говорить, что он верующий лишь умозрительно. У них родились дочь Александра (она теперь учится в гуманитарном
университете) и сын Николай (окончил Литературный институт и готовится рукополагаться в диакона). После этого Олеся наконец крестилась. Молодая семья воцерковилась. Бедствовали они тогда очень. - Мы полагали, что должны всего сами добиться и что ответственны за наш выбор. Но часто чувствовали свою совершенную немощь, не могли победить эти ужасные обстоятельства. Нам не на что было уповать - только на милость Божию. И Бог нам помогал - и тайно, и явно. До сих пор вспоминаю блаженное ощущение Его помощи. - В чем она проявлялась? - Все в жизни как-то устраивалось! - Обеда не было? - Появлялся! На лето поехать некуда - и вдруг приходит приглашение переводить грузинского поэта. Мы уезжаем на два месяца на берег Черного моря. Совершенно не было денег, но Господь восполнял это другим образом. И когда деньги появились, то прежние потоки перекрылись: давайте теперь сами своими деньгами распоряжайтесь! И мы делаем это гораздо хуже, чем тогда, когда происходили эти благоизлияния помимо них. Родилась
в семье и третья дочь. Она учится в лицее духовной культуры. Двадцать лет жили в большой родственной коммуналке - квартире отца Олеси: их семья (три ребенка), семья брата (три ребенка). Люди творческие. Всем надо работать. Где? Олеся по ночам располагалась в кухне. - И хотя теперь у меня есть свой кабинет, в нем стоит компьютер, но я все равно ночью перемещаюсь на свою крошечную кухню и пишу стихи. Конечно, от руки. Семь лет назад супруга Олеси Александровны рукоположили сначала в диакона, потом
в священника. И она стала матушкой. Старалась помочь отцу Владимиру войти в эту новую жизнь. Даже возила на службы - сама за рулем. - Когда Господь сотворил Еву, то у него был замысел создать Адаму помощницу,- говорит Олеся Александровна.- Конечно, эта роль может быть очень большой. Я даже слышала от монахов суждение, что священника в какой-то степени определяет его матушка. - В каком смысле? - уточняю. - Это вообще проблема брака. Мужчину, такого, каким он становится, во многом “делает” его жена.
Если она его будет постоянно шпынять, жучить, требовать каких-то мелких материальных выгод, давить, то ничего существенного из него, возможно, и не получится. Тут идея в том, чтобы помочь человеку осуществить замысел Божий о себе. Тогда дело становится благородным. И жена - соработница Христа. Женщине иногда начинает казаться, что она не глупее, не менее образованна, чем муж. Он существует в таком почете, а она - в таком загоне, роль у нее незаметная, работа черновая. Некому ее оценить. Кажется, что жизнь
гибнет втуне. Начинает срабатывать механизм компенсации. А ведь от женщины многое зависит. Например, какой у нее дом, какая в нем атмосфера. Я знаю дома, где действительно сердце веселится, отдыхает. Что такое семья? Это образ Царства Божия. И весть о нем должна присутствовать в семейной атмосфере. - А как у вас? - У нас все очень любят друг друга: брат - сестер, сестры - брата, родители - детей… По месту службы супруга Олеся Александровна старается появляться реже. Причины она формулирует
так: - У меня было два духовника, оба монахи. И мне никакая матушка рядом с духовником не нужна. Я чувствую, что мое место должно быть более чем скромным. Тут можно скорее навредить, чем помочь. Есть такие случаи, когда жены священников, особенно в маленьких городках, деревнях, поют на клиросе, продают свечки, литературу. То есть являются церковными работниками. А у меня другое служение. У Олеси Николаевой вышло семь книг. Вот-вот появится восьмая. Огромное количество публикаций в журналах и газетах.
Больше всего - стихов, но есть рассказы,роман, эссе, серьезные культурологические исследования. - Я принадлежу к среде творческой интеллигенции,- рассказывает писательница,- выросла в ней. И вижу: интеллигенты часто не принимают Церковь, потому что там - догматы и каноны, которые якобы стесняют свободу. Но у них самих - совершенно догматическое сознание. Оно заблокировано положениями, которые приняты так, как принимается только Символ веры. Например, считается, что Церковные каноны и догматы противоречат
идее творчества. Мне хотелось рассмотреть этот вопрос, потому что, может быть, когда-то я сама так думала. Наш Бог называется Творцом, изрядным Художником. Он создал человека свободным, создал для творчества. Свобода наша настолько велика, что мы можем сказать Богу “нет” - и Он не будет нам мстить. Это уже противоречит интеллигентским установкам. Мало того, любое окостенение в вере чревато фарисейством. Оно Господом осуждено. Значит, Бог требует от нас постоянной творческой работы, направленной к обновлению
собственной веры, чтобы она была живой. И Бог наш живой. Мы поклоняемся не моральной доктрине, не идолу, а именно живому Богу. А у интеллигенции это не так. Она считает, что Бог - это система морально-нравственных предписаний. Результатом размышлений на эту тему стала книга “Современная культура и Православие”. А вслед за ней естественно было перейти к еще одному исследованию - “Православие и свобода”. “…православному человеку нечего бояться творчества,- читаю у Олеси Николаевой.- Мы видим, как иссякает
талант в современной богоборческой культуре, как старательно и тщетно его пытаются имитировать, какими жалкими выглядят эти потуги, затеи, придумки”. Уже 12 лет Олеся Александровна ведет семинар по литературному мастерству у поэтов - в родном Литературном институте. Ее сегодняшние студенты уже одолели четыре курса. - Они повзрослели и, мне кажется, поняли главное. Отношение к таланту должно быть, как к малому ребенку. Его надо постоянно подкармливать - жизнью правильно поставленной души, кроткой, гибкой,
послушной. Души, которая внимает не только земле, но и велениям неба. А неверующие родители Олеси Николаевой тоже воцерковились. Папа ее был крещен в детстве. В конце жизни он исповедался, соборовался, причастился. Мама лет в сорок пять тяжело разболелась и уже умирала. Крестилась - и ожила. Уже много лет ходит в церковь. Наталия ГОЛДОВСКАЯ