Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной (451). Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены (969). Память святого мученика Киндея (III-IV). Иконы Божией Матери Ржевская или Оковецкая (1539). В 1613 г. Коронация - Венчание на Царство Михаила Федоровича Романова (род. в 1596 г., правил 1613-1645) - первого русского Царя из Дома Романовых.
В 1596 г. родился Царь Михаил Феодорович Романов (род. в 1596 г., правил 1613-1645) - первый Русский Царь из Династии Романовых
В 1711 г. Россия подписала мир с Турцией. Закончился прутский поход Царя Петра Алексеевича Романова (род. в 1672 г., правил 1682-1725, с 1721 г. - Император Всероссийский)
В 1842 г. вышел указ Святейшего Синода о соединении двух дивеевских общин в одну с одной начальницей. Усилия Николая Александровича Мотовилова (1809-1879) сохранить Серафимовскую обитель
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной
Страница 1
Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной
Святая великомученица Евфимия родилась,
воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который
лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего
их пролива Босфора фракийского: пострадала она в царствование Диоклитиана1, шестнадцатого сентября, когда и празднуется ее
память Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во
время четвертого вселенского собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и
которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо и это
явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными
и произошло следующим образом.
Патриарх александрийский Диоскор
и Евтихий, архимандрит цареградский, еще при жизни правоверного царя Феодосия2, воздвигли богохульную ересь на Господа нашего
Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно
естество3; они прельстили многих духовных
и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и
широко пользовались их вескою поддержкою.
Когда собрался поместный собор в
Ефесе4 (через несколько лет после бывшего
там же вселенского третьего5), или, лучше
сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан, патриарх
цареградский6, исповедник благочестия, был
убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, – тогда еще больше укрепилась та
ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала
отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать четвертый вселенский
собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной
веры.
В это время благочестивый царь
Феодосий перешел из этой жизни к Господу, а после него принял царство
добродетельный и богоугодный Маркиан7 со
святою Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси
смущают Церковь, и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей
вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь
вопросы веры.
Собрались святые отцы, числом
шестьсот тридцать8, в числе них святейший
Анатолий, патриарх цареградский, святейший Ювеналий, патриарх иерусалимский и
посланники святейшего Льва, папы римского; присутствовали и зловерные во главе
с Диоскором, патриархом александрийским, Максимом – антиохийским, которому
Диоскор доставил патриаршество вместо отставленного Домна, и другие согласные с
ними архиереи, и Евтихий со своими единомышленниками, так что набралось
множество еретиков; все вместе со святыми отцами собирались они на совещание в
церковь святой великомученицы Евфимии, находившуюся в предместье города около
Босфора. Это была престольная церковь Халкидонской митрополии, весьма
просторная, могущая вместить в себе многое множество народа; в ней почивали и
мощи этой великомученицы, от которых творились дивные и славные чудеса; из них
скажем хотя о некоторых. В день святой памяти ее, в который она пострадала за
Христа, каждый год текла из честных мощей ее кровь, как будто только что
вытекшая из ран; ее собирали следующим образом. Гроб был большой мраморный,
покрытый мраморной доскою, а внутри его находился деревянный ковчег с мощами
святой; в этом мраморном гробе, в левой стороне было небольшое отверстие, в
которое проходила рука и которое закрывалось накрепко, а в нужное время
открывалось; через него сам епископ по окончании всенощной, перед святой
литургией черпал ту кровь посредством губки, привязанной к длинной железной
рукоятке; он влагал туда сухую губку, вынимал оттуда ее полную крови и выжимал из
губки кровь в особо приготовленный для этого сосуд. Народ при виде сего
воссылал великую славу Богу и святой Его мученице и помазывался той кровью на
благословение и исцеление своих болезней. Эта кровь была весьма благоуханная,
как будто бы смешана была с драгоценным миром, но никакое миро на земле не
могло сравниться с этим: эта кровь была несравненно выше всяких ароматов и
исцеляла всякие болезни. И не только во время ежегодного празднования своего
святая великомученица источала такую благоухающую миром и целебную кровь из
честных своих мощей, но иногда и в другое время, особенно же, если святитель
той церкви бывал угоден Богу своей добродетельной жизнью. бывали и многие
явления; часто святая являлась молящимся ей с верою, или лежавшим в болезни,
или приходившим в церковь к ее гробу, или же находившимся в различных бедах и
призывавшим ее на помощь. И стекался народ с великою верою к ней на поклонение
в Халкидон отовсюду, от всех городов, а в особенности, поблизости из Царьграда.
Там же по повелению царскому, должен был собраться вселенский собор святых
отцов.
Много было на том соборе у
правоверных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные
никак не хотели согласиться с православным учением. Тогда святейший Анатолий,
посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам:
– Напишите на свитке исповедание
вашей веры, также и мы напишем свое исповедание, и оба свитка, запечатанные,
положим в гроб на честные мощи святой великомученицы Евфимии; будем поститься и
соборно молиться Богу, чтобы Он чрез эту угодницу Свою открыл нам, какое
исповедание правильное.
Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены
Страница 1
Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены
На конце темной ночи идолослужения,
облегавшей Русскую землю, блаженная Ольга явилась как заря пред наступлением
светлого дня святой веры во Христа – "Солнце правды".
Блаженная Ольга происходила из знаменитого
рода: она была правнучка Гостомысла, того славного мужа, который начальствовал
в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, не был призван от
варягов на княжение русское Рюрик с братьями1.
Родиной Ольги была весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда
еще не существовавшего2. Родители блаженной
Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых
сами держались, несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием
и светлым умом, как это сейчас же будет видно.
Рюрик, умирая3, оставил после себя сына своего Игоря еще
малолетним отроком, поэтому как Игоря, так и самое княжение, до дней
совершеннолетия сына, Рюрик поручил попечению родственника своего Олега.
Последний, собрав значительное войско и имея при себе малолетнего наследника
княжения Игоря, отправился к Киеву. Убив здесь Аскольда и Дира, Олег подчинил
себе Киев, и стал он единовластителем варяго-русских владений, сохраняя
княжение для племянника своего Игоря; по делам правления Олегу приходилось
бывать то в Киеве, то в Великом Новгороде. Князь же Игорь, достигнув юношеского
возраста, занимался охотой. Случилось ему, во время охоты по окрестностям
Новгорода, зайти в пределы Пскова; выслеживая зверя около помянутой веси
Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог
туда попасть за неимением лодки. Спустя немного времени Игорь заметил какого-то
юношу, плывшего в лодке; призвав его к берегу, он велел себя перевезти на ту
сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательнее всматриваясь в лицо гребца,
увидел, что последний не юноша, а девица; то и была блаженная Ольга,
выделявшаяся своею красотою. Красота Ольги уязвила сердце Игоря; в нем
разгорелось похоть; и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому
плотскому смешению. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого
похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким
увещанием:
– Зачем смущаешься, князь,
замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное желание
надругаться надо мною, чего да не будет! – я об этом и слышать не хочу. Прошу
тебя, – послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления,
которых нужно стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей
должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел; ты же теперь
близок к какому беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью, будешь
совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить
справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого
гнушаются честные люди; и тебя, хотя ты и князь, последние могут возненавидеть
за это и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что, хотя я и одна здесь и
бессильна по сравнению с тобой, ты всё-таки не одолеешь меня. Но если бы даже
ты мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же будет защитой: лучше
мне умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему
девству.
Такие увещания к целомудрию,
обращенные блаженною Ольгою к Игорю, образумили последнего, пробудив в нем
чувство стыда. Он молчал, не находя слов для ответа; так они переплыли реку, а
потом расстались. И удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной
девицы. Действительно, – подобный поступок блаженной Ольги достоин удивления:
не зная истинного Бога и Его заповедей, она обнаружила такой подвиг в защите
целомудрия; тщательно охраняя чистоту своего девства, она образумила юного князя,
укротив его похоть словами мудрости, достойными ума мужа.
Спустя немногое время после
сейчас описанного, князь Игорь вместе с родственником своим Олегом отправился в
Киев с намерением там утвердить престол княжения, что и было исполнено: они
сели на княжение в Киеве, и в Великом Новгороде, как и в прочих подчинившихся
им городах Русской земли, посадили своих наместников. Когда наступило время
бракосочетания князя Игоря, то выбрали многих красивых девиц, чтобы среди них
найти достойную княжеского чертога; но ни одна из них не полюбилась князю.
Вспомнив целомудренную и прекрасную Ольгу, Игорь тотчас послал за нею
родственника своего Олега. Олег с великою честью привез Ольгу в Киев4, и Игорь вступил в брак с нею. Затем умер и Олег5, родственник и опекун Игоря, и Игорь стал править
безраздельно. В начале своего самостоятельного княжения Игорь вел упорные войны
с окрестными народами. Он ходил даже на Царьград: захватив многие страны
греческой земли, он возвратился из этого похода с добычею и славою6. Остальные годы своей жизни он проводил в тишине,
имея мир с пограничными землями. В это время у Игоря родился от блаженной Ольги
сын Святослав, впоследствии отец святого и равноапостольного князя Владимира. И
правил Игорь на престоле великого княжения в Киеве с благополучием: богатство
стекалось к нему в изобилии из многих мест, ибо и дальние страны присылали ему
многие дары и дани.
Смерть постигла Игоря таким
образом. Пользуясь наступившим после многих войн миром, Игорь начал обходить
города и области для взимания обычной дани. Придя к древлянам7, он вспомнил, что они в начале его княжения
отступили от него, и только после войны покорились ему снова: за это Игорь
удвоил на древлянах дань, чем очень отяготил их. Они же, опечалившись, начали
советоваться с князем своим Малом:
Святой Киндей был пресвитером Памфилийского
селения Сиды. В царствование Диоклитиана он был схвачен, по приказу игемона
Стратоника, и осужден на сожжение. Его повели на место мучения в железной с
гвоздями обуви. Воины, ведшие его, на пути встретили дровосека и насильно
отняли у него дрова для костра, но святой Киндей заплатил дровосеку деньги, сам
возложил на себя дрова и нес их до места мучения. Поставленный среди огня,
мученик оставался невредим и призывал народ познать силу Христову. Вдруг гроза
прекратилась, святой помолился Господу и испустил дух.
26
мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на
берегу речки Вырышни в Оковецкой
волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из
четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный
крест и на другом дереве - небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем
Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении
святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались
исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом
совершилось 27 исцелений.
Инок
Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву
с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений.
Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф
(1539-1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на
месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных
Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии,
с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были
присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами,
книгами и колоколами.
В
январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы
Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский
собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские
святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем
собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ
провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был
оставлен список со чтимого образа. В память этого
торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.