Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд
ПРОЧТУТ. УВИДЯТ. ИЗМЕНЯТСЯ?


Современники не представляли Гоголя иначе как в образе гражданского лите-ратора-сатирика. Западники во главе с Белинским считали его своим, особенно после постановки "Ревизора" (1836 г.) за то, что Гоголь губернскую чиновни-чью мафию "в комедию вставил". Славянофилы тоже довольны. Царь Николай I читал комедию, смеялся и говорил:
-Всем попало, мне больше всех.
Лишь немногие обиделись и заподозрили писателя в политической неблагона-дежности.
Гоголь чаще общался со славянофилами. Его появление в литературных сало-нах ожидалось как встреча с интересным, веселым человеком, от рассказов которого можно "нахохотаться вдоволь". Но настроение писателя менялось, бренность мира сего его тяготила.
Постановки "Ревизора" стараниями режиссуры постепенно превращались в буффонаду. Гоголь смотреть на это не хотел, не принимал оваций. Он начал писать "Мертвые души" (сюжет поэмы подсказан Пушкиным). Там все о Рос-сии, но 2-ю часть Поэмы Гоголь будет писать за границей.
Друзья досадовали. Лишиться собеседника, с которым так приятно общаться в перерывах между карточной партией и ланчем? Что он будет делать далеко от российской действительности? Забеспокоились: писатель все более склоняется к религиозности, получил благословение совершить паломничество в Иеруса-лим ко Гробу Господню. Сам архиепископ Иннокентий Херсонский благословил его, а подобное напутствие давалось не всем.
Гоголь торопится поделиться радостью с известным славянофилом. Тот в не-удовольствии, хотя самокритично называет себя "может быть, плохим христиа-нином". Писатель простодушно объяснял: "Сын спешит на могилу отца, и никто не спрашивает его о причине..."
Биографы Гоголя особо отмечают: год 1943, Рим, Германия, Ницца. У Гоголя "решительный поворот к религии", читает ортодоксальную христианскую лите-ратуру, духовные наставления в письмах. Панаев убеждает его стать "гением-просветителем", а он, как сказали бы в наши времена, "ударился в мистику", обманул ожидания общественности.
Множатся слухи. Гоголь окружен монахами, склоняется к католицизму. Славя-нофил С.Т.Аксаков бьет тревогу: "религиозная восторженность убила великого художника и даже сделает его сумасшедшим".
Что же говорить о революционном демократе Белинском, который набросился на Гоголя по поводу его православного кредо - "Выбранных мест из переписки с друзьями"? Гоголь - за Бога, следовательно, он за царя, за попа и помещика. Ужас!
Писатель верит в Бога по-настоящему, едет поклониться Гробу Господню. По логике демократов, он - кнутобойца, а по логике умеренных либералов - рели-гиозно-помешанный. И это в российском обществе середины XIX века, спустя всего 10 лет после кончины Серафима Саровского.
Гоголю приписали кризис, духовный надлом. А это не так. Писатель с юных лет глубоко и искренне верил в Христа. У него живая вера, и кризис произошел не у Гоголя, а у его почитателей, которые не поняли простого факта: верующий пи-сатель с годами все менее становился беллетристом и все более - проповед-ником. Что в этом противоестественного?
Обратил ли кто внимание на небольшое произведение, опубликованное Гоголем в начале творческого пути в 1831 году? Это новелла "Жизнь". "Бедному сыну пустыни приснился сон". Античное Средиземноморье. Великие культуры Египет, Греция, Рим возвещают тайны бытия: жизнь призрачна или создана ради самой жизни, или же наслаждение заключено в гигантском желании, в огромных подви-гах. Открывается видение Палестины: "камениста земля, презрен народ... В деревянных яслях лежит Младенец; над Ним склонилась Непорочная Мать... высоко в небе стоит звезда и весь мир осияла чудным светом." И задумались, утихли, поникли очами великие цивилизации - сверхдержавы той эпохи. Так пи-сал Гоголь, когда ему было 22 года.
В дальнейшем он создаст затейливые рассказы, страшилки, повести - веселые, грустные. Образы мистические, подчас очень значительные, зарисовки быто-вые, пейзажные, карикатурный гротеск.
И вот "Ревизор". Кажется, здесь нет религиозной темы. Отнюдь. Последний монолог городничего - это заключительный акт трагедии. Многогрешный градо-начальник (но все же человек) не просто осмеян, обманут в надеждах. Он по-терял практически все, уничтожен: "Смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!.. Подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимает прежде разум".
Действующие лица на сцене молчат, а в публике шквал смеха: они-то, в зале, "хорошие", не дадут промаха. Они судьи. А со сцены то ли в зал, то ли в про-странство несутся слова:
-Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла, вместо лиц... Чему смеетесь? над собой смеетесь!
В самом деле не до смеха. Что творится в христианском мире, в православном обществе?!
Гоголь чувствует ужас человеческой трагикомедии. Первый том "Мертвых душ" для того написан, чтобы в продолжении поэмы (которое сохранилось только в отрывках) произошло духовное Воскресение чичиковых, может быть, даже плюшкиных. Но поймет ли читатель? Как воскреснуть духовно здесь, в этой жизни?
Легко (и одновременно трудно) написать на бумаге, будто люди прочтут, увидят себя изнутри, сорвут карикатурные маски. Гоголь понял, "как возвысить внут-реннее достоинство человека,.. только одно христианство в силах его произ-весть" ("Светлое Воскресение", 1847). И это за пределами возможности мир-ской литературы, сатирической, назидательной.
Чтобы воскресить душу надо войти в Церковь. Это Николай Васильевич писал в поздних произведениях. И сам поступил так, как советовал другим. В послед-ние годы жизни он старался не пропускать ни одной церковной службы. Конечно же, политизированный, терзаемый страстями мир счел такое поведение ненор-мальным.
После кончины Гоголя его оплакивали, прославляли, называли мучеником. Главный вывод не сделали: Гоголь призывал к церковности. Показал, что тво-рит с человеком бездуховность, а затем сказал прямо: "Молитесь". И это сму-тило даже тех, кто в XIX веке толковал о "самодержавии, Православии, народ-ности" (тезис славянофилов).
Сейчас, спустя десятилетия после всех потрясений и революций, наши храмы наполняются молящимися. Вновь раздаются голоса недовольных:
-В Бога ударились! Теперь модно.
Так повторяется история.
Спросили современного неофита:
-Ты образованный человек - и веришь так буквально?
Тот ответил:
-Больше идти некуда.
Говорил Апостол Христу: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы веч-ной жизни" (Евангелие от Иоанна, 6, 68).
По большому счету, будь мы хоть семи пядей во лбу, идти действительно больше некуда.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ,
кандидат медицинских наук


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное