Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Откровения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Откровения
c
Никита Сергеевич Михалков - прежде всего богато одаренный человек и замечательный режиссер. Остальные его заслуги прилагаются к этому: народный артист России, председатель Союза кинематографистов РФ, руководитель Российского фонда культуры.
- Никита Сергеевич, вы достигли в жизни многого. Помогли вам родители?
- Бесплатно мне достались только они. За все остальное я всю жизнь платил. Я имею в виду не деньги. Достигал всего трудом, своей энергией. Я старался ничего не оставлять незаконченным. Этому нас учила мама. Я никогда не видел, чтобы мама ничего не делала. И я никогда не видел ее непричесанной. Она всегда выходила из своей комнаты, как будто в доме были чужие люди. В конечном счете все это прививало нам, детям, и терпение, и усидчивость, и трудолюбие. Это внутренне нас дисциплинировало.
- И потом еще… Мама никогда не была членом партии. У нее был духовник. Она ходила в храм. Это было скромно, без фетиша. И воспитание детей - духовное, религиозное - не афишировалось, но оно было. И я за это матери чрезвычайно благодарен. Так что энергия моя - от воспитания.
- Никита Сергеевич, в чем, на ваш взгляд, суть необходимой для России национальной идеи? Не идентичны ли понятия “патриотизм” и “национализм”?
- Я считаю себя патриотом. Патриотизм - это, когда я люблю свое и приглашаю других: “Давайте вместе со мной любить это”. С национализмом это не имеет ничего общего. Но есть огромное количество людей, которые чужое поражение считают своей победой. Эти живут по принципу: не жалко, что у меня корова сдохла, а жалко, что у соседа жива.
И я не принимаю кликушества: “Мы - русские!”. Оно за собой ничего не несет, кроме раздражения и сектантства. Что ты все рассказываешь, какой ты русский? Делай дело. А вот суета бесовская стягивает нас в эту жижу выяснения отношений. Строй дом, воспитывай детей, помогай возводить храм…
- Но этот проклятый терроризм…
- Я бесконечно сожалею о том, что произошло в США, а раньше - у нас. Это трагедия. Все это за гранью здравого смысла. Но обратите внимание: никто до сих пор не задал вслух вопрос: “А кто эти люди, которые за какую-то чудовищную идею спокойно, с наслаждением отдают свою жизнь?”. А к “счастливой” матери убийцы приходят соседи и говорят, что она воспитала настоящего сына. Бороться с этими людьми бомбами? Да это все равно, что сказать вегетарианцу: “Смотри, если будешь так себя вести, мы тебе мяса не дадим”. А ему и не надо! Разве бомбы что-нибудь остановят?
У меня нет готовых рецептов, как тут быть. Но я думаю вот о чем: когда этот черный, страшный дух, который уносит жизни людей, которому наплевать на них, когда этот злой дух так силен, с ним бороться только мышцами нельзя. Нужно поднимать светлый дух мощной силы, сильной веры. Иначе это: “Ах - так? А мы вам - так!” - мгновенно превращается в ошибку, в некий интеллектуальный “Макдональдс” во всех отношениях. В этой ситуации двух животворящий может быть полезен. И мне думается, что в этом смысле мы можем сыграть огромную роль как общество, как страна. Конечно, если не втянемся в общую истерию.
- Легко ли вам быть Михалковым?
- Нет, трудно. Хотя особенно я над этим не задумывался. Мы что-то делали и продолжаем делать. И не оглядываемся назад. Сделав картину, я не садился на коробки с пленкой и не ждал, когда же придет слава. Через год смотрю картину и сам удивляюсь, как это нам удалось. Бог знает - как. Картина становится как бы отлетевшей. Это как в ракете: вот ты взлетел, вот уже ступень отделилась…
Может быть, поэтому Господь и дает нам силы делать что-то, а не сидеть, пожиная лавры. И скажу откровенно: по большому счету, процесс создания картины для меня намного интереснее, нежели результат. Он намного более терпкий, чем состояние, когда фильм уже сделан.
- Нужна ли нам цензура?
- Думаю, что нужна. Есть вещи, которые нужно в достаточно жесткой степени останавливать. Но при этом очень важно, кто цензор. Кто были цензорами в России? Гончаров, например. И что такое цензура, от чего закрываться? Бессмысленно было выгонять людей из церкви. Ужасно, бесчеловечно было взрывать храмы, расстреливать священников. Но бессмысленно было бы загонять людей в церкви.
Я разговаривал с двумя относительно молодыми генералами КГБ. До перестройки им было года во 42-43. Один из них мне рассказывал: “Кого я защищал? Брежнева? Нет, я служил Родине, ее защищал. Ходил ли я на партсобрания? Ходил. Был членом партии. Если бы я им не был, то генералом бы не стал. Но я делал свое дело - защищал Родину. Теперь у меня всего этого нет. Сейчас я спокойно могу прийти в церковь, но я чувствую себя там туристом. Мне стыдно механически повторять то, что делают другие. И я выхожу из храма. И мне деваться некуда. И никто мне не может объяснить, кто я такой, откуда я, что хорошо, а что плохо”.
Надо не заставлять. Надо подумать, задать себе вопрос: “Неужели до 1917 года люди были глупее, бездарнее нас, менее патриотичны, храбры и так далее? Неужели Дмитрий Донской, Александр Невский, Пушкин, Достоевский были заблудшими людьми, объединенными “опиумом для народа”, и бездарно прожили свою жизнь?”
И второй вопрос: “А есть ли что-нибудь, что совпадает с нашим генетическим прошлым, нашей генетической памятью?” Должен же быть какой-то внутренний стержень в стране. Какой? Кодекс строителя коммунизма? Это евангелие без Бога? Так не бывает. Так что же делать? Не мешать людям.
Вот я прихожу в храм и вижу детишек. Они не понимают, что происходит, возятся со свечками. Но в них уже на подсознательном уровне протекают слова и музыка Божественной литургии. То, что слышали и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Юрий Долгорукий. Через это дети как бы прикасаются к корневой системе.
Через 15 лет сегодняшнему трехлетнему несмышленышу будет 18. И через 15 лет у ребенка, который сейчас ходит в церковь с мамой или бабушкой, будет внутренний строй. Он будет человеком с внутренней духовной, нравственной структурой. И вспомните: Павлову или Менделееву вера не мешала заниматься большой наукой.
Детям не надо мешать. Для них это должно быть естественной частью их жизни. Моя Надя, когда ей было 7 лет, подходила ко мне и просила: “Папа, пойдем в церковь. Мы уже целую неделю там не были”.
Недавно я вернулся из Курска. Вы, наверное, знаете Коренную пустынь с чудотворной иконой под Курском? Потрясающее место. Намоленное, со святыми источниками. Я пошел на утреннюю Божественную литургию, исповедовался, причастился. И тогда подумал во о чем. Воскресенье… Именно в этом время в Воронеже, Костроме, Нижнем Новгороде, Саратове, Ульяновске, в других местах России звучат те же слова. Где-то светит солнце, где-то уже выпал снег, но мы объединены этими духовными куполами над страной. И мы связаны корневой системой с людьми, от которых произошли.
Поэтому, я думаю, что, когда мы говорим о духовном стержне, то главное - не мешать людям. Посмотрите, много ли государство помогает восстанавливать церкви? Да нет. Но потихоньку они восстанавливаются. Иногда еще дырка светится в куполе, а служба уже идет. Если нет икон, из журналов их вырезают, освящают - и пожалуйста. И происходит это потому, что движение это - как бы изнутри.
Я думаю, мы еще долго будем метаться между формулировками, как нам жить дальше, как накормить народ, научить. Нет стержня - и не возникает основной вопрос, который был в старой России: “Зачем живем?” Не ответив на него, мы не найдем ответа и на вопрос: как?
Зачем живем? В ответе есть широчайшее дыхание страны, которое необходимо. Без этого мы так и будем бродить в потемках. С нашей-то культурой, историей, литературой!
Мы упираемся все в то же: безбожие, беспамятство, абсолютное отсутствие исторического слуха, исторической памяти. Вот этом, на мой взгляд, сейчас восстанавливать и над.
Записала Мария ПОСОХОВА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное