Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ХОТИТЕ РАДОСТИ?


рис. Володи ЛАВРИНАДомашнее чтение

ХОТИТЕ РАДОСТИ?

 

«Еще одна Пасха. И всегда мысль – а вдруг последняя? Еще раз – белая тишина Великой субботы, прорыв пасхальной ночи, солнечная пустота воскресного дня... Писать обо всем этом нельзя и не нужно. Только острое чувство: все это, действительно и только, по милости Божией, это разрушение смерти в нас. Ибо, конечно, смысл Пасхи, а значит, и Церкви – в разрушении смерти. Продолжающееся сошествие во ад – Жизни. И дар нетленной жизни. Поэтому все настойчивые «воскресни», «восстани, Господи» – это не «инсценировка» прошлого, не «символизм», а мольба о том, чтобы все это совершилось и совершалось в нас и с нами, в Церкви, в мире.

«Смерти царство разрушаеши...». Пасха – это передавание нам содержания веры как силы, как радости, как реальности, как Царства. Только от нас зависит «воистину воскресе» – от нашей веры, от степени нашего самоотождествления с царством смерти, в которое снизошла Жизнь, чтобы его разрушить».

Мысли эти записаны протоиереем Александром Шмеманом 11 апреля 1977 года, в Светлый понедельник. Несколько лет он вел дневник. Оценивал события, жизнь, состояние Церкви. Размышлял о людях, их поступках, желаниях. Чтобы разобраться, понять. В эти моменты он оставался наедине с собой. И прямо говорил то, чего не скажешь в лекциях или книгах.

«Дневники» отца Александра изданы в «Русском пути» – с множеством фотографий, красиво. Вступительная статья написана сыном священника – и это тоже подчеркивает доверительный, искренний тон книги.

Великое счастье для нас – вот такая личная встреча с удивительным человеком. Возможность побыть с ним рядом, разделить его чувства, взгляды. Иногда отец Александр унывает. Часто – огорчается. Нежно любит семью – и передает нам тепло своего дома.

Смотрит «телевизию», когда до предела устает. И так же, как мы, сердится на себя за зря потраченное время. Просматривает газеты, чтобы знать, чем живет мир. Его оценки – нам в помощь. Удивляется тому, как велико призвание Православия – и как мало места занимает оно в жизни людей.

«Иногда мне думается, – пишет священник, – что каждый человек призван сказать или сделать что-то одно, даже и маленькое – но подлинное и то, что только он призван сказать или сделать. Но жизнь так устроена, что его вмешивают во все, и тогда он теряет себя и свое и не исполняет своего призвания. Он все время должен делать вид, что он действительно все понимает, все может и обо всем имеет что сказать. И все становится поддельным, фальшивым, показным».

Правда, интересно? А вот эти мысли отца Александра – особенно важны сейчас:

«Начало ложной религии – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем, радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божиего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к радости – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости – они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви... И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе...» Страх греха не спасет от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость – основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

Где, как, когда извратилась, замутилась эта «тональность» христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане «глохнуть» к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?

И вот идут и идут за советом (сегодня с 7.30 утра, а сейчас 10: исповедь, разговор, разговор, разговор – итого четыре человека с проблемами, не считая просьб о встречах на будущее). И какая-то слабость или ложный стыд мешают сказать каждому: «Никаких советов у меня нет. Есть только слабая, колеблющаяся, но для меня несомненная радость. Хотите?» Не хотят. Хотят разговоров о «проблемах» и болтовни о том, как их «разрешать». Нет, не было большей победы диавола в мире, чем эта «психологизация религии». Доказательство: все, что угодно, есть в психологии, одно в ней абсолютно невозможно, немыслимо и недопустимо: радость».

Последнюю Пасху он встретил в 1982 году. Написал всего два коротких предложения. Но к ним нечего добавить:

«Чудная Пасха. Лучезарная весна».

 

 

 


В избранное