Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Равноапостольная Ольга


Святые
Равноапостольная Ольга


Увлекся охотой молодой князь. А тут - река. Конь бьет копытом. Седок горячится. А переправы - нет. Видит - лодка плывет.
- Сюда! - повелительно крикнул Игорь.
И челн причалил к берегу. Князь и не смотрит на гребца.
- Быстрей! - командует.
Вдруг - ба! Да перед ним девица. Красавица. Глаза ясные. Сила недюжинная. Вот те раз!
И вырвались у него слова грязные, унизительные. А девица голову вскинула - так ответила, что покраснел князь от стыда за свою наглость. Прощения попросил. А потом, как водится, заслал сватов к красавице.
Так гласит предание. А в “Повести временных лет” преподобный Нестор Летописец отметил кратко: “В год 6911 (903). Игорь вырос… и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу”.
42 года прожили они в браке. Как строились тогда отношения в семье? Какова была роль Ольги в управлении государством? Ответа нет. Ее имя время от времени всплывает в летописях. Она посылает послов. Она рожает наследника престола - Святослава.
А князь - строит державу. Воюет с соседями. Усмиряет собственных подданных. Особенно много конфликтов с древлянами. Это одно из самых диких племен. “…Жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды”,- говорит преподобный Нестор.
Впрочем, Игорь и Ольга были почти такими же. Язычниками.
945 год. Игорь опять идет на древлян. Собирает большую дань - и отсылает дружину в Киев. А сам с малым войском решает вернуться в город Искоростень, “желая еще большего богатства”. Из жадности. И древляне убивают князя. “Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом…”
Она в возрасте зрелости. Привыкла и умеет властвовать, защищать интересы государства и семьи. Узнав об убийстве князя, вероятно, приходит в ярость. Древляне понимают: пощады им не будет. И решаются на хитрость. Посылают в Киев знатных мужей:
- Дорогая княгиня, мужа твоего мы убили. Его теперь не вернешь. А ты иди замуж за нашего князя.
Но Игорь был для нее любимым, единственным. Разве можно его сравнить с древлянским повелителем? Они убили ее князя? Значит, сами не сносят голов. Ольга начинает тотальное, изощренное истребление своих “обидчиков”, не щадя ни малого, ни старого - чтобы и следа их на земле не осталось.
- Мужа моего вы убили, его теперь не вернешь,- отвечает она послам.- Пойду замуж за вашего князя. А вам окажу великую честь. Завтра придут мои люди звать вас в терем. А вы им скажите: “Не желаем идти пешком, не желаем ехать на конях. Несите нас в ладье”. И принесут.
Ночью слуги Ольги вырыли глубокую яму. Утром понесли послов в ладье через весь Киев. Те сидят, подбоченясь, принимают “великую честь”. И вдруг летят вместе с ладьей на дно братской могилы. Кричат, просят пощады. А сверху их засыпают землей - заживо, безжалостно.
И тут же княгиня посылает людей к древлянам:
- Иду за вашего князя! Выберите лучших из лучших - и приходите в Киев сопровождать меня.
Древляне выбирают. Как желанных гостей встречают их в столице. Топят баню - чтоб помылись с дороги. И всех в ней сжигают.
А Ольга с войском уже направляется к древлянской земле. Впереди нее спешат послы:
- Княгиня близко! Велит возле могилы Игоря приготовить тризну - хочет оплакать мужа.
- А где наши люди? - уточняют древляне.
- За нею идут, чуть погодя!
Пришла она к могиле. Оплакала Игоря. Велела воинам насыпать великий холм. И для древлян, которые тоже пришли к могиле, устроила застолье. Напоили их, накормили. И пять тысяч пьяных изрубили мечами.
Казалось бы, хватит. Но ее не остановить. Через год с великим войском пришла Ольга в древлянскую землю. Святослав был с нею. От матери учился искусству войны.
“И когда сошлись оба войска для схватки,- пишет летописец,- Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: “Князь уже начал; последуем, дружина, за князем”. И победили древлян”.
Заперлись в городе жители Искоростеня. Все лето стояла Ольга под его стенами. Наконец послала своих людей к древлянам:
- До чего хотите досидеться? Все ваши города сдались мне, обещали платить дань и уже возделывают нивы. Собираетесь умереть от голода? Почему не хотите платить дани?
- Мы бы рады. Но ты мстишь за мужа!
- Ничего подобного! Я даже большой дани не потребую. Соберите мне от каждого двора по три голубя и по три воробья - и сразу уйду.
Древляне обрадовались. Тут же выполнили требование. А Ольга приказала воинам к ножкам воробьев и голубей привязать ниткой труты в небольших платочках. Когда стемнело, птиц выпустили. Они тут же полетели к гнездам: в голубятни, под стрехи. От трутов загорелись платочки. Словно огненный дождь пролился на город. Начался пожар. Побежали жители. Их тут же хватали воины Ольги: убивали, забирали в плен. А кого-то и оставили - дань платить. Государство должно быть сильным. Она это понимала
Всю землю свою разделила княгиня на погосты. С них собирала дань. Упорядочила и строго вела державные дела. Постепенно вводила в них подрастающего сына.
Святослав вырос твердым, сильным, удачливым. Любил военные походы. Усмирял соседей и недругов. Весь в отца и мать. А Ольга занялась наконец женскими делами - растила внуков.
Когда человек достигает всего, что ставил себе целью жизни, он часто приходит в недоумение: а где же главное? То, ради чего стоило трудиться, изнемогать, напрягать силы, убивать врагов. Ведь должен быть смысл. Высший. Вечный. Истинный Бог.
Как пришла она ко Христу, известно ей и Ему. Но через десять лет после гибели Игоря Ольга поехала в Царьград. “И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”,- читаем в летописи. Высокая оценка!
Шел 946 год. Ольге было уже за шестьдесят. Крестил ее патриарх Константинопольский. Имя ей выбрал Елена - в честь равноапостольной царицы. И это - знак Божий, его благоволение. А восприемником был цесарь.
С чем сравнить Святое Крещение? Словно жил в темноте - и вдруг взошло солнце. Засияла красота мира. Зазвучала радость в сердце. Стало видно, куда идешь и к кому.
Вернулась Ольга - Елена в Киев. Болело ее материнское сердце: сын был язычник, каким она его и растила. Неверующий, некрещеный. Говорила со Святославом, убеждала, объясняла. Не слышал сын:
- Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться.
Но Ольга понимала,что это - отговорка. Сильный, молодой, он не слышал глубин своей души. Услышит ли? И мать молилась. Надеялась. Верила.
Прошло еще шестнадцать лет. В 969 году разболелась княгиня Ольга. Святослав построил новый город на Дунае - Переяславец, почти всегда жил там.
- Не любо мне здесь,- говорил матери. И опять собирался уехать из Киева.
- Когда не станет меня, отправляйся, куда захочешь,- ответила княгиня.
Она умерла через три дня. Завещала похоронить ее по христианскому обычаю. И Святослав, глубоко чтивший мать, исполнил ее волю. Летописец Нестор извещает нас: “…плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди…”
Почему мы называем Ольгу равноапостольной? Потому что она сеяла семена христианства на Русской земле. Они взошли очень скоро, через 19 лет. Ее младший внук Владимир привел Русь к Крещению. Когда он выбирал веру, бояре говорили:
- Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
24 июля - память святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во Святом Крещении Елены
28 июля - память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

 



В избранное