- Однажды ко мне пришел русский эмигрант,- рассказывает митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных сношений.- В детстве его вывезли за границу. Он достиг больших высот, стал ученым, очень состоятельным человеком. Ему уже много лет. А был крещен в Москве православным.
Я его спросил:
- Вы когда-нибудь исповедовались, причащались?
- Никогда.
- Слушайте, такой возраст уже
Он говорит:
- Мне это трудно будет.
- Я постараюсь вам помочь.
И начался разговор. Спрашиваю его:
- Есть у вас на сердце что-то, что вас отягощает?
- Нет!
- Ну что-нибудь вы чувствуете, что сделали плохого в жизни?
- Нет! Я никаких грехов не совершал.
Решили пройтись по биографии. Оказывается, человек трижды женат. Одну жену довел до смерти. Дети от него отвернулись, считая его блудником и виновником их несчастья. И так далее. И он не понимает, что виноват перед своей семьей, перед покойной женой.
А когда коснулись карьеры! Сколько же там оказалось подлости, которую приходилось предпринимать, чтобы эту карьеру сделать!
Почему же этот образованный человек, прекрасный ученый не видел всего этого? Да потому, что жил в обществе, где отсутствует понятие греха.
- Отчасти такое происходит и у нас. Но понятия
- Когда-то Кант, отвергнув все богословские доказательства бытия Божия, сказал: есть только одно доказательство - нравственное. Я с Кантом совершенно согласен. Остальные доказательства тоже работают с точки зрения законов логики, но им могут быть противопоставлены другие логические схемы. А нравственность является главным доказательством существования Бога и сверхчувственного мира.
Марксистская идеология объясняла все, была тотальной. И не могла ответить на единственный вопрос - о происхождении нравственного начала в человеке. С марксистской точки зрения, совесть - это продукт социального, общественного развития. Тогда получается, что у американца она должна быть не такой, как у гражданина Советского Союза. Но, оказывается, у всех народов одни и те же нравственные глубинные принципы: не убей, не укради, не прелюбы сотвори - и так далее.
Как это получается? Марксизм объяснить не мог.
- Значит, нравственность и безбожие -
-
Если нравственность уходит из общества, оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами. Люди начинают друг друга уничтожать. И никакие законы не помогают, не работают. С другой стороны, если нравственность присутствует, то
- И многие люди в России так живут.
- Мы говорим сейчас:
Существуют попытки поддерживать нравственность средствами светского и религиозного гуманизма. Это присутствовало в советском обществе, присутствует сейчас на Западе. Но вот в чем беда.
Современная светская мораль, распространяющаяся в западном обществе, основывается на принципах либерализма. А принцип либерализма гласит:
… Ну, давайте сейчас?“хорошо” и “плохо” еще существуют.
Хотя и размываются.“две вещи несовместные”.Вера и религиозный образ жизни являются условием выживания цивилизации. Безрелигиозное общество обречено - при всей развитости экономики, социальных и политических институтов. Люди способны жить вместе только на основании нравственного закона.“язычники естеством законное творят”, как говорил апостол Павел.“У нас в обществе криминалитет, потому что не развита правовая система”. А на Афоне она что - более развитая? Мы говорим: “Надо деньги вложить из бюджета, чтобы повысить эффективность правовой и правоохранительной системы!” Можно весь бюджет туда запихнуть, а общество останется волчьей стаей. Невозможно добиться совместной жизни людей без поддержания нравственной составляющей.“Моя свобода ограничивается только свободой другого человека. Я не могу вести себя так, чтобы нарушались его права. А если его свобода не нарушается, то все, что я совершаю, законно и правильно. Это мое личное дело”.
На этом нравственном постулате основывается вся законодательная деятельность современного западного общества. И мы бездумно перенимаем это, открываем ум и сердце западным идеям, которые один раз уже погубили Россию. И забываем о своей тысячелетней православной традиции.
- Чем опасен либеральный подход к морали?
- Тем, что в этих идеях отсутствует понятие греха. Его не существует. Есть только нарушение правил, законов. Их нарушать нельзя. Будем соблюдать правила уличного движения - и все аккуратно ездят по правилам. А в личной, семейной, общественной жизни ты можешь поступать без всяких ссылок на то, является твой поступок грехом или нет.
Иногда люди у нас с ужасом восклицают:
Говорят:
“В Голландии официально разрешены гомосексуальные браки! Какой кошмар!” А с точки зрения этой морали - никакого кошмара. Ведь этими браками они не нарушают вашей свободы? Нет. Вот и молчите, не возмущайтесь.“Ну почему же идет растление людей? Порнография? Эти ужасные фильмы по телевизору?” А в ответ: “Не включайте этот канал! Мы же вас не заставляем смотреть. Что хотим - то и делаем! Наши действия вашей свободы не ограничивают”.
Что происходит? Общество привыкает жить в атмосфере, где отсутствует понятие греха. А ведь через грех пришла смерть. Смерть и грех - синонимы. Грех - это зло. Оно динамично и никогда не остается в заранее отведенных ему рамках. Всегда стремится к экспансии. Это логика зла. Оно живет по таким законам.
Бог - жизнь. Дьявол - смерть. Добро - от Бога. Зло - от дьявола. Зло не успокаивается, пока не приносит небытие. И, значит, мир, живущий по законам греха, не имеет будущего.
А если нет греха, зачем каяться? Зачем нужна Церковь? И храмы на Западе пустеют - католические и особенно протестантские.
Некоторые историософы утверждают: одной из причин распада Римской империи было состояние нравов. Я им верю. И глубоко убежден: отсутствие нравственности погубило эту величайшую империю всех времен и народов. То, что создали римляне, было цивилизационным прорывом. И все рухнуло, потому что прогнил человек.
- Мы примерно в таком же тупике?
- У нас еще есть шанс переломить состояние нравов. Потому что мы живем на основании нашей тысячелетней традиции. Даже неверующие люди, даже вчерашние коммунисты генетической памятью, нутром своим впитывают эту традицию, откликаются на нее положительно.
Но если нас захлестнут либеральные идеи, если они возьмут верх в национальном сознании, то и мы ничего сделать не сможем. Хочешь жить - будь верующим человеком. Вера сохраняет нравственность. Светский гуманизм, в котором потеряно понятие греха, не способен поддерживать нравственное начало в людях.
Я не хочу, конечно, делать резких заявлений. Бывают случи, когда человек рационально удерживает себя в нравственных рамках. Но если говорить о массовом явлении, об обществе, то без понятия греха и наказания за грех все дозволено.
Мы хотим жить. С будущим связываем свои надежды. И важно, чтобы люди поняли: эти надежды могут быть реализованы в жизнеспособном обществе.