Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

 

(Начало в №№ 10.2004 г.-3.2006 г.)

 

Мы говорили в прошлый раз о третьей заповеди блаженства: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». И пришли к выводу: люди откроют нам душу, примут в друзья, если мы не станем крушить их хрупкий мир, а будем внимательны, бережны, осторожны.

В этом есть исполнение еще одной начальной заповеди Христа о том, как развиваются наши отношения: «Кто не верен в малом, тот не верен и в большом». Давайте поразмышляем об этом.

Грубая жадность требует многого, всего сразу. Не научившись помнить, ценить малое, мы никогда не придем к великому.

Чуткость к дуновению ветра, к одному мгновению взаимности позволит выстроить жизнь подлинно и крепко. Не на песке, а на камне.

Не важно, какое дело мы делаем, а важно – как. Господь много раз говорил об этой полноте (ее можно назвать еще святостью, чистотой, подлинностью). Он часто разделял внешнее и внутреннее в поведении людей, но в первозданной природе человека они были едины. И такими должны стать у нас. Если не совпадают, это указывает на болезнь, лукавство, искривленность.

Мы помним: покаянным словом можно достичь целостности, полноты. Бог нам ее подает. Неполнота, как и любая ограниченность, преодолевается с помощью Его милости.

Господь утверждал: в Нем нет никакой тьмы, нет ничего несовершенного, не блаженного, не любовного.

Многообразные стороны жизни человека Он называл различными талантами. Это способности жить, видеть, думать, чувствовать, любить, каяться, веровать, терпеть. Высшие таланты – благодарность, прославление Бога. Отсюда и название «Православие» – правильно приносить славу Богу, людям, жизни. Верно отвечать им, ничего не утаивая, все замечая, без лжи. И правильно относиться ко всем этим дарам.

Талант исторически означает денежную меру. А в устах Христа – это мера наших жизненных способностей, возможностей. Он дает их нам – и по справедливости их надо бы вернуть. Удивительно, но по-доброму несправедливый, любящий Бог рассчитывает на большее. У нас есть возможность быть творцами и умножить то, что в нас вложено.

Это подтверждают иные притчи, например, о зерне, которое бросается в землю – и приносит плод. Дар Бога обладает внутренней силой, может расти. Это семя способно превратиться в дерево – и птицы небесные будут укрываться в его ветвях.

Мы бываем злы, сердиты, неправедны. Об этом Господь свидетельствует: не может человек служить Богу и маммоне; если царствие разделится само в себе, оно не устоит. Так и человек: если разделится на добро и зло, то будет думать, какому господину служить. Даже малое зло приводит к конфликтам, вражде. Это очевидно и засвидетельствовано жизнью каждого из нас.

В Евангелии Бог почти не обличает откровенное зло, не говорит про воровство, бандитизм – с ними и так все ясно. Он обращается к самомнению человека, который считает себя хорошим. Оказывается, если это хорошее – не до конца, не в полноте, то уже не является добром.

Тут, может быть, один из самых трудных моментов для нашего понимания. Получается: я стараюсь, тружусь, оберегаю то, что мне дано, а оно уходит. Жизнь так устроена: все в ней испытывается, изнашивается, тля тлит, тати (воры) подкапывают. И если мы не умножаем, то все исчезает. Если не заботимся – пропадает. Если не растим – остается бесплодным, засыхает.

Выходит, надо не просто трудиться, а отдавать все силы, которые у тебя есть. Потому-то от вдовицы с благодарностью принимаются две лепты – все, что она имела. А от тех, кто принес значительно больше, но не все, принимается иначе.

Человек может быть умнее, образованнее других, но пусть он по совести посмотрит на свою жизнь: мог ли учиться, трудиться лучше, ответственнее, не размениваясь? Все ли силы положил на алтарь того поприща, которое избрал, или попутно искал выгоды, иных рубежей? Чаще всего бывает последнее.

В своих земных, житейских делах мы обнаруживаем много несовершенного. Тем более – в делах, относящихся к вере, где хотелось бы быть искренними, честными. Нам кажется, что наши малые ошибки, несовершенства, простительны. Но если мы не можем принести Богу малого, то большого никогда не принесем. Вот пример. Иногда считают, что дружбу разрушает великое предательство. Ничего подобного. Когда отношения между людьми действительно глубоки, взаимно радостны и трепетны, то малое невнимание, пренебрежение будет оскорбительнее и тяжелее, чем большое. И в великой любви, если вдруг обнаружится секундное неприятие, неуважение, это будет свидетельствовать об обманчивости всего чувства.

Создалось мнение, будто есть грехи большие и малые. Некоторые даже себя этим успокаивают: у меня грехи мелкие. Но ты посмотри на то, что имеешь. Если оно с изъяном, то уже не может быть благом. Это относится ко всем сторонам жизни.

Мне еще раз хочется напомнить: Господь предлагает нам заповеди, которые Сам уже выполнил. Да малейшей йоты, которая может показаться не важной. Значит, и мы должны к себе так же относиться. Во всем видеть эту йоту.

Всюду - поприще для нашей заботы. И при этом

у нас есть неотъемлемая надежда, основание для радости. Ты-то, Господи, воскрес – и с Тобою воскреснет все, что в Тебе. Та наша часть, которая в Тебе, – наверняка воскреснет.

 

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в № 5)

 


В избранное