Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета МАТЕРИНСТВО


Информационный Канал Subscribe.Ru

Икона

МАТЕРИНСТВО

     Переверните страницу – и вы увидите икону Богородицы «О Тебе радуется вся тварь». Всмотритесь в нее. В центре, окруженная славой, на престоле Богородица с Богомладенцем. Он двумя руками благословляет предстоящих. Сверху, справа и слева – Силы Небесные, образующие как бы своеобразный венок вокруг славы Господней. Ниже – святые жены, апостолы, пророки, святители, преподобные – праведники. Над ангелами – образ храма как образ Небесного Иерусалима, в котором собралась Церковь верных, славящих Царя твари и Его Пречистую Матерь.

     Престол находится на горе. Это – наивысшая точка иконы. Архитектурные строения за сонмом ангелов – не выше славы. Они являют только образ Небесного града, стоящего окрест, но в то же время – Дом. Дом Богородицы. Он «на камени», твердом основании. Гора, с отсветами благодатного света на поверхности, и символизирует собою незыблемость, постоянство, она «не подвижется вовек», крепость. Но воистину - «камень же есть Христос». Он – Святый Крепкий, Любовь. А «любовь крепка, как смерть».

     Поэтому Господь – и основа, и центр, и вершина образа. В то же время мы видим: Тот, Кто является на иконе самым главным, по размеру – самый маленький. Это эффект обратной перспективы. Не в формальном, а в смысловом   значении. В дольнем мире, чем человек сильнее, тем крупнее. В духовном (или внутреннем) – душа тем сильнее, чем больше исполнена любовью. А любовь неизбежно связана с самоумалением, ибо «всегда себя забывает».

Слава Бога и есть Его жертвенная любовь «до смерти, и смерти крестной». Впервые Он явил Свою славу ученикам на горе Преображения во время беседы с пророками Моисеем и Илией о Его Голгофской Жертве. «Ибо так надлежало Ему войти в славу Свою», - говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов.

     За пятиглавым храмом на иконе – дерева. Не сухие, «которые срубают и во огнь вметают», но с обильной кроной. Они выписаны очень символически, стилизованно, многие из них (вверху и слева) растут как бы из самого храма. Но Дом Богородицы – это не здание. В Священном Писании часто можно встретить слова о том, как некий человек со всем своим домом что-то сделал, например, крестился. «Со всем своим домом» - значит, с родными, близкими, слугами. Поэтому и деревья и храм мы можем принять за образ предстоящих – насельников Дома. «Древ плодоносящих» - людей, которые принесли достойный плод, «кто в тридесят, кто в шестьдесят, кто в сто» раз приумножили таланты, данные им Богом. А также ангелов, служащих Богу и «человекам».

     Именно ангелы и люди, а не образ горнего Иерусалима, являются собственно «Домом Богородицы». Она Царица Неба, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов и земли, Заступница усердная рода христианского.

     Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный Человек, пребывает среди нас благодаря Божией Матери, давшей Ему Свою плоть. Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Она ответила на любовь Божию, как никто на земле. Поэтому «вовек» предстательствует о нас – о добрых и злых, всем прощая».

      «А Она, - продолжил владыка, - имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили – и к Ней мы прибегаем. Потому что, если Она простит, то никто нас не осудит. Мы своими грехами и недостоинством участвуем в смерти Христовой. И с какой же верой мы должны бы приходить к Божией Матери, чтобы суметь сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости! И Она заступается за нас, и милует, и спасает…».

     Но Богородица – и Путеводительница. Христос на Тайной Вечере сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». К этому Пути  ведет именно Она. Каждого, кто вошел в мир и ступил на жизненный путь.

Две тысячи лет назад Иисус Христос говорил о том, что приведет к Себе и язычников – «овец из иного стада». Сегодня Его слова приобретают особый смысл, так как мир в целом обезбожен. «Иным стадом» теперь являются все неверующие, не обретшие Христа. И Матерь Божия предстательствует о «роде христианском», о том, чтобы этому роду был причастен всякий.

    У Нее материнская забота о Церкви. И это исполнение завета Ее Сына. На Кресте Он указал взглядом на апостола Иоанна Богослова и обратился к Богородице: «Се сын Твой». Тем самым Господь вручил Своей Матери Церковь – в лице апостола Иоанна. И Богородица хранит ее и приумножает. Не разделяет мир на своих и чужих. Для Нее, как и для Бога, дети – все. Церковь – Ее Дом – не замыкается и не ограничивается. Каждая душа может тронуться и плениться материнской любовью. Даже такая душа, которая совершенно чужда Евангелию, Христу. Потому что любовь Божией Матери так же постоянна, неизменна, и крепка, как любовь Ее Сына, желающая «всем спастися и в разум истины приити».

     На православных иконах Распятия Богородица и апостол Иоанн часто пишутся не скорбными, а погруженными в глубокое, безмолвное размышление, созерцание. Они стоят, ни словом, ни движением не протестуя против происходящего, потому что безгранично верят: совершается правда, раз Учитель, Сын и Господь так захотел. В этой безграничной вере - смысл предстательства Владычицы за мир.

     В Священном Писании мы читаем: «Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего единородного»... И Матерь Божия тоже свободно отпускает Своего Сына на жизнь и крестную смерть – ради спасения человечества. Богородица знает неизреченную тайну любви Святой Троицы, Она исполнена ею, в ней Сын и Мать – вечно неразделимы.

      Апостол Павел говорил о Христе: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (послание к Евреям, 18) . Симеон Богоприимец предрекает Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Евангелие от Луки. 2, 35). Там и тут Священное Писание говорит об одном – жертвенной любви Сына и Матери к людям, которая только и способна открыть и понять всю тайну человеческой природы: ее падения, борения и в то же время – достоинство и красоту.

Потому владыка Антоний и утверждает: если Богородица простит, то никто нас не осудит. На Кресте распинали Бога, «явившегося   во плоти», Ее Сына. Кто, как не Она, вправе предъявить людям больший счет?

      Владычица – главный судья. И если Она простила, милует и принимает кающихся, кто же может не принять? В этом Она совершенно согласна со Своим Сыном, сказавшим на Кресте: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Мать вслед за Сыном во всей полноте исполнила Его заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся».

Господь и Его Матерь сделали до конца понятным настоящий христианский смысл этой заповеди. Миротворец – не некая благодушная, незаинтересованная третья сторона, а тот, кто принял удар, простил и ходатайствует о злодее. Это ходатайство обладает предельной силой, ибо, если сама жертва простила, кто посмеет осудить?

     Перед лицом такой любви не раз склонялись и умягчались жесточайшие души в благодарной надежде и уповании, что нет такой злобы, преступления, которые могли бы поколебать и изменить любовь. Ибо она «все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит… никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 послание к Коринфянам. 13, 7-8). Отсюда, при совершенной неотмирности Богочеловека и Богородицы, – Их безусловная, совершенная близость людям.

     Внизу на иконе мы видим предстоящих святых – людей, которые не устояли пред такой Любовью, сделали решительный шаг к ней. Стали ее вместилищем. И делились этим благодатным сокровищем щедро и даром. Поэтому они предельно близки нам. Лица их просветлены, и руки воздеты в просительной (о скорбном мире – о нас) и в то же время радостной,  благодарной и славословной молитве. Они были не слушателями только, но исполнителями воли Божией.

     Это может нас научить многому. Христос говорит в Евангелии: кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь… Сейчас часто бывают случаи, когда в семьях кто-то уверовал и принял Бога, а кто-то к Нему непримирим или равнодушен. По этой причине наши родственники, друзья и близкие не должны стать для нас дальними. Наоборот. Мы своей жизнью можем открыть им, что составляет ее основу, сердцевину. В общении главное – не слова, а человек. И наша проповедь – близость к ним. Не по интересам и убеждениям, а по искренности, бескорыстию, теплоте, сердечности отношений.                                                                              

     Наша собственная любовь очень ограничена. Но мы и не пытаемся, поверив в Бога, изо всех сил показывать свои достоинства. Мы для того стали Божиими и припадаем к Богородице, чтобы обрести, открыть в себе новую жизнь как дар Божий, явить ее   теплоту и близость. Тогда и окружающие через любовь к нам смогут приобщиться к тому, что для нас – главное.

     Среди предстоящих на иконе можно узнать апостолов Петра и Павла, царя и пророка Давида, святителя Иоанна Златоуста и других. Но ни один образ святого не надписан. Более того, за первым рядом лики святых видны только частично, их в принципе невозможно узнать. А за ними вообще различимы только верхушки голов.

Это известный прием. Тем самым иконописец показывает, что святых множество, они неисчислимы, среди них может оказаться любой из нас. Ведь молящийся перед образом Богородицы сам со-предстоит святым в горнем мире. И если материнской заботой Владычицы Дом Ее покрыт милосердным Покровом, то материнской же любовью двери Ее Дома – открыты. Как открыт и прозрачен этот дивный образ, позволяющий нам осознать и обрести радость Ее присутствия в нашей жизни.  

Священник Александр ЛАВРИН


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное