Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПРОКУРАТОР ИУДЕИ


 

Взгляд

ПРОКУРАТОР ИУДЕИ

 

«Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате…». Так в Символе веры Церковь на веки вечные зафиксировала историческое лицо – одного из римских чиновников, прокуратора Иудеи. В то время это была должность вроде губернаторской.

В правление и при непосредственном участии Понтия Пилата произошел поворотный момент в истории человечества и всего мироздания.

 

Отношение к Пилату даже внутри самой Церкви неоднозначно. Точных сведений о его жизни нет, зато существуют самые разнообразные легенды, противоречащие друг другу.

Первый историк Церкви Евсевий Кесарийскоий (конец III – начало IV вв.) сообщает, что после Распятия Христа на прокуратора был сделан донос в Рим. Последующая жизнь Пилата сложилась трагически. Он был сослан во Вьен (город в 20 километрах от современного Лиона во Франции) в Галлии, где различные несчастья вынудили его покончить с собой. Есть легендарный апокриф, где говорится о том, что даже стихии не принимали Пилатово тело. После самоубийства его бросили в Тибр, но это вызвало столь сильное возмущение речных вод, что тело было извлечено, перевезено в место ссылки и брошено в реку Рону. Там произошло то же, что и на Тибре. Наконец, Пилата приняло некое бездонное озеро в Альпах.

В то же время в самом Вьене местные жители до сих пор показывают сооружение, напоминающее обелиск, – могилу Пилата. А в Коптской и Эфиопской церквах (официально это монофизиты) утверждается: он стал христианином и причислен к лику святых со своей супругой Клавдией Прокулой.

В Символе веры относительно Пилата нет ни положительной, ни отрицательной оценки. В нем просто утверждается факт: распятие Господне произошло во время правления в Иудее такого римского наместника. Это было очень важно отметить. И до, и после Иисуса Христа приходили и продолжают приходить лжемессии. Включив в Символ имя Понтия Пилата, святые отцы Первого Вселенского Собора подчеркнули историчность личности Христа, Который в определенное время и в определенном месте явился в мир и жил среди людей.

Имя Понтия Пилата в Символе веры навсегда спаяно с исключительным событием – Распятием Господа Иисуса Христа. И все это, вместе с отсутствием каких-либо подробностей, заставляло самых разных людей: богословов, проповедников, историков, писателей и многих других, – во все времена снова и снова обращаться к личности римского прокуратора.

Попробуем и мы поближе посмотреть на образ этого человека через призму известных евангельских событий и очень скудных, но значимых исторических сведений, которыми мы все-таки располагаем. Так кто же он? Злодей – богоубийца? Или сам – жертва? Что он являет собой в Евангелии? Что может нам открыть его участие в суде над Богочеловеком?

Обратимся к священным текстам.

В Евангелиях рассказывается о суде над Христом, приводятся краткие диалоги Пилата с Иосифом Аримафейским – о снятии с Креста «тела Иисуса» и иудейскими первосвященниками – по поводу надписи на Кресте и стражи у гроба. Кроме этого о деятельности Пилата вскользь упоминает евангелист Лука: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (13.1). Это свидетельство – характерно. Пилат правил Иудеей 10 лет (26-36 гг.). И правление его было жестоким, как писали Иосиф Флавий и Филон.

Формально уважая религиозные воззрения иудеев, Рим, однако, неоднократно пытался внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Глава преторианской гвардии Сеян (прокуратор был его ставленником) хотел во что бы то ни стало утвердить культ императора в Иерусалиме. В результате Понтий Пилат довел евреев чуть ли не до исступления, исполняя инструкции своего патрона.

Известен случай, когда он тайно распорядился внести в иудейскую столицу римские знамена с изображением императора. В духовном же центре Израиля – Иерусалиме – строжайше соблюдался древний запрет на изображения людей и животных, несмотря на римскую оккупацию.

А еще прокуратор построил акведук (водопровод) в столице. Деньги на него он взял в Иерусалимском храме. Это, естественно, вызвало протест народа и повлекло такое количество жертв из числа местного населения, что удивило даже самого прокуратора.

Итак, правление римского наместника было жёстким, не терпящим возражений. Характер взаимоотношений с подвластным народом – недоверчивым, с множеством взаимных претензий. Все это во время суда над Христом чрезвычайно актуализируется и окажет, вероятно, немалое влияние на окончательный приговор.

Но на суде Пилат скорее вызывает сочувствие. Он выступает единственным человеком, который, кажется, пытается быть справедливым.

Синедрион после своего решения: «Повинен смерти», –предает Иисуса Пилату (Мк. 15.1). Евангелист Матфей говорит, что Пилат знал: первосвященники «предали Его из зависти» (27.18). Сначала правитель хотел вернуть Иисуса иудеям со словами: «Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его» (Ин. 18.31). Но иудеи обвиняли Христа в том, что Он присваивает себе царское достоинство, а это по римским законам уже каралось смертью. Поэтому первый вопрос правителя к Христу был: «Ты ли Царь Иудейский?». Но, услышав ответ: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18.36), – Пилат тут же вышел и свидетельствовал, что никакой вины не находит в Иисусе.

Еще одна деталь положительно характеризует Пилата – это просьба его жены, которая «послала сказать ему: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27.19). Мы знаем, как относились к женщинам в языческом мире. И уже то, что жена посылает человека передать свою просьбу мужу, говорит о том, что она была уверена: он ее выслушает. А ведь просьба относилась, ни много, ни мало, к исполнению прокураторских обязанностей!

Когда иудеи обвиняли Иисуса, Он не отвечал. Тогда Пилат спросил Его: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?». Но Иисус не отвечал ему ни на одно слово, и евангелист Матфей говорит: «правитель весьма дивился» (27.13-14). Он впервые встретил человека, который не пытался себя оправдать.

Пилат предпринял несколько решительных попыток освободить Господа. Так как на праздник Пасхи был обычай отпускать одного узника, Пилат ставит рядом с Христом настоящего преступника – мятежника, разбойника, убийцу Варавву. И спрашивает у народа, кого они хотят отпустить. Выбор, по его расчетам, должен пасть на Праведника. Но первосвященники возбудили народ просить Варавву.

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его» (Ин. 19.1). Дело в том, что по римскому законодательству два раза за одну вину не наказывали. Именно поэтому после бичевания Пилат выходит и говорит: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (19.4). Другими словами, если какая и была, то теперь Он наказан и чист. Но первосвященники и служители закричали: «Распни!».

В это время из уст правителя прозвучали знаменательные слова, исполненные пророческого духа:

-Се Человек!

Ибо воистину Человек – именно Иисус Христос. Святитель Григорий Богослов писал: «Если хочешь увидеть, каков человек, посмотри на Иисуса Христа, сидящего одесную Бога Отца».

Наконец, услышав обвинения иудеев в том, что: «Он… сделал Себя Сыном Божиим», Пилат «убоялся». Он снова вошел в преторию, «сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и имею власть отпустить Тебя?» (Ин. 19.9-10).

Прокураторская власть в его правление действительно отличалась масштабностью. По его приказу порой могли казнить целые толпы людей. Но на сей раз Пилат оказался совершенно беспомощным. И хотя он, как свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов, с этого момента искал отпустить Христа, однако становился все беспомощней. Последнее, что сделал прокуратор, – попытался воздействовать на совесть людей. «И сказал Пилат иудеям: се Царь ваш!». После очередного требования распять Христа, он обратился к иудеям с вопросом: «Царя ли вашего распну?» Смысл вопроса тот же: одумайтесь!

И только после ответа первосвященников: «нет у нас царя, кроме кесаря», Пилат свидетельствует: «не повинен я в крови Праведника Сего, смотрите вы».

Иудеи кричали Пилату: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю!» (Ин. 19.12). Правитель прекрасно понимал: они могут использовать этот случай для жалобы Тиберию, обвинить Пилата в освобождении государственного преступника. И к этому присовокупить еще многое и многое, за что иудеи ненавидели прокуратора. Вот где на него мог лечь тяжким грузом страх об ответственности за прошлые расправы и демарши в этой провинции! И, подчиняясь давлению толпы, Пилат посылает Христа на распятие.

Поведение Пилата дает нам важный урок. Оно четко показывает границы человеческой справедливости. Казалось бы, римский наместник, обладающий широчайшими полномочиями, существенно подкрепленными римскими войсками, предстает на суде единственным человеком, который знает правду и хочет справедливости. Чтобы освободить Христа, даже взывает к совести народа. И, только уверившись в бесплодности всех своих попыток, опускает, «умывает» руки.

И в этом – трагедия. Человеческая справедливость не будет идти до конца, отстаивая правду. Она может свидетельствовать о ней, даже прилагать усилия к ее осуществлению, но... не в ущерб себе. Есть та четкая граница, где человеческая справедливость останавливается под давлением обстоятельств, поступается правдой и отходит в сторону, оправдывая себя тем, что сделано все возможное.

Другими словами, она не бывает верна до конца и поэтому как бы чревата предательством. Хотя, повторю, именно по-человечески Понтий Пилат на суде единственный, кто вызывает сочувствие. Однако, такие порядочность и справедливость никогда никого не спасают.

У Анатоля Франса и Варлама Шаламова есть рассказы с одинаковым названием – «Прокуратор Иудеи». У Франса Понтий Пилат встречается со своим старым другом. Они беседуют, вспоминая подробности из жизни римской провинции с ничего, в общем-то, не значащими деталями. В самом конце рассказа приятель задает Пилату вопрос: «Помнишь ли ты Иисуса Назарянина, молодого галилейского Чудотворца, Которого распяли на Кресте?» Пилат задумывается и отвечает: «Нет, не помню».

В литературе можно встретить такой комментарий к этой концовке: что для римского чиновника суд над «каким-то иудеем»? Вынес приговор – и тут же забыл.

Но у Варлама Шаламова взгляд, мне кажется, глубже. Он пишет о фронтовом враче-хирурге Кубанцеве, приехавшем на Колыму ради выслуги лет. И вот в его отделение поступили пациенты с парохода «Ким», на котором произошел бунт заключенных. Чтобы их усмирить, в трюм залили воду – в сорокаградусный мороз. При виде таких чудовищных обморожений врач-фронтовик растерялся. Руководство врачебной работой взял на себя хирург из заключенных Браудэ. Он оказался на Колыме только из-за своей немецкой фамилии. Браудэ «командовал, резал, ругался… жил, забывая себя».

Кубанцев заставил себя забыть это происшествие. Через семнадцать лет он помнил все детали службы, а события с пароходом «Ким» вспомнить не мог. Автор добавляет: «У Анатоля Франса есть рассказ «Прокуратор Иудеи». Там Пилат через семнадцать лет не может вспомнить Христа».

Есть вещи, события, поступки с которыми невозможно жить, если человек сумел себя оправдать и душа не освободилась покаянием...

 

Священник Александр ЛАВРИН

 

 


В избранное