Страдание святой великомученицы Марины (IV). Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (1628). Преподобный Леонид Устьнедумский (1654). Святогорская икона Божией Матери (1569). В 1865 г. отрядом генерала М.Г.Черняева был взят Ташкент. В 1904 г. началась героическая оборона крепости Порт - Артур.
В 1903 г. по настоянию Царя Николая Второго произошло прославление преп. Серафима Саровского 18 июля в Сарове, где Царь и Царица молились о даровании им наследника
В 1645 г. день кончины второй супруги Царя Михаила Феодоровича Романова (род. в 1596 г., правил 1613-1645) Евдокии Лукьяновны Стрешневой
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святой великомученицы Марины
Страница 1
Страдание святой великомученицы Марины
Святая Марина родилась в Антиохии
писидийской1 от благородных родителей, но
не благоверных, а омраченных языческим нечестием. Отец ее Эдессий был идольским
жрецом; он отдал свою дочь Марину, лишившуюся матери еще в пеленках, кормилице,
жившей в одном селе за пятнадцать верст от города. Когда девочка, бывшая на
воспитании, приходила уже в возраст, оказалось, что она была прекрасна телом и
еще прекраснее душой: и благоразумием, и добронравием отличалась она. Так как в
те времена было поднято гонение на христиан, то иереи и клирики, учителя Слова
Божия, скрывались кто в пустынях, горных пещерах, из боязни мучителей, кто в
селах между простыми людьми, – скрывались под видом нищих, однако, где только
могли, поучали, хотя и тайно, святой вере и многим обращали от языческого
заблуждения ко Христу.
Случилось и Марине,
двенадцатилетней девочке, услышать от одного человека Божия слово о Христе
Иисусе, истинном Боге, как Он воплотился от Святого Духа в утробе Пречистой Девы
и родился от Нее, сохранив Ее девство ненарушенным, как много сотворил чудес,
изволил добровольно пострадать ради спасения людей, умер, воскрес, вознесся на
небо и уготовал бесконечную жизнь и славу, и Царство вечное верующим в Него и
любящим Его. Услышав это, благоразумная девочка Марина уверовала во Христа, и
распалилось сердце ее божественной любовью, так что она ни о чем другом не
говорила и не думала, как только о Христе Иисусе; или где слышала она речи об
истинном Боге, всё внимание ее было там. А как уверовала она в Него сердцем, то
не стыдилась и устами исповедовать Его, хотя и не была еще крещена за неимением
христианского священника, который бы мог ее окрестить. И желала Марина пролить
кровь свою за Христа и креститься ею, как купелью крещения, как она слышала о
многих святых мучениках обоего пола, что крестились своей кровью те, которые
положили свои души за Господа: она хотела подражать им.
Эдессий, узнав, что дочь его
Марина уверовала во Христа, возненавидел ее и перестал считать дочерью, а относился
к ней, как к чужой; а девица возложила всю надежду свою на Отца небесного.
Ставши взрослой, лет пятнадцати, она вышла раз в поле посмотреть на овец своего
отца, которые там паслись. В это время случилось встретить тому мучителю
христиан, который ехал в Антиохию писидийскую; увидев красавицу девушку, епарх
поразился ее необычайно красотой, тотчас увлекся ею и задумал взять ее себе в
жены. Он остановился, и стал расспрашивать девицу:
– Какого ты рода, девушка, чья
дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша
собой: если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если
же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе.
Девица же, отличаясь целомудрием
больше, чем красотой своей, кротко ответила, чья она дочь и как ее зовут; не
утаила и того, что она Христова раба, верует во Единого Бога, Создавшего небо и
землю, соединена с Ним сердечною любовью и иного жениха не желает. Услышав, что
она христианка, епарх, которому дано было разрешение мучить христиан, велел
своим воинам взять ее вести за собой в город, однако почтительно: от ее
девичьих благоразумных слов он еще больше полюбил ее понадеялся скоро угрозами
мук отвратить ее от Христа и уговорить ее вступить с ней в брак. Девица же,
будучи ведена воинами, молилась во всеуслышание Богу, говоря:
– Господи Иисусе Христе, Боже
мой! не оставь меня и не отдай души моей в погибель! Пусть не одолеют меня
враги мои, пусть не осквернится слух мой их лукавыми речами, пусть не уступит
ум мой их скверным соблазнам, пусть не устрашится сердце мое их страшных угроз!
Не попусти вере моей быть вверженной в грязь и тину, чтоб не порадовался мне
диавол, ненавидящий добро, но пошли мне помощь с высоты Своего престола, дай
премудрость, открой уста мои, чтобы подкрепленная Твоей силой и умудренная
Твоей благодатью, я без страха отвечала на вопросы мучителя! Ей, Господи мой,
призри милостью в этот час на меня; вот я теперь как овца среди волков, как
птица среди ловцов и как рыба в сетях; приди же и избавь меня от козней вражиих!
Так молилась святая по пути,
пока не дошли до города Антиохии писидийской.
Прибыв в город, епарх по своему
нечестивому обычаю, сначала принес жертвы скверным своим богам, принес
торжественную похвалу своим царям, взял, каких нашел, христиан и вверг в темницу,
чтоб стерегли их до мучений; а девицу Марину поручил беречь некоторым знатным
женщинам. На следующий день, устроив торжественный суд, приказал скачала
привести на допрос святую Марину: он всё думал о ней. Девушку привели, а он с
сладострастием смотрел на необыкновенную красоту ее и всё более и более
разгорался к ней плотскою любовью. Потом он начал с коварством говорить ей:
– Знают все боги, прекрасная
девица, как я жалею твою юность и щажу молодое тело твое, цветущее красотою.
Поэтому прошу тебя, послушайся меня, – принеси жертву богам, и тебе будет
хорошо: ты тотчас получишь много имущества, будешь богата, станешь счастливее
всех своих сверстниц и будешь пользоваться почетом больше всех женщин в этом
городе.
Святая же Марина отвечала:
– Я научилась исповедовать
небесного Отца и Его Единородного Сына и Пресвятого Духа, Единого в Троице Бога
Истинного и Живого, и привыкла Ему поклоняться и Ему приносить всегда жертву
хваления, и я не поклонюсь богам, которых не знаю и не принесу им жертвы: они
бездушны, бесчувственны и не знают сами себя: они не знают, почитают ли их или
бесчестят. Я не воздам им той почести, какая подобает моему Создателю!
Преподобный
Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком
монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме
(память 17 апреля) и Савватию (память 27 сентября). В
1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал
его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите
северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления
обители. При преподобном Иринархе была сооружена
каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о
внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему,
духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в Богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно
монашеского духа. Под духовным руководством преподобного Иринарха
в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению
игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар
(память 13 января), друг и сподвижник преподобного Иринарха,
основал скит на Анзерском острове.
В
царской грамоте Соловецкому монастырю 1621 года инокам повелевалось "жить
по правилам Святых отцов.., в полном послушании у игумена (Иринарха)
и старцев".
Последние
два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы.
Преподобный
Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде
Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой
Богородицы - Одигитрии и на реке Лузе у Туринской
горы построить храм. Преподобный Леонид не решился следовать этому видению,
посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский
монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около
3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и
там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось. Тогда
преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и
через год рассказал настоятелю Корнилию (1599-1623) о
повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до
реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга,
устроил себе из хвороста хижину. Но недобрые люди вынудили его переселиться
вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и
приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три
канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого
озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила
ядовитая змея. Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не
предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях - и остался
здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою - Устьнедумскою.
С
благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского
патриарха, 1619-1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в
иеромонаха. В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону
Одигитрии, заповеданную Божией Матерью. Своим
нелегким подвигом в крае, называемом "ЛузскоюПермцою", что значит "частица страны диких
пермяков", избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых
просветителей этих глухих земель.
Много
борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной
природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов
затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес
постройки на мыс у Черного озера. На новом месте был также
воздвигнут храм, освященный в 1652 году. Скончался преподобный Леонид на
сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской
церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница - свидетель
подвижнических трудов святого угодника.
Имеются
тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.
В
1563 году, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова,
пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером недалеко от речки Луговицы в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией
Матери "Умиление", находившаяся тогда в Воронической
приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на
этой горе воссияет благодать Божия.
В
1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы - Одигитрии. Сделав себе кущу, Тимофей провел у того места
сорок дней в посте и молитве. Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и
народ пришли на Синичью гору с иконой "Умиление" в пятницу, следующую
за неделей Всех святых. Когда крестный ход, совершенный по повелению Матери
Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял
свет, воздух наполнился благоуханием и все увидели на сосне икону Одигитрии. Обе святые иконы, Одигитрия
и "Умиление", были поставлены в храме великомученика Георгия. От них
стали совершаться многие чудесные знамения и исцеления, о которых было сообщено
Иоанну IV. По его указу на Синичьей горе, называемой с тех пор
"Святою", была поставлена часовня, в которую перенесли чудотворные
иконы. Но вскоре, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда совершен был
крестный ход с иконами на Святую гору, ночью часовня внезапно загорелась. Огонь
уничтожил все внутри часовни, но святыни остались невредимы.
На
священном месте воздвигли каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы,
алтарь которого находился на месте явления иконы Одигитрии.
Обе прославленные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: Одигитрия - на правой стороне (придел в честь которой был
устроен в 1770 году), а "Умиление" - на левой (придел устроен в 1776
году).
В
том же 1569 году на Святой горе был основан Святогорский
Успенский монастырь.
Ежегодно
в первую пятницу Петрова поста святые иконы приносились в Троицкий собор города
Пскова и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней
стены города.
Празднование
в честь "Умиления" совершается 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе, а Одигитрии - 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы.