Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Духовный взгляд на женскую проблему


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью
Духовный взгляд на женскую проблему
Семья - это малая церковь. А места в ней, говорят, распределяются так: отец - священник, мать - диакон, дети - вероятно, прихожане.
- Тут можно применять разные образы,- считает священник Александр Лаврин.- Но дети - все-таки прихожане особенные. Есть еще и сродники.
- Это захожане!
- Священник, диакон... Правомерно, наверное, так говорить в силу того, что диакон - помощник священника, и жена была сотворена как помощник человеку.
- На эту тему и поговорим сегодня - о жене, матери и материнстве. Не будем стараться объять необъятное, но все же...
- У мужчины и женщины - разная организация. Мужчина более рассудочен, женщина - чувствительна. Ум мужчины старается выхватить некую сущность дела и стремится к обобщению событий. Результат этих обобщений он кладет в основу своих жизненных действий.
Как бы в противоположность мужской организации женщина гораздо больше обращает внимание на детали, индивидуальность человека, на мелочи, мимо которых мужчина пройдет - не заметит.
- Есть даже расхожее мнение: супруг замечает, что жене плохо, когда она уже льет горючие слезы. И только тогда спрашивает: “Ты чего?”
- Да, это так. Понятно, что женщина ждет, чтобы нюансы были замечены. И то, что она сама их видит, говорит о чуткости души. Это как раз и есть диаконское служение, которое входит в мелочи.
В воспитании ребенка деталями занимается мама: во что он одет, как сделал уроки. Мужчина намечает генеральную линию. Но из поля зрения отца не должно уходить состояние жены и детей - в целом, внутреннее. Это самое главное.
Другое дело, что женскую чуткость, в основе которой лежит природная любовь, можно превратить в мелочность. И она станет основой для гордости, тщеславия, каприза. Тогда жизнь женщины превратится в муку. И для окружающих тоже - как следствие.
- Но это - негатив. А позитив?
- Мы знаем благочестивые, как бы идеальные примеры святых жен, когда они в буквальном смысле исполнили слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: “...Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею” (7, 13-14).
Мать святителя Григория Богослова святая Нонна обратила ко Христу своего супруга.
- Святая Наталия - тоже.
- И мать блаженного Августина. А есть свидетельство самого святителя Григория Богослова. Он говорил, что его мать так мастерски вела домашнее хозяйство, как будто вообще не занималась духовным деланием. И в то же время была так благочестива, словно ее совершенно не интересовало домашнее хозяйство. Значит, она сумела сочетать то и другое, потому что исполняла все как дело Христово. Не делила жизнь на внешнюю и внутреннюю, мирскую и духовную.
А мы - часто делим. Тогда то и другое становится невыносимо. В нашем мире ничего не существует само по себе, в отрыве от отношений с Богом и друг другом. И если разделения, происходит, то это всегда вызывает чрезмерное напряжение и никогда не дает утешения.
Насколько тяжела порой в устах мам, хозяек домашняя работа! Насколько часты конфликты в семьях, когда начинается уборка! Получается, что человек живет только полированными поверхностями. Тогда жизнь сплошное страдание. До какой там чуткости, когда в душе - одна претензия!
Муж и жена всю жизнь учатся.
- Как в школе?
- Нет. Там ученик повторяет то, что делает учитель. А научение друг от друга в семье иное. Можно знать человека очень подробно: Его поступки, даже душевное устроение. Но пока не любишь, его не знаешь.
- Поясните свою мысль.
- Из Евангелия мы узнаем о Христе - сначала умом и совестью. И перед этим, конечно, уже можем преклониться. Но Христа узнаем только тогда, когда начинаем к Нему обращаться, стремимся его любить. И тогда любовь Христова нас касается - насколько можем вместить.
- То есть мы уже узнаем Его лично?
- Да, не о Нем, а Его. Тогда и Евангелие читаем иначе: не о Нем, а общаясь с Ним. Как молитву.
Вот и муж с женой учатся, узнавая друг друга не просто по поступкам, делам, а именно по отношению друг к другу. Чем больше растет любовь, тем больше познается мужем - жена и женою - муж. Здесь происходит их сочетание.
Муж и жена - это уже полная семья. Но все-таки у апостола Павла есть слова: жена “спасается через чадородие” (Первое послание Тимофею, 2, 15).
Их важно понять не количественно. В семье может быть и один ребенок, и десять. Главное, чтобы отец и мать смотрели на них как на плод своих отношений.
Иногда у психологинь (или психологес?) встречается утверждение: когда рождается ребенок, маме приходится много времени ему отдавать - и муж начинает ревновать жену к собственному чаду. Если муж и жена - партнеры, если человек ищет севоего и живет мелочностью, то так оно, возможно, и есть.
- И ежели мне недодали, то я взыщу.
- В “Илиаде” и скандинавском эпосе такому явлению есть очень четкое определение: “муж женоподобный”. То есть потерявший мужество, мужское достоинство.
Если муж любит жену, то он самого себя любит, утверждает апостол Павел. Это именно так. Своей любовью он узнает ее любовь. И тогда понятно, что для него она - то же самое, что и он сам. И если жена всю себя, чутко отдает уходу за ребенком, то муж только радуется: это же их плод!
В нашем мире все создано по одному принципу. В землю бросается семечко, она его принимает, питает внутри себя - и появляется росток. Так и здесь: муж дает жене свое семя. Она, как земля, несет семя девять месяцев и рождает плод. Но для земли нужны солнце, дождь, все это питает ее. Так и в семье: нет любви мужа - и “земля” становится сухой, трескается, ничего не может родить.
Чувствительность женщины обязательно должна изливаться на кого-то. Ведь для чуткости, вхождения в мелочи, заботы должен быть предмет. Убери его - и богатство, которое имеет женская душа, изливать не на кого. Она увядает.
Любовь к малышу (настоящая, бескорыстная, не потребительская, когда он - моя игрушка) питается от любви к мужу. Если есть любовь к нему, то и к чаду она избыточествовать будет.
- А если нет?
- То любовь станет эгоистичной. Во все мелочи будет входить мама, замучает себя, ребенка, а потом и не отпустит его. Как же? Она на него всю жизнь положила, а он теперь уходит к какой-то девчонке?
- Пусть теперь маму утешит?
- Да. Что значит материнская любовь? В Евангелии есть пример жены-хананеянки, язычницы, которая обращалась ко Христу. Ее дочь люто страждет, ее надо исцелить.
Христос прекрасно видел внутреннее состояние женщины. И хотел показать ученикам, какова высота материнской любви, как она может смириться. Поэтому Господь говорит хананеянке жесткие слова: “Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам”. А она смиренно отвечает: “Так, Господи. Но и псы под столом едят крохи у детей” (Евангелие от Марка, 7, 24-30).
- И Он исцеляет Ее дочь.
- Матери не важно, что о ней подумают в это время. Ей важно, что будет с дочерью. А Ему женщина доверяет всецело. Она - никто между ними,только проситель. Ни унижение, ни гордость, ни восхваление ничего не значат для нее.
Подобное отношение к ребенку мы видим у отца. Вспомним Иаира. Его дочь тяжело больна. Но когда он пришел домой с Христом, она уже умерла. И все смеялись - не только над Господом, но и над Иаиром, а он был знатный человек. Но ему это тоже не важно. У него - точно такая же любовь к ребенку как у хананеянки.
- И Господь девочку воскресил.
- Любовь материнская и отцовская к чаду - одинаковая. Да, внутреннее устроение души у нас разное. А любовь -нет. Материнство и отцовство здесь - совершенно вместе. И именно потому, что вместе,- такое. И Любовь - такая.
- Но почему жена спасается чадородием?
- Для того чтобы воспитать ребенка верующим, добрым,порядочным, воспитать человеком, необходимо необыкновенное терпение и постоянная работа. Понятно, что воспитать я могу только такого, каков сам. Тут имеются в виду муж и жена вместе - единое сердце и единая душа.
Часто говорят: это идеал, чтобы муж жил женою, а жена - мужем. В абсолютном смысле - да. Но стремление к этому все равно существует. Если у нас есть любовные отношения, то взаимопроникновение будет чувствоваться, отпечатываться в любом действии в семье, в любом слове. Оно будет неполным. Но характер отношений именно таков.
И не думайте, что сначала нужно в идеале построить сердечные отношения, а потом уже рожать и воспитывать детей. Нет, живую любовь дети обязательно заметят. Они не будут анализировать.
- А просто ею жить?
- Конечно. Будут спешить домой, радоваться, когда приходит мама или папа.
- Стараться не пойти в школу?
- Да! Остаться с родителями - хорошо-то как! Отношения между мамой и папой теплые - и им тепло. Не просто все вместе живут - и у них хорошие отношения. Не нужны такие отношения детям! Им надо в маме видеть папу, а в папе - маму. Чтобы родители были едины. И всю жизнь эти отношения будут расти.
Весь быт семьи, все мелочи взваливает на себя мама. Если это - самоцель, то станет ярмом для нее. Но если начать этим служить близким, тогда в отдаче себя появится радость.
В Священном Писании мы все время встречаем: одна из первых добродетелей - терпение. Любовь - это возможность отдавать. И когда человек терпит, он тоже себя отдает, живет прямо противоположно тому, к чему стремится его душа.
- А к чему?
- К самоуслаждению и покою. Мне здесь все больно, я страдаю, но ради кого-то - терплю, себя отдаю, забываю.
- Одним словом - люблю?
- Да. В основе любви лежат воля и терпение. Почему семья называется малой церковью? Потому что в ней, как нигде, мы учимся жить евангельской жизнью. Научился отец любить жену и своих детей - и он научится любить всех остальных. Для этого нужна постоянная помощь Христова, постоянное восполнение нашей эгоистичной, ограниченной любви. Научилась мать служить мужу, детям - и она научится уважать всех и всем служить. И Христу. Научились дети доверять своим родителям - и они научатся верить и доверять людям и Богу.
Мы люди гордые. Любовь наша эгоистическая. От нашей гордости в нее привносится и равнодушие, и откровенная грубость, и конфликты. Иногда семьи верующие потерпеть друг друга не хотят. И это - вопреки их вере.
- Они живут не по-христиански?
- Разумеется. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил о таких страшные, обличающие слова: если люди не живут по Евангелию и даже не пытаются это делать, то лучше бы им быть некрещеными и не ходить в церковь. Их ждут адские муки.
И неверующая семья может быть крепкой, остаться верной в любви, проявлять взаимопомощь, хотеть жить по правде. Другое дело, что у нее возможностей значительно меньше, какие-то вещи преодолеть не удается, потому что тут человек ограничен собой.
Зато люди верующие, которые венчались с желанием благодатных отношений между собой, проникновенной любви, с желанием видеть друг друга Христовым взором, могут выйти за пределы своей ограниченности, гордости, тщеславия, властолюбия и своеволия.
- Вы сказали об идеальных женах. А о матерях?
- Конечно, самый высокий пример материнства - Богородица. Одна из первых Ее икон - Владимирская (Милующая). На руках Она держит Младенца Христа, Который необыкновенно доверчиво к Ней прильнул. И мы видим не только Матерь Божию, но и одну из ипостасей Бога - Сына, потому что Он воплотился. И это - Сам Бог целиком, Лица Его неразделимы.
По этому движению Младенца мы понимаем отношения Бога к Матери, к человеку. Такое же движение - у Матери к Сыну, Которым Она жила прежде, чем Его родила. Потому и родила, что только Им жила.
Она - безневестная Мать, но у Сына есть Отец. Это не значит, что Владычица - жена Бога, нет. Она - Его Невеста. Мы же говорим, что наши души - невесты Христовы, правда? И уж тем более это подходит к Божией Матери.
Сын имеет Отца и Мать: Отца Небесного и Мать земную.
- Потому Он и Богочеловек.
- И мы видим: воля Отца - то же самое, что и воля Сына. И наоборот. “Я и Отец - одно”,- говорит Господь. Но и воля Матери - абсолютно такая же, как и воля Сына. Все слова Божии Она складывала в сердце Своем и ими жила. Слушала - и исполняла. Ее сердце было настолько широко Божией любовью, что Она стала Матерью не только Церкви, но и всех живущих на земле.
Родился человек в мир - и Владычица путеводит его ко Христу. И никогда не отказывается ни от одной души, хотя люди бывают неверными и отказываются от Нее. Вот каково материнство.
Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное